Строительный сайт

Фамилия исследователя открывшего феномен воспроизведения незавершенных действий. Эффект зейгарник в психологии. Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено? А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона - эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное - начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, заставляет нас не думать о работе.

Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Вопрос

Эксперимент

Влияние характера материала на запоминание.

1) Влияние расположения элементов в ряду. Если заучиваемый материал состоит из элементов, расположенных в ряд, то элементы, находящиеся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда.

Фуко: это результат взаимодействия 2-х процессов торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих последнее. Первый процесс – прогрессивное внутреннее торможение – проявляется в том, что ответы на предыдущие стимулы оказывают интерферирующее влияние на ответы, относящиеся к последующим стимулам. Второй процесс – регрессивное внутреннее торможение – проявляется в том, что ответы на последующие стимулы оказывают интерферирующее воздействие на ответы, относящиеся к предшествующим стимулам.

* Интерференция – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект.

    Степень однородности материала (сходство и различие).

а) Если 2 или несколько стимулов обладают общими признаками, то говорят, что они сходны. Число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала.

б) Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются лучше, чем однородные. (Эффект фон Ресторф).

    Осмысленность материала.

Хорошо осмысленный материал легче заучивается, чем слабо осмысленный.

При одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов.

Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала.

Роль упражнений. Распределение упражнений и относительная трудность заданий.

Когда речь идет о запоминании к-л материала, когда хотят добиться максимального уровня научения при минимальной длительности упражнений, что предпочтительнее – повторять беспрерывно упражнения до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени?

Результаты свидетельствуют о том, что число проб, необходимых для повторного заучивания несколько больше, когда все повторения падают на один и тот же день.

Йост: повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации м/у различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются «старые» ассоциации, «давность» ассоциаций тем больше, чем больше временипрошло от упражнения до воспроизведения. При концентрированном же научении повторения актуализируются самые новые ассоциации.

Т.о., из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация (закон Йоста).

Когда материал таков, что его можно заучить при сравнительно небольшом количестве повторений, предпочтительнее использовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом необходимо значительное число повторений, то тогда наиболее экономичным окажется метод распределенного научения.

Влияние перерывов в деятельности на запоминание.

Эффект Зейгарник. Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Вопрос : как соотносятся запоминание действий, которые были прерваны до окончания, и запоминание завершенных действий.

Эксперимент : испытуемому давались задания, которые он д.б. выполнить как можно быстрее и лучше. Однако ему не давали выполнить все задания до конца: половина прерывалась до их завершения. Завершенные и прерванные задания следовали в случайной последовательности. После последнего задания испытуемого просили вспомнить задания, которые он делал во время опыта.

Результат исследования показал, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Незавершенные задания в 3 раза чаще называются в первую очередь, чем завершенные. Количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных.

Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные. При адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке – нет.

Роль установок, характера и силы мотивации и эмоциональных реакций в процессах П.

Наряду со свойствами стимулов и упражнений в выполнении задачи на эффективность и психологическое содержание воспроизведения и узнавание детерминирующее и часто решающее влияние оказывают мотивы индивида, его аффективные реакции, установки, привычки, способы организации и восприятия стимулов и т.д., действующие на уровне научения и мнемической деятельности. В конечном счете и воспроизведение и торможение ассоциаций, также как и различные расстройства П., представляют собой продукт взаимодействия этих факторов.

Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности – ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.

П. человека носит избирательный характер. Он выражается в том, что мы запоминаем по существу то, что для нас значимо, интересно.

Запоминание у человека существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Запоминание – волевой акт. Установка запомнить является существенным условием запоминания, без нее простое повторение предъявленного ряда не дает эффекта. Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность.

В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками, действующими непроизвольно, непреднамеренно.

В запоминании также играют роль эмоциональные моменты. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное; но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека. Запоминание эмоционально яркого впечатления будет зависеть от его значимости для данной личности, от того, какое место оно займет в истории ее развития.

Значение ритмической и семантической группировки материала.

Память и обучение. Как мы научаемся ч-н? Упражнение, изучение, тренировка.

Очевидно, почти во всякой Д., достаточно трудной для того, чтобы в ней были мастера или профессионалы, для достижения высокого уровня нужны годы обучения и практики.

Как мы запоминаем? Иногда это происходит очень легко. Иногда вспомнить удается только с трудом.

Помнить – значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить – значит не справиться с одной из этих задач.

Научение и запоминание тесно связаны между собой. Но научение – это не просто запоминание, это также выработка навыка, умения выполнять какую-то задачу. Научение связано с целенаправленным припоминанием и умелыми действиями.

Когнитивная П. – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые при обучении воспринимаются сперва как нечто внешнее относительно личности, но затем постепенно превращаются в опыт и убеждения.

Феноменальная П. и проблема забывания. Основная трудность извлечения информации связана со структурой П. и с большим количеством заложенного в нее материала.

Для успешного извлечения недостаточно того, что нужная информация сохранилась. Искомое событие д.б. описано таким способом, который отличал бы его от всех остальных похожих событий.

Кривая забывания Эббингауза. Эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после заучивания; затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, во время которой наклон кривой постепенно становится все слабее и наконец совсем незначительным.

Материал, 60

сбережение

1 2 6 Интервал времени, дни

Можно видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне. А через 6 дней остается менее 20%.

Итоги исследований Эббингауза :

* Отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических структурах и смысловых ассоциациях.

* Если число членов запоминаемого ряда увеличить до количества, превышающего объем кратковременной П., то число правильно воспроизведенных членов ряда при однократном предъявлении уменьшается, по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной П.

* Если такой ряд увеличивается, одновременно с этим возрастает количество повторений, необходимых для запоминания.

* Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию, сокращается время на его заучивание потом.

* Эффект края: при запоминании длинного ряда лучше запоминается начало и конец.

* Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в определенный период времени.

* То, чем более человек интересуется, запоминается без труда, особенно в зрелые годы.

* Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем обычные, часто встречающиеся.

* Сравнительно простые события, производящие сильное впечатление, запоминаются быстро и надолго.

Теория забывания, ретроактивное и проактивное торможение.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в П. материала, невозможности воспроизвести.

З. особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов.

Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению.

Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее.

Ретроактивное торможение – 1) отрицательное влияние Д., следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала. 2) интегральный нервный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, - происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания.

Р.т. тем сильнее, чем больше сходства м/у Д. заучивания и последующей Д. как по содержанию, так и по условиям их осуществления. Р.т. уменьшается, если в двух последовательно запоминаемых материалов увеличивается количество не сходных, а тождественных элементов.

Р.т. возникает и тогда, когда Д., выполняемая вслед за запоминанием материала, требует больших умственных усилий и вызывает утомление, либо если она чрезвычайно занимательна, связана с сильными положительными или отрицательными эмоциями.

Проактивное торможение – интегральный нервный процесс, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам.

Это вперед действующее торможение, затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей Д. Это влияние тем сильнее, чем больше в предшествующей Д. сходства с последующим процессом запоминания.

Совместным действием проактивного и ретроактивного торможения объясняется более быстрое забывание середины заучиваемого материала(в случае его обширности и однородности по содержанию), чем начала и конца, т.к. средние части материала испытывают на себе тормозящее влияние предшествующих и последующих его частей.

Стихийное забывание и забывание как действие.

Факты и теории реминисценции. Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в П. материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным), при условии, что с момента заучивания испытуемый не занимался дополнительными упражнениями в выполнении данного задания.

Явление Р. изучалось в рамках 2-х частных вопросов. Первый касается количественного улучшения сохранения при последующих воспроизведениях (феномен Бэлларда), а второй – количественного улучшения сохранения в течение определенного времени при отсутствии в принципе любого припоминания воспроизводимого объекта (феномен Уорда-Ховлэнда).

Эти два подхода предполагают, что Р. является синонимом «количественного улучшения П.». Однако, значение термина при этом слишком сужается, т.к. припоминание ранее не воспроизводимого материала может сопровождаться забыванием, кратковременным или полным, других мнемических ответов, которые были правильно воспроизведены во время предыдущего воспроизведения.

Феномен Бэлларда .

Испытуемые должны были заучивать разный материал (стихи, отрывки прозы и т.д.) за время, недостаточное для достижения критерия полного усвоения.

Результаты показали, что воспроизведение становится максимальным через 2 или 3 дня.

Т.о., Р. является процессом, противоположным забыванию и способным оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы.

Уилльямс :

Улучшение долговременной П., полученное Бэллардом, в значительной мере вызывается повторением в уме материала в периоды между заучиванием и воспроизведением.

Г. Мак-Геч :

Испытуемые, которые, вероятно, воздерживались от повторения, обнаружили практически ту же меру Р., как и те испытуемые, которые прибегали к такому повторению.

Гипотеза Брауна (наиболее удовлетворительное истолкование феномена Бэлларда):

Отсутствие долговременного забывания есть результат аккумуляции припоминаний, каждое из которых способствует консолидации воспроизведенных ответов, увеличивая тем самым их диспонибильность, т.е. вероятность их припоминания при последующем воспроизведении; этот процесс благоприятствует актуализации еще не воспроизведенных элементов данной задачи.

Наиболее характерные формы патологии П.

Расстройства П. – снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют следующие расстройства П.: амнезия – отсутствие П., гипермнезия – усиление П., гипомнезия – ослабление П., парамнезия – обманы П.

Один из видов амнезии – прогрессирующая амнезия. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим; смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве.

Гипермнезия – как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок.

Гипомнезия – либо возникает после различных заболеваний (склероза мозговых сосудов и др.), либо является врожденной.

Парамнезии подразделяют на обманы П. по типу «уже виденного», на смешения следов П., на появление ложных воспоминаний, имеющих повторный характер.

Расстройства П. проявляются и в процессах восприятия как неузнавание знакомых объектов. В таких случаях расстройства П. входят в синдром агнозии.

Зейгарник Блюма Вульфовна - советский психолог. Психологическое образование получила в 20-е гг. в Германии в лаборатории К.Левина, где осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник. В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода.

Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 г. в литовском городке Пренай. В этом же городе она окончила гимназию. К сожалению, не представляется возможным сослаться на какие-либо документальные свидетельства той поры ее жизни, поскольку они не сохранились.

Она достаточно рано вышла замуж и в 1921 г. поехала вместе с мужем в Берлин. В Берлине она поступила в Берлинский университет на филологический факультет, где сразу же с головой окунулась в изучение разнообразных диалектов немецкого языка.

Случайно Зейгарник зашла на лекцию профессора Макса Вертгеймера и поняла, что посвятит изучению психологии всю жизнь. В 1924 г. Зейгарник начала посещать семинар Курта Левина, который непосредственно занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в ее среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения.

Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара. Последние, заметив ее увлечение гештальтпсихологией, прикладывали много усилий, чтобы отговорить ее от занятий в кружке Левина, что не привело к желаемому результату. Следует отметить, однако, что подход Левина к изучению личности заметно отличался от принятого в среде гештальтпсихологов подхода.

Приблизительно в это время (точнее в 1925 г.) после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила удивительную закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник». Суть данного феномена заключается в том, что незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные.

Во время проведения эксперимента Зейгарник просила испытуемых за определенное время решить какую-либо задачу. Выяснилось, что в случае нерешенности задачи вследствие какого-либо фактора (например, из-за нехватки времени) эта нерешенность вызывает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти. Зейгарник опытным путем вывела следующую закономерность: число запомнившихся нерешенных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся решенных задач.

Спустя 40 лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена. Практически все направления и школы психологии, за исключением психоанализа, пытались так или иначе интерпретировать открытый Зейгарник эффект: поставить его на служение своим теориям либо опровергнуть его.

В 1927 г. Зейгарник окончила Берлинский университет, успешно защитив диплом, посвященный открытому ею эффекту. Однако ее исследования были обнародованы Левином еще в 1926 г. в своем докладе на VIII Международном психологическом конгрессе.

В 1931 г. Зейгарник вернулась в Россию. Она буквально с первого момента стала заниматься наукой. Зейгарник становится ближайшей помощницей Л.С. Выготского и работает в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В эти годы Зейгарник удается стать верной соратницей и единомышленницей для многих видных советских психологов.

С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины, являясь ближайшим сотрудником Л. С. Выготского.

30-е годы были очень тяжелыми как для молодой советской психологии, так и для каждого отдельного психолога. После смерти Выготского в 1934 г. его ученики подверглись гонениям, а отрасль науки, небезуспешно исследуемая и развиваемая Выготским и его учениками, была запрещена. В 1938 г. был арестован и погиб в застенках Лубянки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном.

В годы Великой Отечественной войны Зейгарник занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач (на Урале) под руководством А.Р. Лурия. После войны (1943-1967) Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии института психиатрии МЗ РСФСР одновременно (с 1949 г.) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1967 г. профессор кафедры медицинской психологии психологического факультета МГУ. Зейгарник - организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960 г.), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).

Зейгарник укрепляет свои контакты со многими крупнейшими психологами страны - А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, С.Г. Геллерштейном, во время общения с которыми оформились ее представления о патопсихологии как особой отрасли психологии.

В послевоенный период Зейгарник возглавляет лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при ее непосредственном участии. Именно в этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии - экспериментальная патопсихология.

Теоретические наблюдения и практический опыт были обобщены Зейгарник в следующих книгах. «Нарушения мышления у психически больных» (1959), «Патология мышления» (1962), «Введение в психопатологию» (1969), «Основы патопсихологии» (1973), «Патопсихология» (1976).

В 1978 году профессору Зейгарник была присуждена Ломоносовская премия 1-й степени за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации людей, страдающих психическими заболеваниями. В работах этого цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных - основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения. Последнее важно как для решения исследовательских задач в области патопсихологии, так и для практической работы психологов в этой области.

Среди работ Зейгарник особое место занимает учебник "Патопсихология"(1986 год), адресованный студентам, обучающимся психологии. Это первое издание в отечественной психологии, содержащее в систематизированном виде целостное представление о патопсихологии как особой области знания, в нем обсуждается вопрос о месте патопсихологии в системе других наук, о значении патопсихологических исследований для решения общетеоретических проблем психологии.

Зейгарник и ее последователи описали особенности личности и мышления людей, страдающих шизофренией, эпилепсией, алкоголизмом и другими психическими расстройствами. Результаты этих исследований совпали с теорией Леонтьева, согласно которой личность во многом определяется иерархией мотивов, и продемонстрировали, что у душевнобольных людей эта иерархия существенно нарушена.

Зейгарник крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее мнению, опосредствованная личность, т е. личность, критически оценивающая себя, способная самостоятельно справиться с внутренними проблемами, не нуждается в психотерапии, поскольку развитая, гармоничная личность должна уметь самостоятельно «отремонтировать» свои внутренние «неполадки». Людям незрелым, с несформированной системой психической саморегуляции, по мнению Зейгарник, нужны психотерапевты.

Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.

Б.В. Зейгарник умерла в 1985 г.

Зейгарник Блюма Вульфовна

(1900–1988) - российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект Зейгарник» В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода. В ее исследованиях была показана роль мотивационной опосредствованности нарушений познавательной деятельности при аномалиях личности. Были описаны генезис и динамика формирования патологических потребностей, структура нарушений иерархии мотивов, их опосредованости, осознанности и подконтрольности, регулирующая функция самооценки.

Сочинения:

    Нарушение мышления при психических заболеваниях. 1957;

    Патология мышления. М., 1962;

    Введение в патопсихологию. М., 1969;

    Личность и патология деятельности. М., 1971;

    Основы патопсихологии. М., 1973;

    Патопсихология. М., 1976;

    Теория личности К.Левина. 1981;

    Теории личности в зарубежной психологии. 1982

В последние годы жизни занималась разработкой общепсихологических проблем личности.

Феномен Зейгарник

Один из известных феноменов, ныне описанный во всех психологических словарях и учебниках, был открыт в 20-е годы Б.В. Зейгарник и назван ее именем. Интересно, однако, не только само открытие, но и то, как оно было сделано.

В те годы Зейгарник стажировалась в Берлине у известного психолога Курта Левина. Однажды со своим учителем она зашла в многолюдное кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В. Зейгарник.

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло, и задача не решена.

По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.

Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название "эффект Зейгарник". Можно предположить, что определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия разрядки, способствует сохранению его в памяти.

Интересное усовершенствование этого эксперимента принадлежит Полю Фрессу. Он задавал испытуемым двадцать задач, но позволял решать только десять, а потом интересовался, сколько задач, по мнению испытуемого, ему удалось решить. Оказалось, что люди, уверенные в себе и ориентированные на успех, склонны несколько преувеличивать свои достижения и считать, что успешно справились с большинством задач. Те же, чья самооценка занижена, склонны скорее преуменьшать свои успехи. Так этот эксперимент вылился в интересную форму личностной диагностики.

В разнообразных вариантах подобные опыты проводятся по сей день. И мало кто помнит, что у их истоков стоял безвестный берлинский официант.

Здравствуйте!

В психологии известен так называемый эффект незавершенного действия, или эффект Зейгарник, названный по имени его открывателя Блюмы Вульфовны Зейгарник. Еще этот феномен иногда называют принципом завершения.

Оказывается, незавершенные дела постоянно довлеют над человеком, вызывают в нем внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и снова и снова возвращаться к ним в мыслях и делах.

А теперь – история открытия этого феномена.

В конце 1920-х годов тогда еще студентка, а впоследствии – будущая светила советской психологии Блюма Зейгарник со своим преподавателем и группой студентов пришли в кафе. Большая шумная кампания заказала ужин. К их удивлению, официант, принимавший заказ, ничего не записал, весь большой список заказанных блюд он запомнил.

Ужин был подан, благополучно съеден, а о хорошей памяти официанта вроде все забыли.

Перед уходом Блюма Зейгарник неожиданно решила уточнить у официанта какую-то информацию об одном из поданных им блюд. Оказалось, что он совершенно не помнит, что они заказывали.

Вспомнили о том, что официант не записал заказ, но выполнил его правильно. Так почему он не помнит. Оказывается, он помнил все неисполненные заказы, но начисто забывал о тех, которые только что исполнил.

Студенты и преподаватель были психологами, поэтому история получила продолжение. Блюма Зейгарник предположила, что люди по-разному запоминают незаконченные и законченные действия, так как они имеют для него различную значимость.

Теория была проверена экспериментально. Испытуемым в опытах Зейгарник предлагалось решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи определялось Блюмой Вульфовной произвольно. В любой момент она могла прекратить решение задачи, заявив, что время истекло. В результате задача оказывалась нерешенной.

Через несколько дней испытуемым нужно было вспомнить условия задач, которые они решали. Оказалось, что они хорошо вспоминали задачи, решение которых было прервано. Решенные задачи испытуемые вспоминали с трудом. Нерешенные задачи запоминались в два раза лучше в сравнении с решенными задачами. Эту закономерность и называют «эффектом Зейгарник».

Объяснение такого феномена Зейгарник дала следующее. Начало выполнения задачи создает очаг напряжения в памяти, который не разряжается до того момента, пока задача не завершена.

В этом очаге постоянно «живет» стремление к реализации, к завершению начатого дела, которое влияет на память и поведение человека. Человек стремится завершить начатые дела. Большинству людей нравится чувствовать завершенность, а незавершенность угнетает, выводит из состояния равновесия.

Основной вывод отсюда следующий. Не нужно одновременно иметь много незавершенных задач, так как любая начатая, но не незаконченная задача создает в нашей памяти напряжение, отвлекающее нашу энергию. Такое отвлечение снижает нашу эффективность. Как говорится, за двумя зайцами…

На бытовом уровне эффект Зейгарник каждый из нас может, подумав, заметить у себя. То мы ночью во сне решаем сложную задачу по математике или химии (у меня, например, такое было неоднократно). То, задумавшись, внезапно возвращаемся к мысли о том, какую классную машину вчера видели.

И наоборот. Студент выучил за ночь китайский язык (или сопромат), сдал экзамен и напрочь забыл, о чем там вообще шла речь. А девушка купила платье, о котором неделю не могла забыть, и оно ей резко перестало нравиться

Думаю, у каждого из нас найдутся подобные примеры.

У каждого человека есть свой разумный предел числа задач, одновременно находящихся в процессе решения. Для каждого он различен. Есть люди, которые могут делать только одно дело. А есть такие, которые одновременно делают несколько дел.

Этот предел для каждого стоит знать и стараться не превышать. Если задача большая и на ее решение требуется много времени, лучше разбить ее на части, чтобы получить удовлетворение от решения каждой подзадачи.

Осторожнее относитесь к принятию на себя обязательств. Берите в работу только те задачи, которые вам действительно нужны и посильны.

Если у вас есть какие-то старые незавершенные задачи, о которых вы уже вроде забыли, то свой очаг напряжения они могут сохранять и влиять тем самым на ваше поведение. Если это возможно, их стоит вспомнить и завершить, освободив в мозге место для новых задач.

Завершение задач высвобождает вашу энергию!

Это что касается наших задач. В же мы ставим задачи другим людям, предлагая им что-либо. Недосказанность и незавершенность, как проявления эффекта Зейгарник, могут вам помочь.

Эти приемы действуют практически безотказно, если вы хорошо изучили и учли интересы своей целевой аудитории. Человек испытывает дискомфорт до тех пор, пока действие не завершено.

Поэтому, увидев заголовок, в котором начата и оборвана фраза, большинство людей откроет письмо, чтобы дочитать ее до конца. Посмотрев два видео из инфокурса и зная, что всего их там не 2, а 10, потенциальные клиенты в большинстве своем, если тема им интересна, захотят посмотреть все 10.

Это можно использовать как элемент мотивации при общении с потенциальным клиентом. Далее оставляю недосказанность. Даже с многоточием… Продолжим в другой раз.

Понравился эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник? Не знали о нем раньше? Изучайте, используйте.

Пишите свое мнение в комментариях. Расскажите об эффекте незавершенного действия Зейгарник своим друзьям в социальных сетях.

Загрузка...