Строительный сайт

Пристрастие к селфи – это болезнь современного общества по мнению психиатров. Все, что нужно знать о селфи Почему люди делают селфи мнение психолога

По просьбе "Вестей", психологи и фотографы расшифровали самые популярные "себяшки"

В период пляжного отдыха тонны «себяшек» загружаются в социальные сети и мессенджеры. Как их расшифровать, рассказали наши эксперты. Так, ноги на пляже фотографируют хвастуны, а еду — скупердяи.

Лицо крупным планом — раскрепощенность и высокомерность

Такое фото — проявление эгоцентризма, при этом наклон головы, ракурс камеры и выражение лица на снимке расскажут о разных качествах человека. Так, если девушка сделала губы уточкой — Duckface, — она демонстрирует свою раскрепощенность и сообщает противоположному полу, что «уже созрела» к любовным отношениям.

  • Широко распахнутые или выпученные глаза говорят о болтливости человека, его кукольной мечтательности.
  • Селфи со взглядом, отведенным от камеры, — показатель существующих тайн и нежелания делиться с окружающими
    правдой о себе.
  • Если голова наклонена на бок — это легко увлекающаяся личность, для нее очень важны и заметны даже небольшие новшества.
  • То, как во время снимка его автор держал гаджет, также приоткроет тайну его личности: если снимок сделан сверху лица, а голова закинута назад — это говорит о высокомерности и гипертрофированном чувстве собственного достоинства. Такой человек никогда и ни в чем не уступит своему оппоненту, даже понимая, что он неправ.

Селфи с кем-то — комплекс внутреннего одиночества

«Себяшки» с молодым человеком/девушкой — попытка доказать всему миру: «Я не один, я нужен!» Такие люди на самом деле одиноки, а фотографиями заглушают в себе чувство сиротливости и непризнанности. Селфи женщины с ребенком может обнажать ее чувство вины за то, что из-за работы она мало времени уделяет своему чаду или, напротив, она не смогла построить карьеру, поэтому убеждает всех, в том числе и саму себя, в том, что ее жизнь идеальна, а ребенок — это главное.

Фото в зеркало (примерочные, лифты) в полный рост — низкая самооценка

  • Такие фото делают неуверенные в своих возможностях и внешности люди. По законам фотографии, чтобы хорошо получиться на фото, человек должен напрячь мышцы, а зеркала и яркий свет усиливают чувство самоконтроля, которое заставляет привести себя в тонус. Поэтому на подсознательном уровне такой человек выбирает для фото те места, где ему приходится собраться, чтобы получиться идеальным. Такие люди нуждаются в постоянном «поглаживании по голове», которое получают через лайки.
  • Если на фото часть лица перекрывает гаджет или на глаза падают волосы, человек боится показать себя настоящего.

Кривляния (прищуривается, показывает язык) — внутренний дискомфорт

  • Корчат рожицы на камеру люди, желающие скрыть свою душевную боль. Выкладывая «карикатуры» на самих себя, они как будто просят других повеселиться вместе с ними, составить им компанию, когда они ощущают грусть и тоску.
  • Показывают язык хвастуны (помните, как в детстве мы говорили «бе-бе-бе» и высовывали язык). А если при этом еще прищурены глаза — человек очень завистлив сам и хочет вызвать зависть в отношении себя у других.

Иллюстрация "Вестей", кликните для увеличения фото

Снимок с отдельными частями тела без лица — активность и хвастовство

Выставляя фото, на котором только ноги, человек подсознательно хвастает перед подписчиками в соцсетях: «Я двигаюсь, я чего-то добиваюсь, поэтому и так классно отдыхаю!» При этом обратите внимание на положение ног: если лодыжки перекрещены — это признак психологической закрытости человека, он никому не расскажет о своих настоящих чувствах.

  • Если носки повернуты друг к другу, как бы косолапя, это свидетельствует о неуклюжести в жизни, о нерешительности и невозможности противостоять стрессам. Такую личность легко вывести из равновесия.
  • Если носки врозь, а пятки вместе, такой человек уверенно идет по жизни, устойчиво стоя на ногах. Он умиротворен и доволен положением дел.
  • Если на фото две пары ног — тот, кто выставил фото, сообщает миру, что он не один, но при этом не готов рассказать, кто его вторая половинка. Это немой посыл: «Кто со мной — не ваше дело!»
  • Снимки, на которых только рука, вытянутая вперед, чаще всего — со стаканчиком кофе, характеризуют человека как душевного и эмоционально возбудимого. Он легко переключается с восхищения на возмущение, с любви на ненависть, со слез на смех. И такие «качели» в его настроении делают общение с ним интересным. Если при этом рука крепко сжимает какой-то предмет — это активный человек, готовый при необходимости начать действовать.

Уходит вдаль, ведя за собой вторую половинку за руку, — усталость и желание доминировать

Эта поза показывает неприятие окружения, жизненного уклада, рутины и т. д. Если девушка «уводит» за собой молодого человека — она хочет за него замуж. Если на снимке семейная пара, им необходимо уединение — скорее всего, в их жизни очень много посторонних людей. Тот человек, который уводит партнера, хочет доминировать в отношениях и вести за собой не только на снимке, но и в жизни.

В ванной, в постели — уверенность в своей неотразимости

Расслабленность и даже некая небрежность на фото демонстрируют пренебрежительность к людям. Если на снимке рука заложена за голову — это показатель чувства превосходства над другими, человек со снимка как бы говорит: «Может быть, и вам когда-то повезет так, как мне!» При этом он настолько уверен в своей неотразимости, что даже не напрягается, чтобы выглядеть на фото как-то лучше. Подсознательный посыл: «Любите меня таким, какой я есть!»

На фоне дорогих машин, яхт, витрин брендовых магазинов — недостаток материального комфорта

Частые селфи на фоне дорогих, но при этом не своих вещей — свидетельство того, что человеку не хватает комфорта. Он болезненно ощущает недостаточный уровень своих заработков и из-за этого комплексует, даже если явно этого не показывает. При помощи таких снимков он пускает окружающим пыль в глаза и убеждает себя в некой причастности к миру богачей и элиты.

Фото с едой — неготовность тратиться

Еда всегда ассоциируется с благополучием, сытостью жизни. Поэтому, выставляя такие фотографии, человек на подсознательном уровне хочет показать, что у него дела не хуже, чем у других. На самом деле, такие люди нечасто себе позволяют подобные деликатесы — и не потому, что у них нет денег, а потому, что они скупы и не готовы расточать свои «кровно заработанные» на угоду своему пузу.

С фильтрами или надписями — недоверие и недостаток теплоты

Пропуская селфи через различные фильтры, вставляя их в фоторамки или делая цветные подписи, человек скрывает под ними не только часть снимка, но и настоящего себя. Черно-белые фильтры, или ретрику, применяют люди, тоскующие по своему прошлому. Используя такую обработку, они как будто возвращаются к семейному альбому, который навевает теплоту и уверенность в завтрашнем дне.

  • Наши эксперты:
  • Марта Юдина, психолог
  • Марк Кириллов, фотограф портретной съемки

У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.

Социальные сети и реальность постмодернизма

Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?

Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.

Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений». Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.

Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.

Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть

Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.

Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.

С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом - это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом - это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.

Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.

Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.

Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.

Селфи – автопортрет, меняющий человека


Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.

Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.

Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.

Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.

Вот что пишет Ван Гог о фотографии:

«...Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное. А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится».

Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?

Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.

Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое».

Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.

Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.

Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать. По мере появления на своей странице удачных кадров человек может даже немного успокоиться, а его внутренняя тревога утихнуть, но завтра настанет новый день, а значит, голод идентификации нужно будет снова удовлетворять.

Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.

Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка - вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.

Фото: музыкант Джордж Харрисон, 1966.

Невероятные факты

Любите фотографировать самого себя и выкладывать фотографии в Интернете? Эксперты утверждают, что люди, которые постоянно ищут нужный ракурс, чтобы сфотографировать себя , могут страдать от психического расстройства.

Британский психиатр д-р Дэвид Вил (David Veale) утверждает, что большинство пациентов с расстройством известным, как дисморфофобия часто делают селфи – снимки самих себя.

"У двоих из трех пациентов, которые обращаются ко мне с дисморфофобией, с ростом популярности камер телефонов есть навязчивое желание постоянно делать селфи и публиковать их на социальные сети ", - рассказал он.

Что такое селфи?


Селфи – это термин, который используется для описания фотографии самого себя с целью опубликовать ее на сайт социальных сетей или обмена фотографиями , таких как Facebook или Instagram.. Чтобы сделать селфи, чаще всего фотографию делают, вытянув правую или левую руку, повернув камеру на себя.

Фанаты селфи могут тратить часы на то, чтобы сделать фотографию себя , которые не показывали бы их недостатки во внешности, которые они видят, а другие могут вовсе не замечать.
Часто такие люди делают несколько фотографий, пока не найдут лучший ракурс или позу, и они очень придирчиво относятся к самым мелким дефектам.

Фото селфи


Так в одном экстремальном случае, британский подросток Дэнни Боуман (Danny Bowman) попытался покончить жизнь самоубийством, так как был недоволен своей внешностью на фотографиях самого себя , которые он делал.

Он так хотел привлечь девушек, что проводил по 10 часов в день, делая больше 200 селфи, пытаясь найти идеальный снимок.

Привычка, которая появилась у него в 15 лет, привела к тому, что он бросил школу и похудел на 12 килограмм. Он не выходил из дома в течение 6 месяцев, а когда не смог сделать безупречную фотографию, попытался убить себя с помощью передозировки. К счастью его матери удалось спасти сына.

Специалисты также говорят о том, что поглощенность селфи может быть признаком того, что человек либо самовлюблен, либо очень не уверен в себе .

Желание следить за опубликованными фотографиями, теми, кому они понравились или теми, кто комментирует их, стремление достичь наибольшего число "лайков" - могут быть признаками того, что селфи вызывают проблемы психологического характера.

Дисморфофобия


Дисморфофобия – это расстройство, характеризующееся тем, что человек чрезмерно обеспокоен одним или несколькими недостатками в своей внешности , которые незаметны другим.

Хотя у каждого есть что-то во внешности, чем он может быть недоволен – изогнутый нос, неровная улыбка, слишком большие или слишком маленькие глаза, эти особенности не мешают нам жить. В то же время люди с дисморфофобией думают о своих реальных или воображаемых недостатках ежедневно в течение многих часов.

Автопортреты на телефон стали отдельным и дико популярным жанром. Даже Мерил Стрип, не замеченная ранее в самолюбовании, не удержалась и сделала« самострел"с Хиллари ­Клинтон ­после ужина в Госдепартаменте. Да что там Хиллари — у некоторых есть даже селфи с папой римским!

Ученые быстро смекнули: пора всерьез изучить это явление. Группа специалистов под руководством информатика Льва Мановича создала проект SelfieCity и провела исследование. Они выбрали в инстаграме 120 000 фотографий людей из пяти разных стран, а затем пристально рассмотрели каждую, чтобы узнать — а не селфи ли это? Выяснилось много любопытного. Например, что в Москве женщины делают« самострелы» в 5 раз чаще мужчин. А еще, что девушки обычно позируют складывая губы« уточкой» и кокетливо наклоняя голову. Психологи объяснили, почему мы делаем селфи с таким энтузиазмом.

Селфи — это способ сообщить миру: «Я есть!» Сегодня человек без странички в социальной сети — невидимка. А если в профайле нет ни единой селфи — это выглядит подозрительным. Не бот ли?

« При помощи автопортретов мы рассказываем окружающим еще и о своих переживаниях», — объясняет семейный психолог Марина Травкова. Скорчить смешную физиономию в музее Дали, изобразить страдание рядом с кондитерской, сделать« мимими» рядом со своим бойфрендом — лучший и кратчайший способ покрасоваться, похвастаться или пожаловаться. Ведь человеку нужна аудитория. Между прочим, нашим мамам, чтобы сообщить последние горячие ­новости, приходилось обзванивать всех подруг, совсем как актрисе из «Ивана Васильевича», которой не терпелось похвастаться, что она улетает в Гагры с Якиным. Нам же достаточно« заинстаграмить» селфи и не торчать в телефонной будке часами.

Хорошо, если… благодаря публикациям ты получаешь эмоциональную разрядку.

Насторожись, если… не умеешь говорить о своих переживаниях людям. Подруге — что рада ее повышению, а коллеге — что обижена, потому что она тебя подвела.

Приятное с полезным

«Самострелы» помогают:

  1. запечатлеть вдохновляющие моменты: на фоне панды в Китае или когда пробежала свои первые пять километров
  2. оценить спортивный прогресс: если ты регулярно трениру­ешься, можешь раз в месяц сравнивать селфи до и после
  3. поблагодарить друга за подарок: например, сфотографироваться в шарфике, который он привез тебе из путешествия

Чтобы получить внимание

Мы живем в мире, который помешан на популярности. И постоянно« продаем» себя: профиль в соцсети — витрина магазина, записи — рекламный текст, а селфи — фото товара. Ярмарка тщеславия работает круглосуточно: важно, как ты оделась, где ужинала, с кем встречалась. Блогерам, которых природа одарила приятной внешностью, гарантирован поток лайков. Вот, собственно, ради чего мы и постим снимки. Лайк или восторженно-бессмысленный коммент под селфи — виртуальное социальное поглаживание. «Таким способом мы получаем подтверждение, что мы хорошие, достойны любви, внимания и уважения», — говорит психолог Елизавета Королева. В ответ на внимание платим той же виртуальной монетой: нажимаем на значок с сердечком под селфи приятелей.

Хорошо, если… ты знаешь и другие способы получить одобрение и поддержку.

Насторожись, если… ради виртуального обожания готова пойти на любые жертвы. Например, делать снимки, стоя на краю пропасти.

Чтобы погасить тревогу

Вообще-то селфи — монолог, разговор с самой собой. Чтобы сделать фото, мы выбираем проверенный ракурс, делаем привычное выражение лица — и готово! Какой там авторский взгляд и творческий поиск. Главное, чтобы глаза выглядели выразительнее, а волосы — пышнее. А ведь обычная фотография — всегда результат взаимодействия фотографа и модели. «Работа профессионала открывает в тебе лучшее или новое. Для селфи мы лишь штампуем единственный образ, в котором нам комфортно. Это и не дает выйти за рамки привычного», — утверждает телес­но-ориентированный психолог Елена Мжельская. Чтобы взглянуть на себя со стороны, надо довериться человеку с камерой. А это весьма тревожно. Вот мы и находим покой, стоя с айфоном напротив зеркала. Выбирая привычный ракурс, мы гарантированно избегаем ироничных комментариев, а значит — и угрозы самооценке.

Хорошо, если… ты маниакально подсчитываешь лайки и чуть что готова бежать в салон красоты исправлять мнимые недостатки.

Насторожись, если… заметила, что знакомые ставят все меньше лайков, а ты думаешь: может, это из-за того, что волосы неаккуратно уложены или тушь размазалась?

Чтобы выпустить пар

Мы, женщины, все немного актрисы, которым необходимы сцена и зрители. Видимо, именно эта внутренняя примадонна и заставляет нас по пять раз на дню постить свои фото. Мы ­получаем удовольствие, демон­стрируя себя, и это естественно. Если не дать актрисе получить овации там, где это безопасно(в инстаграме), есть вероятность, что ее темперамент прорвется наружу и она устроит спектакль. Причем сделает это в самый неподходящий момент и с упоительным трагизмом. Поэтому селфи — ­безобидный способ поддержать свое психологическое здоровье.

хорошо, если… твоя внутренняя примадонна знает меру и не путает при встрече с друзьями вопросы« как дела?» и «почему не ставишь лайки?»

Насторожись, если… складываешь губы« уточкой» уже не только перед камерой айфона. И это милое выражение лица почти превратилось в капризную гримасу.

Чтобы быть искренними

Публикуя селфи, мы сообщаем окружающим довольно интимную информацию, признаемся в слабостях. Кто-то — в том, что не любит заправлять кровать, а кто-то в том, что у него и вовсе ее нет. А еще селфи — это как правило фото сомнительного качества: смазанные, плохо кадрированные. Получается, любовь к автопортретам — словно отказ от погони за успехом. Мы как будто говорим: «Я не стесняюсь себя, поэтому не нуждаюсь в фотошопе». Может быть, московские айфоноводы первыми уловили эту тягу к естественности. Ведь, согласно исследованию, о котором мы писали в начале, именно жители Москвы делают самые грустные селфи в мире. Вероятно, мы устали от натянутых улыбок и поняли: грустить — это нормально.

Что означает слово «селфи», сегодня не надо объяснять никому. Став по версии Оксфордского словаря словом 2013 года, оно не теряет свое популярности и поныне - странички в соцсетях все также пестрят изображениями их владельцев в анфас, профиль, в обнимку с близкими, домашними питомцами и прочее. Помешательство на самофотографировании и выкладывании снимков в интернет стало таким глобальным явлением, что им заинтересовались психологи и социологи, выделив даже отдельные виды селфи и официально признав одержимость селфи психическим заболеванием.

О том, когда страсть к фоторепортажам о своей жизни может привести к психологическому расстройству, чего на самом деле не хватает таким людям и почему для них «лайков много не бывает», сайт рассказала педагог-психолог, руководитель отдела психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите и семьям «Центра психолого-медико-социального сопровождения» Елена Бирюкова.

Для подростков - норма

Олеся Томашова, сайт: Елена, что же плохого видят психологи в том, что мы делимся с окружающими фотографиями о том, где бываем, что купили, какую прическу сделали?

Елена Бирюкова. Фото: АиФ

Частое фотографирование самого себя в подростковом возрасте психологи также считают нормой. Для подростка характерно следование модным тенденциям, к которым принадлежит сегодня и селфи. Для него это - один из этапов приобщения к группе взрослых. И ему важно показать, что он такой же, как все. Кроме того, молодой человек или девушка пытаются самоиндентифицироваться, найти ответы на вопросы: «какой я?», «чего я стою?». Плюс активно меняется его тело, внешность. А фотографирование себя в различных позах и местах, с последующей демонстрацией этих фотографий в социальных сетях придает ему уверенности в себе. Поэтому увлечение селфи, если оно не переходит в патологическую форму, помогает подростку пережить сложный для него период.

В психологии существует даже целое направление - фототерапия, которое является одним из видов арт-терапии. Однако фотографирование себя - лишь один из элементов этой терапии, и помимо него, сюда входит также тесное и постоянное общение с психологом.

Пограничный селфит

В каком же случае можно говорить о патологической зависимости от селфи? Есть ли четкая граница между безобидным увлечением и патологией?

Выделяют несколько видов селфи-расстройств. Отмечу, что селфимания признана психическим заболеванием, которое получило название селфит. И обычно оно развивается у тех, кто испытывает какую-либо форму зависимости от электронных гаджетов.

Для подростков увлечение селфи не только нормально, но даже полезно. Фото: Shutterstock.com

Итак, если человек фотографирует себя не более трех раз в день, и без особого желания выставлять снимки в социальные сети, это получило название «пограничный селфит».

Он легко может перерасти в острую форму, когда человек делает уже как минимум три своих фото в день и обязательно размещает их на своих страничках в социальных сетях. Или хроническую форму - автофотографирование в любой удобный момент с последующим размещением снимков в интернете. Причем если такой возможности в силу разных обстоятельств нет, то человек испытывает состояние, схожее с ломкой у наркоманов, алкоголиков. Его преследует дискомфорт, им движет стремление найти сеть любой ценой - он бежит искать кафе с вай-фай или просит у знакомых телефон с выходом в интернет.

Пограничный селфит - это крайний вариант нормы, при котором уже стоит задуматься - что же человека не устраивает в жизни и что тревожит.

- Так что же его тревожит и гложет?

Такое поведение может свидетельствовать о том, что человек находится в состоянии личностного кризиса. Поводы для него могут быть различными. К примеру, развод, который остро переживает женщина, считая, что более не может быть интересна мужчинам. Или развившиеся комплексы на фоне возрастных изменений.

Селфи-туфли. Фото: кадр из youtube / Miz Mooz

Активно фотографируя себя и выкладывая снимки в интернет, она из-за своей неуверенности ищет подтверждения тому, что все еще может быть привлекательной. Тем самым как бы снова и снова спрашивая у окружающих - правда ли я хороша?

Люди, страдающие селфитом, вообще часто недовольны своей внешностью (это явление носит название дисморфофобия). И каждый лайк под их фото для них - сродни «эмоциональному поглаживанию», комплементу, доброму слову, которые человек не получает в реальной жизни от близких людей. Со временем такая похвала становится жизненной необходимостью.

«Доза» лайков

- Долгожданное одобрение - лайки - фотографий разве не способствуют повышению самооценки?

Лайки приносят лишь временное облегчение, в последующем «доза» повышается и в следующий раз человеку требуется уже больше лайков, далее - еще больше. И конца этому не будет. Проблема остается нерешенной.

Опасное селфи у вулкана. Фото: Shutterstock.com / Alexander Piragis

Порой в погоне за максимальным количеством отметок «Мне нравится» человек может решиться на экстремальные селфи. Ради снимка он лезет на крыши домов, на поезда, и такой экстрим может закончиться трагедией. Также, увы, сегодня нередки случаи, когда, следуя этой моде и желанию заполучить больше лайков, селфи делаются на фоне больных людей, чужой беды, чрезвычайных происшествий.

- Это тоже расстройство психики?

На мой взгляд, у таких людей просто стерлась грань между тем, что можно делать, а что нельзя. И вопрос этот находится в плоскости морально-этической сферы.

Чужая бурная жизнь

Зависимость от селфи тесна связана с другой зависимостью - от просматривания чужих селфи, фактически подглядывания за чужой жизнью.

Чаще всего ей страдают люди, будни которых не насыщены событиями и яркими красками. Их жизнь - это обычный, ничем не примечательный быт. И из-за своей лени и пассивности они не способны поменять все в лучшую сторону. Им остается только смотреть на фото других людей, в том числе и знаменитостей, и как бы проживать их бурную жизнь вместе с ними.

Знаменитое селфи голливудских звезд на церемонии вручения «Оскара». Фото: www.globallookpress.com

- Как, фотографируя себя, не перейти опасную грань, и можно ли помочь людям, попавшим в зависимость?

Если увлечение самофотографированием начинает мешать вашим близким, которым не хватает вас и общения с вами, мешает вам строить контакты с окружающими, стоит задуматься. Ведь без решения глубоких личностных проблем безобидное на первый взгляд увлечение может привести к болезни. Вы уже не сможете эффективно работать (кому нужен работник, если он постоянно сидит в соцсетях за компьютером и ждет лайки), и строить полноценные семейные отношения (ведь у вас нет времени на то, чтобы уделять внимание близким). Если вы не способны разобраться в себе самостоятельно, лучше обратиться к специалисту.

Виды селфи

  • Лифтлук - один из самых популярных видов селфи: человек снимает свое отражение в зеркале лифта.
  • Туалетный лук - название говорит само за себя - место действия - санузел - ванная, туалет. Вспомогательный предмет все тот же - зеркало.
  • Дакфейс (от английского duckface - утиное лицо). Его особенность - надутые и выпяченные вперед губы. Это выражение очень часто придают своему лицу девушки и женщины, считающие, что именно так они выглядят более сексуально.
  • Белфи - (от английского butt - попа и selfie) - фотографирование своей попы.
  • Релфи - (от английского relationship и selfie) - фотографирование с любимым человеком. Кстати, по мнению, психологи из Гарварда, этот вид фотографий больше всего раздражает подписчиков соцсетей.
Загрузка...