Строительный сайт

Абрамов "Взрыв в Полярном". О.К. Абрамов "Взрыв в Полярном" я дивизия атомных подводных лодок ТОФ

Скачать журнал Альманах "Тайфун" №8 2000 бесплатно.

Электронный журнал отсканирован в хорошем качестве. Ссылки для бесплатного скачивания журнала с файлообменников расположены сразу за описанием журнала.

Военно-технический альманах «Тайфун» - периодическое издание о прошлом, настоящем и будущем военно-морского флота. Этот журнал о истории кораблей, подводных лодок, которые состоят или состояли на вооружение военно-морского флота. Не малую часть уделено биографии командиров данных кораблей, их нелегком труде, заслугах перед Отечеством.
Альманах богат разнообразием иллюстраций: фотографий кораблей, подводных лодок, схем, что дает читателю наглядно ощутить всю мощь нашего ВМФ.

В данном номере:
- БПК "Вице-адмирал Кулаков";
- 15 лет дивизии АПЛ СФ
- Крейсерская атомная ПЛ пр.971 ("Щука-Б")
- Воспоминания командира дивизии АПЛ СФ
- В море на "авось" не ходят
- Воспоминания военного корабела
- "Контр-адмирал Хорошкин" идет на ТОФ
- Командиры кораблей эскадры Северного флота
- Короткой строкой


Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Альманах "Тайфун" №8 2000

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравился журнал Альманах "Тайфун" №8 2000 и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:)

Кириллов Ю.В.

45-я дивизия атомных подводных лодок ТОФ

История одного из старейших соединений ТОФ. Достижения, многочасовые и многосуточные слежения, специальные и обычные поисковые операции. Приведены таблицы, в которых указаны состав дивизии в 1963-1974, в 1974-1980, 1980-1988 и в 1988-1998 гг., даты постройки кораблей, формирования экипажей, фамилии командиров, судьба кораблей после нахождения в 45-й и многое другое. Многие факты рассказываются впервые.

Аверин А.Б.

В справочниках не значился (корабли связи пр. 357)

Подробное описание с чертежами, таблицами кораблей пр. 357.

Выдающаяся АПЛ «Альфа»

На страницах альманаха постоянно публикуются материалы о наших АПЛ пр. 705 (705К). Высказывались проектанты, рассказывали строители, давали оценки офицеры. Пришлось время высказаться тем, кто долгие годы пытался противодействовать уникальным советским лодкам. Как добывали сведения о советской лодке американская разведка, за что и почему американские военачальники боялись АПЛ пр. 705 рассказывается в статье Полмера и Мура.

Свалов В.О., Свалова В.В.

Из истории развития и применения противоминных вертолетов

Создание противоминных вертолетов и специального вертолетного противоминного вооружения явилось значительным технологическим прорывом в развитии противоминных сил и средств и их боевом применении в ВМФ Советского Союза и ВМС развитых зарубежных государств во второй половине XX века. Реализовать его в полном объеме смогли только две страны с высоким уровнем развития науки и промышленности - Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Как создавались вертолеты в этих странах, боевое применение, сильные и слабые стороны данного оружия. Помимо фотографий статья снабжена 8-ю таблицами, где даны сведения по всем противоминным вертолетам СССР и США, практически по всем типам противоминного вооружения, многие факты приводятся впервые.

Шиков А.А.

Создание и становление теории противолодочной борьбы ВМФ России

Что могли и чего не могли советские противолодочники, как, на основании чего советское правительство пыталось решить проблему борьбы с иностранными АПЛ. Что задумывалось и что удалось реализовать. Руководители противолодочной борьбы и их вклад.

Рыжов Г.Б.

Боевая служба 279-го КИАП СФ в составе АМГ (1995-1996)

Подробно описан поход ТАКР «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море. Подготовка авиагрпуппы, поставленные задачи, тактика и организация полета, решавшиеся задачи, описание плановых полетов и учений и нештатные ситуаций. Судьба летчиков в последующие годы службы.

Егоров А.М.

Военно-морской флот России и охрана морских биологических ресурсов

С примерами и цифрами рассмотрены вопросы привлечения ВМФ для охраны морских рубежей и рыбных ресурсов.

Домнин В.И.

Освоение «Тайфуна»

Командир 18-й дивизии рассказывает о своей службе в соединении, командовании АПЛ пр. 941, освоении корабля.

Фролов Р.В.

Кузница командных кадров

О новых назначениях на флотах, выпусках ВМА им. Н.Г. Кузнецова, биографии офицеров.

Содержание альманаха «Тайфун» (выпуски 1-45)

По многочисленным просьбам читателей помещена информация (полное и подробное содержание) по всем вышедшим выпускам альманаха «Тайфун». Указаны номера страниц, приведены данные по вкладкам и т.п.

  • Судно контроля и измерения физических полей пр.1806 (18061) (с.2)

    История проектирования, строительства, факты из "биографий" судов. Статья хорошо иллюстрирована. Приведены чертежи СФП пр.1806, 18061 (различные проработки, предэскизные варианты и т.п.). Даны фотографии всех СФП пр. 1806 (18061).
    Подготовлено сотрудником Зеленодольского ПКБ по материалам, хранящимся в бюро и воспоминаниями главных конструкторов.

  • 474-й дивизион судов обеспечения Балтийского флота (с. 21)

    История самого большого и самого ходового соединения БФ.
    Летопись основных событий из истории соединения.
    Выполняемые задачи
    Суда дивизиона (ледоколы "Буран", "Пурга", суда СФП-511, КИЛ-1, СР-120, кабельное судно "Непрядва", транспорт "Индигирка", танкеры "Сосьва", ВТН-34, ВТН-45, буксиры МБ-162, МБ-169, РБ-167, пас. судно "Шуя", морской транспорт вооружения ВТР-77, Военный танкер ВТН-3, ПСК-1562, РК-1598, ПКЗ-33).
    «Для обеспечения повседневной и боевой деятельности КВМК директивой начальника ГШ ВМФ от 3 августа 1955 г. было приказано сформировать к 30 августа 1955 г. управление 474-го отдельного дивизиона вспомогательных судов (474-го ОДнВС). Местом базирования определён Кронштадт, соединение подчинено начальнику отдела вспомогательных судов и гаваней тыла КВМК.
    В состав дивизиона были включены ледокол «Волынец», рейдовый ледокол «Тазуя», транспорт «Шахтёр», шхуна ПМШ-7, тендер ТДН-7, буксиры МБ-13, МБ-14, МБ-16, МБ-17, МБ-47, МБ-56, МБ-57, МБ-84 и МБ-141 (всего 14 единиц).
    Согласно штату, в дивизионе должно быть четыре офицера: командир дивизиона (капитан 3 ранга), дивизионный штурман (капитан-лейтенант), дивизионный связист (капитан-лейтенант), дивизионный инженер-механик (капитан-лейтенант).
    Директивой начальника ГШ ВМФ от 17 сентября 1958 г. управление 474-го ОДнВС было переведено на новый штат, дивизион подчинён начальнику вспомогательных судов КВМК и потерял статус отдельного. В дальнейшем последовал ещё ряд организационно-штатных мероприятий, перевод с одного штата на другой. Была реорганизована и КВМК; подчинённые ей части вошли в состав ЛенВМБ, формирование которой было завершено в начале 1961 г. (приказ об этом был подписан командиром базы адмиралом И.И. Байковым 2 января 1961 г.).1
    1 - Прим. авт. К окончанию формирования военно-морской базы в составе отдела вспомогательных судов тыла ЛенВМБ были:
    - 474-й дивизион вспомогательных судов (ледоколы, буксиры, танкеры, паромы);
    - 150-я группа вспомогательных судов и плавсредств технического обеспечения (11 судов, в том числе, ГКС, транспорты для перевозки торпедного оружия, транспортные плавдоки);
    - 69-я группа базовых плавсредств (23 судна различного назначения);
    - 136-я группа базовых плавсредств (2 судна);
    - 144-я группа базовых плавсредств (90 судов);
    - береговая база вспомогательных судов в Ломоносове;
    - 122-я щитовая станция в Кронштадте.
    Происходили изменения в корабельном составе. Включались новые суда, в том числе, нефтеналивной танкер «Сосьва» пр.437Н (с 1957 г.), морской автомобильный ледокольный паром ПРМ-2 (с 1957 г.), буксиры МБ-142, МБ-159 (с 1959 г.), МБ-162 (с 20 декабря 1961 г.), пассажирский катер ПСК-57, пассажирское судно «Шуя» (с 1969 г.), танкер ВТН-3, морской рефрижераторный транспорт МРТ-142, ледокол «Буран» (с 1966 г.), килектор КИЛ-14, баржи и суда МТБ-16150, МАБ-39150, МАБ-56150. В разные годы из состава дивизиона были исключены тендер ТДН-7, шхуна ПМШ-7, транспорт «Шахтёр», рейдовый ледокол «Тазуя», буксиры МБ-13, МБ-14, МБ-16, МБ-17, МБ-47, МБ-141.»

  • В.В. Семашко. Первая сормовская АПЛ - от проекта до сдачи (с. 37)

    «Главным конструктором первой АПЛ пр.670 был Виталий Константинович Шапошников. Головная АПЛ пр. 670 (зав. № 701), как и вся серия, построена на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне – Нижний Новгород).
    С тех пор прошло более 30 лет, и многое забыто. В печати стали нередко появляться статьи (особенно юбилейные), авторы которых, не являясь участниками проектирования и строительства первой АПЛ пр.670, видимо, невольно искажают некоторые факты и называют основными героями этих событий людей, которые совсем или почти совсем не имели непосредственного отношения к созданию этого уникального (по тем временам) корабля. Всё это заставило меня взяться за воспоминания и краткое изложение отдельных эпизодов сложнейшего процесса проектирования и строительства головной АПЛ пр. 670.
    Я проработал в должности главного строителя этого и других кораблей серии с апреля 1959 г. по апрель 1970 г. Практически на всех извещениях на корректировку проектных документов (чертежах) есть моя подпись. Я проследил все этапы проектирования, провёл все стадии строительства. Можете мне поверить, что на каждом листе корпусных конструкций, каждом механизме заводского изготовления и контрагентских поставок есть отпечатки моих ладоней.
    Я знал в лицо, по имени и отчеству всех контрагентов – как разработчиков, так и изготовителей. Разработка всех видов графиков строительства, составление мероприятий цеховых, заводских, отраслевых и союзных масштабов происходили при моём участии. Мне довелось побывать на предприятиях многих городов, в проектных организациях, руководящих и контролирующих учреждениях. Дважды или трижды меня вызывали для отчёта о состоянии хода строительства в учреждение, располагающееся за стенами московского Кремля, хорошо видимого с Красной Площади. За все огрехи в выполнении графиков, сроков строительства, в общем состоянии корабля (поломки, пожары, затопления и т. д.) спрашивали, в первую очередь, с меня: "Ты ведь главный строитель! С тебя и первый спрос". Так воспитывали меня в парткоме завода и руководители всех рангов. Запомнилось выражение министра Б.Е.Бутомы, который, занимаясь разбором одной неприятности, спросил меня: "Где ты-то был? Куда смотрел?" А узнав, что я был в командировке, заявил: "Значит, когда ты в командировке, твои строители стоят босиком на вокзале и ждут твоего приезда?" Я всё понял и до сих пор с восторгом вспоминаю эту фразу.
    Сколько часов пришлось выстоять, докладывая о ходе работ, перед различными коллегиями, совещаниями, комитетами, которые ругали, пугали, требовали новых сроков и так далее. Вспоминаешь А.С.Пушкина: "Всё прошлое я вновь переживаю..." Да простит меня читатель, если где-то, в чём-то злоупотребляю местоимением "я". Это не значит, что бахвалюсь, просто не смог иначе сформулировать фразу о том или ином событии.
    В апреле 1959 г., после нескольких лет интереснейшей, напряжённой работы в различных должностях на ниве судостроения я был назначен главным строителем АПЛ пр.670. С этого момента началась моя тесная работа с конструкторским бюро, которое к тому времени отделилось от завода и стало самостоятельным.
    В это время руководство государственного комитета по судостроению (ГКС) и авторы ТТЗ рассмотрели и забраковали представленный первый вариант ПЛ пр.670. Проектирование передали в СКБ-143 (Ленинград). Главным конструктором ПЛ пр.670 назначили А.В.Угрюмова, а В.К.Шапошникова, возглавившего группу конструкторов корабля – его заместителем. Мне часто приходилось бывать в СКБ-143 для согласования габаритов (исходя из возможностей цехов, верфи) и принципиальной технологии строительства, возможностей транспортировки на сдаточные базы.
    В октябре 1959 г. главный инженер 1-го главка ГКС И.Б. Михайлов, рассмотрев эти проработки, забраковал их. Угрюмову объявили выговор, и пр.670 был закрыт. Видя такое положение с проектированием ПЛ с новой энергетикой (так тогда называли ПЛ с АЭУ), для загрузки завода "Красное Сормово" было принято решение строить в Горьком ДЭПЛ пр.651. Однако руководство завода и Горьковского совнархоза (СНХ) попросило ГКС продолжить поиск проекта АПЛ, подходящей для строительства на заводе "Красное Сормово".»
    Автор - Владимир Владимирович Семашко. Родился в 1930 г. В 1954 г. окончил с отличием кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института. Получил направление на завод «Красное Сормово». Работал исполняющим обязанности строителя судов, строителем судов, начальником стапеля, заместителем начальника цеха, главным строителем. Принимал активное участие в строительстве ДЭПЛ нескольких проектов, являлся главным строителем головной АПЛ пр.670 (шифр проекта «Скат») - первой атомной сормовской лодки. Далее был главным строителем серии АПЛ пр.670.
    С 1970 г. - главный контролёр завода - начальник отдела технического контроля (ОТК), заместитель директора завода по качеству. С апреля 2001 г. на государственной пенсии.

  • В.Н. Муратов, Н.С. Митичкин. Хроника Тихоокеанского флота (с.44)

    Основные события из жизни флота в 1999-2006 гг. В том числе:
    - включение вновь построенных кораблей и судов;
    - исключение выслуживших свой срок кораблей и судов;
    - учения;
    - походы и визиты;
    - аварии и происшествия;
    - назначения
    и т.п.
    Продолжение, начало см. «Тайфун» выпуск №19 (№7 за 1999 г.) и выпуск №20 (№1 за 2000 г.)
    «2001 год
    В состязаниях на первенство ВМФ по видам боевой подготовки ТОФ занял 10 первых мест.
    Из состава флота исключены ПЛ Б-248 пр.877, БПК «Адмирал Спиридонов» пр.1155, БДК-14 пр.775, базовые тральщики БТ-78 пр.1265, БТ-76, ракетные катера Р-42, Р-83, десантный катер Д-282, катера пр.ПВ1415 - П-333, П-378, П-402, и учебные катера УК-231, УК-432, УК-644, УК-646, УК-157.
    2002 год
    Январь - завершено расформирование 922-го ПМТО в п. Камрань СРВ, 323-го флотского учебного центра, 8-го учебного отряда.
    Февраль - командующему ТОФ вице-адмиралу В.Д. Фёдорову присвоено воинское звание адмирал.
    Март - АПЛ К-263 «Дельфин» переименована в К-263 «Барнаул».
    Апрель - командующий войсками и силами на северо-востоке РФ вице-адмирал К.С. Сиденко назначен начальником штаба - 1-м зам. командующего ТОФ...»

  • 25-я дивизия подводных лодок ТОФ (с. 52)

    История самого мощного соединения ТОФ.
    История 25-й дивизии ракетных подводных лодок стратегического назначения берёт своё начало в 1973 г., когда, в соответствии с директивой ГШ ВМФ от 5 февраля 1973 г. и директивой ГК ВМФ от 6 февраля 1973 г., началось формирование соединения. С 1 по 20 октября 1973 г. продолжалось формирование управления соединения ПЛ в б. Крашенинникова.
    Изначально в состав дивизии вошли РПКСН К-252, К-258, К-446, К-430, К-436, К-451 и четыре плавучие казармы (ПКЗ-182, ПКЗ-2, ПКЗ-94, ПКЗ-155) для личного состава. Лодки К-252, К-258 и К-446 были переведены в состав соединения из 8-й ДиПЛ; К-446 находилась в аварийном ремонте на заводе «Восток», К-430, К-436, К-451 - на различных стадиях строительства или испытаний. Вторые экипажи этих кораблей проходили обучение в 93-м УЦ ВМФ (г. Палдиски, Эстонская ССР). Указанные лодки относились к АПЛ пр.667АУс ракетным комплексом Д-5У (БРПЛ Р-27У) увеличенной дальности и точности стрельбы.
    Первым командиром соединения был назначен капитан 1 ранга Г.Ф.Авдохин, начальником политического отдела - капитан 1 ранга Б.В.Михайленко, начальником штаба - капитан 1 ранга В.В.Привалов, заместителем командира дивизии - капитан 1 ранга Н.Т.Иванов, заместителем командира по ЭМЧ - капитан 2 ранга-инженер Ф.А.Клещёв. Управление соединения размещалось на ПКЗ-182, экипажи ПЛ - на ПКЗ-2, ПКЗ-94, ПКЗ-155.
    С окончанием формирования 25-й ДиПЛ начала набирать обороты БП. С первых дней лидирующее положение среди кораблей занимает экипаж К-258 под командованием капитана 1 ранга А.Н.Луцкого. Именно этому экипажу в мае 1974 г. на К-252 было доверено первым выйти на боевое патрулирование, итоги которого были высоко оценены командованием флота.

  • В.И. Королев. Мои командиры и корабли (с. 61)

    «Выбор профессии подводника для меня не был случайным. Значительную часть своей жизни отдал подводному плаванию дед, занимавшийся моим воспитанием в детстве. Он пришел в подплав в 1908 г., начав службу на бубновских «барсах», и прослужил на Балтике до 1917 г., а после того как флот начал «хиреть», ушел на берег. Общение с дедом, его рассказы о подводном плавании, морской службе постепенно сформировали желание стать офицером ВМФ. По его настоянию я поступил именно в ВВМУ им. М.В.Фрунзе, которое окончил в 1977 г.
    Службу я начал на славной флотилии - старейшем объединении АПЛ советского ВМФ. Многое в атомном подводном флоте начиналось в Западной Лице. Назначение получил на должность командира электронавигационной группы БЧ-1 К-467 пр.671РТ...
    За пять лет командования лодками пр.671РТ у меня имелась возможность получить собственное представление о корабле, изучить сильные и слабые стороны лодок второго поколения. Позднее, уже в должности заместителя командира дивизии мне довелось служить на АПЛ пр.971, которые являются кораблями третьего поколения, поэтому опыт службы позволяет мне высказываться об их возможностях. К тому же мне довелось служить как в плавсоставе (то есть быть практиком), так и на берегу.
    В последнее время стало модным ругать нашу технику и восхвалять иностранные достижения в области военного кораблестроения, причем на стезю очернения наших достижений становятся как любители, вообще не имеющие реального представления о возможностях наших кораблей, так и специалисты-теоретики...
    АПЛ пр.671РТ была спроектирована в ленинградском СКБ-143 (ныне - СПМБМ «Малахит») под руководством главного конструктора Г.Н.Чернышева, который, без сомнения, является выдающимся проектантом. Его конструкторские решения, воплощенные в металл, в дальнейшем позволили создать лодки, не только не уступающие иностранным аналогам, но и превосходящие их по некоторым характеристикам.
    Основным преимуществом, которое получили лодки пр.671РТ по сравнению с отечественными лодками первого поколения и иностранными АПЛ, стал ракетоторпедный комплекс (с 533-мм и 650-мм ТА), являвшийся для своего времени уникальным оружием. Наличие такого комплекса позволяло в случае необходимости применить противолодочные ракеты и торпеды увеличенной дальности и уничтожить противника на дистанциях больших, чем те, на которых он мог нам эффективно противостоять...
    Рассуждая о возможностях «барсов», надо помнить, что это не только отличные, но еще и относительно дешевые в постройке корабли. Уместно вспомнить строительство американской АПЛ «Seawolf»: промышленность США создала супердорогую и суперсовременную лодку, но, как мне кажется, они осознали, что заплатили слишком дорогую цену за те небольшие достижения, что им удалось достичь, и, как следствие, прекратили их постройку. Американцы всегда считают деньги, и критерий «эффективность/стоимость» в данном случае их, видимо, не устроил.
    Ведя разговор о тех или иных возможностях отечественных и зарубежных АПЛ, часто забывают, что в подводном противостоянии участвуют, образно говоря, не только лодки, но и целые системы. Государственный подход в ВМС США чувствуется во всем, начиная с базирования, комплектования экипажей и заканчивая боевой подготовкой, дальними плаваниями.
    Концепция использования АПЛ у них увязана с государственной политикой, действия подводников санкционируются и одобряются на самом высоком уровне, а в области подводного плавания существует четкая и продуманная политика. В районах постоянного действия американцы всегда разворачивают свои базы, где экипажи лодок могут отдохнуть, пополнить запасы и привести в порядок матчасть...»
    Автор - Командующий Черноморским флотом Владимир Иванович Королёв. Родился 1 февраля 1955 г.
    Образование: в 1977 г. окончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе (штурманский факультет); в 1987 г. - 6 ВСОК ВМФ; в 1995 г. - ВМА (заочно).
    Похождение службы: курсант ВВМУ им. М.В. Фрунзе (1972-1977); командир группы БЧ-1 К-467 пр.671РТ (1977); командир БЧ-1 К-467 пр.671РТ (1979); помощник командира К-495 пр.671РТ (1981); ст. помощник командира 246-го экипажа ПЛ пр.671РТ 6-й ДиПЛ СФ (1984); слушатель 6-х ВСОК ВМФ (1986-1987); командир К-488 пр.671РТ 24-й ДиПЛ СФ (08.1987); командир К-387 пр.671РТ 24-й ДиПЛ СФ (1988); зам. командира 24-й ДиПЛ СФ (12.1993); начальник службы противолодочной борьбы оперативного управления штаба СФ (04.1996-08.2000); командир 24-й ДиПЛ СФ (08.2000); НШ 12-й ЭсПЛ СФ (2002); командир 12-й ЭсПЛ СФ (2005); заместитель командующего СФ (19.11.2007); начальник штаба - 1-й заместитель командующего СФ (09.2009); начальник штаба СФ (2009); командующий ЧФ (2010).
    Награды: ордена «За службу Родине в ВС» 3-й ст., «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст., "За военные заслуги", медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й ст. и медали.

  • Новые «Варшавянки»

Глава 1. Боевой путь 18-й дивизии ПЛ СФ (стр. 3)
В.В.Осинцев. Летопись 18-й дивизии ПЛ (стр. 4)

Глава 2. На службе Отечеству (стр. 47)
Б.А.Караваев. Воспоминания начальника штаба 18-й дивизии подводных лодок (стр. 48)
К.Я.Богомазов. Три командира 18-й ДиПЛ СФ (стр. 58)
В.А.Дмитров. Служба в Военно-Морском Флоте (стр. 62)
А.В.Ольховиков. "Двадцать лет спустя!" (почти по Александру Дюма, но без мушкетёров) (стр. 71)
В.И.Домнин. Освоение "Тайфуна" (стр. 86)
В.И.Плотников. О службе в 18-й дивизии ПЛ (стр. 89)
С.В.Ефименко. Воспоминания командира подводного крейсера пр.941 (стр. 94)
В.В.Турчин. Из жизни экипажей АПЛ пр.941 (стр. 100)
Ю.А.Козин. Воспоминания командира АПЛ пр.941 (стр. 104)
В.Б.Светлаков. Штрихи из жизни 18-й ДиПЛ СФ (стр. 106)
И.Б.Караваев. О службе на "акулах" (стр. 108)
А.А.Стрельников. Во втором экипаже пр.941 (стр. 115)
А.А.Шауров. В Западной Лице и Северодвинске (стр. 118)

Глава 3. Плечом к плечу (стр. 123)
А.А.Никитинская. "Севмаш" - 18-й дивизии ПЛ СФ (стр. 124)
И.Л.Масич. Дружба проверенная временем (шефские связи дивизии) (стр. 129)

Глава 4. Экипажные страницы (стр. 133)
Атомная подводная лодка "Дмитрий Донской" (стр. 134)
Атомная подводная лодка "Архангельск" (стр. 214)
Атомная подводная лодка "Северсталь" (стр. 233)
и другие.
Технические экипажи ПЛ пр.941

Основные вехи
1986 год

Дивизия продолжает осваивать АПЛ пр.941. В составе соединения - четыре АПЛ пр.941, для которых имеется четыре первых и четыре вторых экипажа, а также четыре технических экипажа (508-й, 589-й, 605-й, 606-й).
Все АПЛ пр.941 находятся в составе сил постоянной готовности, семь из восьми экипажей АПЛ пр.941 являются перволинейными.
Продолжалась уникальная БС одной из АПЛ пр.941. В начале весны ПБПЛ "Иван Колышкин" доставила второй экипаж в Йоканьгу. Оттуда на ледоколах "Сибирь" и "Пересвет" подводники экипажа были доставлены в точку всплытия, где 29 марта была произведена смена экипажей. Экипаж капитана 2 ранга М.А.Леонтьева продолжил выполнение 180-суточной БС, которая завершилась 22 июня 1986 г.
Выполнено более 10 упражнений с использованием оружия, в том числе, одна ракетная стрельба БРПЛ Р-39. Экипажи дивизии выполняют задачи БС согласно плану. Совместно с представителями промышленности и научно-исследовательских организаций МСП и ВМФ, изучаются технические возможности АПЛ пр.941, прорабатываются вопросы несения БС и выполнения ракетных стрельб из районов с непростой ледовой обстановкой, в режимах приледнения и "на грунте". Ведутся работы по сокращению времени предстартовой подготовки в различных степенях готовности (в некоторых режимах удаётся сократить время почти вдвое).
Дивизия приняла участие в зачётно-тактическом учении под руководством командующего 1-й ФлПЛ, в ходе которого действовала совместно с 33-й ДиПЛ СФ. По итогам учения, дивизии была поставлена оценка "хорошо".
12 июля - личный состав отметил 25-летие 18-й ДиПЛ. В праздничном приказе командира соединения среди лучших были отмечены экипажи под командованием капитанов 1 ранга В.В.Иванова, В.К.Григорьева, М.М.Киселёва.
Ноябрь - в соответствии с директивой командира 1-й ФлПЛ СФ, в соединение проведён месячник высокой культуры содержания кораблей, вооружения и техники, с целью приведения их в образцовое состояние, неукоснительного выполнения корабельного устава, повышения морской культуры личного состава и т.п. По итогам месячника, лучшими были признаны экипажи капитана 1 ранга Ю.М.Репина и капитана 2 ранга М.А.Леонтьева.
По итогам боевой и политической подготовки за 1986 г., места между экипажами ПЛ распределены следующим образом: 1-е место - капитана 1 ранга В.В.Иванова; 2-е место - капитана 1 ранга В.К.Григорьева; 3-е место - капитана 1 ранга А.В.Кузьмина;
20 декабря - во время выполнения задач БС в подводном положении АПЛ пр.941 со 2 экипажем, старший на борту - командир 18-й ДиПЛ капитан 1 ранга А.В.Ольховиков зацепила и оборвала трос буксируемой антенной решётки английской АПЛ "Splendid", выполнявшей опасное маневрировании вблизи советского корабля.
24 декабря - подведены итоги состояния воинской дисциплины. Лучшими признаны экипажи капитана 1 ранга В.В.Иванова и капитана 1 ранга В.К.Григорьева.
Дивизия успешно решала поставленные задачи боевой и политической подготовки, корабли соединения выполнили запланированные БС с высокими оценками, однако, по мнению вышестоящих органов, в соединении не в полной мере были реализованы положения постановления ЦК КПСС от 10 ноября 1985 г. о коренном улучшении воинской дисциплины, поэтому дивизия утратила статус передового соединения ВМФ.
С января в губе Нерпичья начала действовать военная комендатура (капитан-лейтенант Н.И.Фёдоров).
На ПКЗ-17 силами БСРК, с привлечением личного состава 18-й ДиПЛ СФ, был выполнен навигационный ремонт.


Лодки дивизии выполняют задачи, согласно основному предназначению. Осуществляются БС по плану, осваиваются новые тактические приёмы, подтвердившие высокие технические возможности кораблей пр.941. Также отработан тактический приём вывода АПЛ пр.941 из-под удара вспомогательными средствами движения, без использования буксиров, с экстренным вводом ГЭУ корабля.
14-18 марта - под руководством командующего 1-й ФлПЛ проведено зачётно-тактическое учение (оценка "хорошо"), в ходе которого отрабатывалось развёртывание кораблей дивизии в районы боевых действий, в готовности к нанесению ракетно-ядерного удара по наземным объектам противника. Также отработаны действия АПЛ пр.941 в высокоширотных районах в обеспечении многоцелевой АПЛ.
27 июля - проведены состязания по БЗЖ среди экипажей дивизии. Лучшая аварийная партия у командира отсека - мичман А.И.Каблуков, старшины отсека - мичман А.С.Шелег.
В августе-сентябре экипаж капитана 1 ранга Ю.М.Репина, впервые в истории АПЛ пр.941, совершил поход в высокие широты Арктики. В ходе "автономки" был покорён Северный полюс, выполнена практическая ракетная стрельба БРПЛ из приполюсного района, отработано несколько новых тактических приёмов. За мужество и героизм, проявленные в дальнем походе, 47 подводников удостоены высоких государственных наград. Оценка за БС - "отлично".
2 октября - на ракетную палубу АПЛ пр.941 (командир - капитан 1 ранга В.Н.Бритшев), находящегося в Североморске,поднялся Генеральный Секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета обороны СССР М.С.Горбачёв и сопровождающие его гости.
30 декабря - в губу Нерпичья к постоянному месту базирования прибыл еще один корабль, включён в 18-ю ДиПЛ. Также в состав дивизии вошли первый и второй экипажи под командованием капитана 2 ранга Н.В.Корбута и капитана 1 ранга Н.И.Лобастова соответственно.
По итогам боевой и политической подготовки за 1987 г., лучшим экипажем соединения признан экипаж (командир - капитан 1 ранга Ю.М.Репин). Экипаж награждён вымпелом министра обороны "За мужество и воинскую доблесть".

О.К. Абрамов "Взрыв в Полярном".

(Военно-технический альманах «Тайфун» №6/1999 (18))

В 8.25 11 января 1962 г. в Полярном прогремел мощный взрыв. Вспышка осветила весь город, грохот разбудил все население, мирно спавшее под покровом полярной ночи. О силе взрыва стали реально говорить лишь через несколько дней, когда начали находить искореженные обломки металла и отдельные предметы (бревна, баллоны ВВД весом ок. 200 кг) далеко от места взрыва - иногда в сотнях метров, а иногда в нескольких км.

Вскоре после взрыва жители из-за выбитых стекол почувствовали холод в квартирах. По городу поползли слухи: "Война".

Это было в понедельник. Я, как и остальные командиры, шел на доклад к командиру соединения. Моя команда в этот день завтракала в 3-ю очередь (в 8.30). Однако именно в этот день вся эскадра почему-то позавтракала в первую смену...

По пути в штаб внезапно увидел яркую вспышку, осветившую все вокруг, затем прогремел сильный рокочущий взрыв (до сих пор все это вижу и слышу). Бросился к своей лодке (С-350 пр. 633), которой тогда командовал - взрыв произошел в районе ее стоянки.

После взрыва наступила кромешная тьма. На бегу едва не столкнулся с группой офицеров - двое вели, точнее, несли третьего, - определив в среднем из них командира Б-37 капитана 2 ранга Анатолия Бегебу. Анатолий меня не узнал, чему я, помнится, очень удивился. О том, что его выбросило взрывом с лодки, я узнал только через несколько дней.

Подбежав к месту стоянки своей лодки, обнаружил, что она отброшена от причала и стоит, задрав корму, с дифферентом на нос. Носовые отсеки - под водой. Все это было достаточно хорошо видно, т.к. соседние лодки включили прожектора.

Б-37 стояла, как и накануне, первым корпусом, без крена и дифферента, поэтому я решил, что взорвалась моя лодка. Начал лихорадочно думать, что на ней могло взорваться, т.к. накануне пришел из дока и боезапаса не имел. Став к этому причалу 5-м корпусом для погрузки торпед, а к вечеру выпустили три корпуса и попросил А. Бегебу тоже отойти, чтобы с утра начать погрузку торпед. Анатолий объяснил, что он утром уходит в поход и хочет дать своему личному составу отдых. Перешвартовку решили осуществить утром, на том и разошлись (тем более, как по маневру, так и по времени).

Прикидывая, как мне попасть на свою лодку, заметил на ограждении рубки своего радиста и приказал ему прыгнуть в воду и плыть ко мне, что он стремительно выполнил. Мы его вытащили из воды с помощью веревок. Уже собираясь бежать на катерный причал, услышал из воды крики и увидел человека, отчаянно гребущего к причалу. Вытащили его, оказался тоже моим матросом. Но предстал он перед нами в совершенно необычном виде: совершенно голым, но в сапогах!

В дальнейшем оказалось (забегая вперед), что ни один человек из моей команды на лодке не слышал взрыва. В т.ч. и эти два матроса, один из которых находился в ограждении рубки, а второй - в корме ПЛ.

Этот феномен врачи мне объяснили так: у человека существует порог слышимости, за пределами которого срабатывает защита, и мозг не принимает никакой информации. Так ли это? Судить не берусь, делюсь только фактами.

Пока я вытаскивал матросов, из "лепестка" РДП Б-37 все чаще и чаще вылетали форсы огня, сопровождаемые угрожающим гулом. Побежал на катерный причал, чтобы добраться на свою лодку на катере. Однако добраться до причала оказалось не так просто, поскольку причальный фронт был сильно разрушен взрывом. Пробираться пришлось буквально ползком по скользким бревнам. Добежав до катеров, узнал, что на ходу только катер командира эскадры! Командир катера без всяких раздумий доставил меня на лодку, чтобы забраться на которую тоже требовалось искусство. Во время перехода договорился с командиром катера о том, что он будет в моем распоряжении в готовности перевезти личный состав.

На ПЛ открыл лючок аварийного буя - одновременно два барашка, потом третий (на следственном эксперименте во время суда над А. Бегебой я не смог без усилия открыть даже один барашек). Открыв лючок, вынул телефон и связался с людьми в VII отсеке. Мне быстро доложили обстановку: личный состав в пяти отсеках жив; связи с I и II отсеками нет: имеется незначительное поступление воды в ЦП через нижний рубочный люк; ощущает слабый запах хлора. После этого доклада запросил об атмосферном давлении в отсеках - оно оказалось в пределах допустимого. Приказал сравнять давление в отсеках, а получив доклад об исполнении, дал приказание приготовиться покинуть корабль. Предупредил, что выходить будут поотсечно, начиная с VII-го отсека.

Решение это далось нелегко, но я его мотивировал следующими соображениями:

Первое: из шахты РДП Б-37 с все большей интенсивностью появлялись языки пламени.

Я опасался нового взрыва, последствия которого трудно предусмотреть.

Второе: распространение хлора (из-за попадания морской воды в аккумуляторную яму) могло погубить весь экипаж, т.к. средств защиты от хлора на лодке не было!

Это основные причины, да и командованию в то время было не до моей лодки, что чувствовалось по суете и часто - по совершенно невероятным командам.

Уже после выхода людей из отсеков обнаружилась еще одна важная причина, требующая вывода людей: через неплотно закрывавшийся нижний рубочный люк вода в ЦП поступала не так уж медленно - она успела заполнить трюм ЦП почти до настила.

Я совершенно был уверен в грамотности действий личного состава и знал, что старпом капитан-лейтенант Евгений Георгиевич Мальков и командир БЧ-5 капитан-лейтенант Виктор Алексеевич Куц найдут самый правильный выход из создавшегося положения. Однако любой другой выход неизбежно создает новые трудности, и единственно правильное решение - вывести личный состав до нового взрыва на Б-37.

Выводить людей начал с VII оссека. Для меня самым страшным было ожидание внезапного изменения дифферента ПЛ с носа на корму, тогда все мои усилия по спасению личного состава рухнули бы и потери оказались бы непредсказуемыми. Я долго оттягивал открытие верхнего люка VII отсека, но в конце концов, подстегиваемый непрерывными форсами огня из "лепестков" РДП Б-37, приказал открыть люк!

С помощью двух матросов с катера начал принимать личный состав наверху. Первым вышел старший матрос Башмаков. Меня поразил вид его ушей - они были огромными и росли на глазах (уже потом он рассказал, что взрыва не слышал, но находился в то время между кормовыми ТА - его сильно и резко раскачивало из стороны в сторону и било головой о корпус аппаратов).

После вывода людей с VII отсека приказал осмотреть отсеки. Убедившись, что все нормально, продолжил вывод личного состава в назначенный мной последовательности и таким образом эвакуировал всех, кроме офицеров и командиров отсеков.

Приказал старпому вместе с механиком собрать оставшихся в VII отсеке, задраив переборки всех остальных отсеков. После выполнения приказания вывел весь личный соствав и перевез его на берег.

Затем закрыл люк VII отсека и остался на борту, ожидая дальнейшего изменения событий.

Из "лепестка" РДП Б-37 продолжал вылетать огонь с угрожающим грохотом, пожар там продолжался. Над люком VII отсека Б-37 столпились аварийные партии и пытались спасти личный состав. Как выяснилось потом, сделать этого не удавалось. Личный состав Б-37, подгоняемый водой и огнем, мчался в VII отсек и так плотно там набился, что никого вытащить не смогли.

Если мне не изменяет память, погибло 78 человек - все они задохнулись в VI и VII отсеках.

Между тем всполохи огня из шахты РДП Б-37 продолжали угрожающе увеличиваться.

Я услышал запрос командира эскадры контр-адмирала Н.И. Ямщикова: "Где твой личный состав? Катер к тебе послан! Снимай людей!" Мой ответ он не услышал.

Продолжаю сидеть на корме своей ПЛ, через некоторое время вновь запрос: "Где твой личный состав?" Ответил, что все на берегу, кроме I и II отсеков, связь с которыми не имею. Получив приказание покинуть корабль, на катере добрался на берег.

В казарме начали устанавливать потери. Оказалось, что в числе пропавших без вести семь человек из моей команды и четверо только что прибывших на практику курсантов. Причина гибели миох людей оказалось трагической: после взрыва Б-37 два отсека моей лодки отломилмсь (они держались за счет легкого корпуса, 2 погонных метра которого не давали отвалиться совсем) и оба они погрузились в воду, а I отсек заполнился водой через разрушенный от взрыва торпедопогрузочный люк. Кроме того, все ТА были превращены в лепешку, и через них также поступала вода. Из трех находившихся там людей один был раздавлен ТА, а двое задохнулись в воде, не успев включиться в ИДА. Трудно поверить, но взрыв был такой силы (взорвалось более 12 торпед), что сделанные из особо прочной стали ТА были смяты как листы обычной бумаги.

Долго разбирались в причнах отрыва двух первых отсеков, пока не установили, что уже после сдачи С-350 на Сормовском ССЗ было принято решение о дополнительном креплении прочного корпуса в районе перехода с большего диаметра на меньший (между II и III отсеками). Укрепить переход планировалось 32-мя кпицами, но этого не сделали - насколько я знаю, ни на одной лодке пр. 633 это решение не было выполнено!

ГК ВМФ адмирал флота С.Г. Горшков приказал причину отрыва двух первых отсеков оформить протоколом, и приказание было выполнено! На мой вопрос, почему протокол составляется в одном экземпляре, он ответил: "Так надо!" Утвердили протокол ГК ВМФ и, кажется зам. министра судостроения. Внизу куча подписей..., последняя моя. До сих пор вижу погибших друзей и этот протокол, уместившийся на одном листе бумаги - еще и место свободное осталось.

После этой трагедии, мы, офицеры экипажа, детально изучили свои действия во время аварии и в результате пришли к выводу, что сравнительно малые потери произошли благодаря высокому уровню подготовки всего личного состава ПЛ и цепи случайностей. Надо сказать (это наше твердое убеждение), что если бы дополнительное крепление отсеков (32-мя кпицами) было произведено еще до взрыва, личный состав II отсека остался бы жив (а там из 11 погибших было 8 человек!)

Высокая выучка экипажа С-350 появилась благодаря тому, что после приема ПЛ в 1959 г. он совершил большое количество сложнейших походов (Испытания проекта на полную автономность, проверку на мореходность, участие в учении "Метеор", стрельбу 6-торпедным залпом с глубины 100 м - впервые в СССР!). Экипаж имел огромный опыт действий в самых невероятных условиях. Должен сказать, что уровень подготовки экипажа Б-37 был не ниже, но ни мы, ни они с ситуациями, похожими на случившееся 11 января 1962 г., не встречались.

Теперь настало время рассказать о цепи случайностей. Их было много, но остановлюсь на двух - как мне кажется, наиболее необычных.

Первая. После проворачивания механизмов "вручную" старпом приказал начальнику РТС Виктору Артемьевичу Рощупкину подняться на мостик и обеспечить безопасность личного состава во время подъема выдвижных устройств.

Он начал подниматься на мостик по вертикальному трапу и во время перехода в шлюзовую камеру почувствовал, что у него из под ног уходит трап и одновременно сильно "заложило" уши. Инстинктивно схватившись за кремальеру нижнего рубочного люка, он провалился вниз, невольно задраив нижний рубочный люк, что спасло ЦП от затопления через верхний рубочный люк, который оставался открытым. Далее, не удержавшись в висячем положении, он оторвался от кремальеры нижнего рубочного люка и упав на настил ЦП, причем таким образом, что голова оказалась под клапаном слива воды с настила II отсека.

Через этот клапан активно поступал хлор из аккумуляторной ямы II отсека (яму уже залила морская вода). Не имея возможности сделать что-либо лично, В.А. Рощупкин показал на клапан ближайшему матросу, который быстро закрыл его, прекратив поступление хлора в отсек, чем личный состав III отсека был спасен от отравления хлором. Эта вторая случайность спасла не только ЦП, но и весь экипаж.

Потом было много разговоров о силе и количестве взрывов. Одни уверяли, что взрыв был один, другие, что два, третьи - несколько. Лев Толстой уверял, что никто так не врет, как очевидцы.

В справедливости этих слов я убедился в Средиземном море на следующий год, когда после аварии на глубине 210 м приказал написать всем объяснительные записки и был поражен, читая рассказ об одном и том же событии с самыми невероятными подробностями, которых, по моему убеждению, не было! Думаю, и представители ГАИ часто встречаются с подобными явлениями.

Вот, собственно, и все, что я могу рассказать об этой загадочной трагедии Северного флота.

Истинные причины так и не установлены. Имеются три версии: пожар от самовозгорания патронов регенерации, небрежность личного состава и диверсия. Естественно, каждую версию заинтересованные организации считали невозможной и тщательно отметали. Не первый раз! За примерами далеко ходить не надо вспомним гибель "Новороссийска" и "Комсомольца"... Стоит ли продолжать перечисление?

Остается сожалеть, что мы так и не научились на своих ошибках учить следующие поколения.

Может, это одна из главных причин "повторения пройденного"? История перестала приносить пользу!

О взрыве на Б-37 более подробно может рассказать командир БЧ-5 этой лодки Генрих Якубенко (он ныне живет в Обнинске). Правда, во время взрыва он находился за несколько км от своей ПЛ, но после взрыва успел добежать к ней довольно быстро.

Загрузка...