Строительный сайт

Легенда о парне и девушке. Норвежские предания о троллях и другие мифы: описание, фотографии Тролли норвегии легенды

Предания о троллях своими корнями уходят во времена язычества, когда для выживания в суровых условиях жителям этих мест приходилось верить в правителей природы, которые могли помочь вырастить урожай, а могли и его погубить. Другими словами, чем лучше вы относились к земле, тем лучше эти существа относились к вам. Люди в давние времена плохо разбирались в процессах, благодаря которым под действием местных сил создавались ландшафты, а многие ледники и горные образования, как считалось, - результат действия злых существ, которые мстят каждому, кто им не угодит.

Люди считали, что тролли очень сильно отличаются друг от друга своим внешним видом и характером; некоторые из них гиганты, другие - крошечные создания; одни дружелюбны к людям, другие, наоборот, пылают к ним злобой. Однако у всех у них есть общие черты: крючковатый нос, по четыре пальца на каждой руке и ноге, растрепанные волосы, напоминающие заросли кустарника, и в целом очень взъерошенный вид. Тролли появляются на земле только ночью. Сегодня по всей стране можно увидеть множество фигур троллей. Таким образом как бы материализовалась легенда, что тролль превращается в камень, если на него упали солнечные лучи. У этих существ сверхъестественная сила, но если вы уважаете землю, где они живут, это может принести вам удачу.

Угроза троллей часто использовалась, чтобы добиваться выполнения моральных норм и хорошего поведения в то время, когда другие способы не срабатывают. Например, есть миф, объясняющий, что в грязных людях поселяются грязные тролли - раннее свидетельство важности чистоты, которая выражалась в виде такого суеверия.

А вот миф о Хулдре связан с браком: Хулдра - это прекрасная девушка-тролль, которая старается завлечь мужчину и побудить его вступить с ней в брак, но если после свадьбы он ведет себя с ней неподобающим образом, она превращается в безобразное существо и делает жизнь мужа невыносимой. Это способствовало хорошему отношению мужей к своим женам, ибо в противном случае их половинки могли превратиться в хулдр.

У большинства троллей, говорят, крючковатые носы и в целом взъерошенный вид

Хаугфольке - это эльфы, которые прячутся от людей. Они ходят по земле как люди, но могут начать вредить человеку, если рассердятся на него. Именно эти народные персонажи стали основой для известной пьесы Ибсена «Пер Гюнт». Эдвард Григ написал музыку для этой пьесы, которая прекрасно символизировала норвежский пейзаж, а отрывки из нее - «Марш троллей» и «Пещера горного короля» - считаются шедеврами.

Ниссе, внешне похожие на Деда Мороза, но меньшие ростом, живут на фермах и присматривают за скотом и урожаем. Они занимаются этим до тех пор, пока должное внимание своему хозяйству уделяет сам фермер. Многие фермеры по-прежнему придерживаются давней традиции и оставляют в своем амбаре на Рождество горшок с кашей для этого существа.

Норвегия - это земля воды и гор, поэтому здесь, как многие верят до сих пор, существуют различные морские существа, обитающие в подводном мире. Как и шотландская Несси, говорят, в озере Сельордватн, расположенном в южной части Норвегии, живет морской монстр Сельма. Существует и драуген, Дух воды, который начинает издавать крики, когда кто-то оказывается в опасности и может утонуть. Фоссегримен - это подводный скрипач, предлагающий остальным научить их играть на музыкальном инструменте в обмен на еду.

Может быть, это способ, при ПОМОЩИ которого люди добиваются, чтобы в реках было больше рыбы. Ноккен (водные духи), говорят, заманивают людей в воду, поэтому, если вы находитесь рядом с водой, будьте особенно осторожны и не поддавайтесь на их ухищрения.

Очень много изображений и историй, особенно о троллях, которые стали частью современного мышления норвежцев, своими корнями уходят в волшебные сказки П. Асбьёрнсена и Й. My, а также в рассказы Г. Ибсена. Иллюстрированные Эриком Веренскиолдом в XIX в., эти сказки стали такими же классическими произведениями для Норвегии, как истории Ханса Кристиана Андерсена для Дании. Оба автора много и часто путешествовали по своим родным странам, собирали истории, общаясь с местными жителями, записывали их, и во многом благодаря им эти легенды сохранились и сегодня.

Считается, что тролль превращается в камень, если на него упали солнечные лучи

Норвежский цифровой художник и аниматор Ивар Рёднинген (Ivar Rodningen) использует в своем творчестве тему народного норвежского эпоса, а именно образы троллей. Талантливый романтик...

Троллей можно смело назвать самым известным персонажем скандинавского фольклора, прежде всего, сказок и баллад.

Кто же такой тролли? Тролль - это тролль. Он большой и безобразный на вид. У него бывает, как и людей, одна голова, а бывает - три, девять или даже двенадцать. Он необыкновенно силен, но страшно глуп. И его очень легко обмануть.

Живут тролли в основном в горах и лесах Норвегии, хотя встречаются они и в Швеции, но их никогда не бывает в Дании. Как писал классик норвежской литератры Бьёрнстьерне Бьёрнссон, «тролли в Дании не уживаются. Случается, конечно, время от времени какому-нибудь троллю перейти вброд море и окинуть взором безлесные, озаренные солнцем датские земли. Но покачает он своими многочисленными головами - и снова переходит вброд море, вскипающее пеной под его тяжелыми шагами. Он возвращается в Норвегию, потому что там - его родина »


Есть тролли и в Исландии. Их называют трётлями. Эти великаны - родственники норвежских и шведских троллей. Трётли безобразны и глупы, жадны и мстительны, обычно причиняют людям массу неприятностей (например, крадут скот), но преданы тем, кто окажет им услугу. Живут они в горах по одиночке. Из лап почти никогда не выпускают железную палицу или нож. Они не выносят колокольного звона и никогда не тронут человека, отправившегося в горы сразу после церковного причастия. Как и тролли, с наступлением дня или при попадании на них луча солнца, превращаются в камень.

Жен исландских троллей называют скессами. Они глупые и мстительные, но очень любят своих детей-тролленышей. Скессы часто крадут красивых мужчин, утаскивая их в горы, или выходят за них замуж. Есть жены и у норвежских троллей, только их называют гюграми.

Вообще, украсть красивого принца или принцессу и утащить его в гору - любимое занятие троллей в сказках.


Все тролли выглядят по-разному. Одни - высокие, как горы, другие - не выше человека. Голова тролля часто похожа на пень. Носы у них некрасивые, очень большие и все в бородавках. Рты широкие, до ушей, с желтыми клыками. Глаза маленькие и прищуренные. У некоторых троллей всего один глаз, и расположен он посреди лба. На голове растет трава, вереск и даже деревья.

У всех троллей есть хвостик. Хвост - вообще отличительная черта скандинавской нежити. Есть коровий хвост и у красавицы-хюльдры - норвежской горной ведьмы. Силе чар хюльдр не моВВ-жет противостоять ни один парень. У хюльдр часто рождаются от земных мужчин дети. Хюльдры могут помогать людям, и тогда советов их, как советов фей, надо слушаться беспрекословно, или вредить смертным. Они часто воруют еду, которую забыли перекрестить. Являются они в усадьбы невидимыми, потому что у них есть шапка-невидимка.


Горные жители очень хитры и бессовестны, но хуже всего ведут они себя летом, когда народ перегоняет скот на летние пастбища - сеттеры. Наступает тогда для хюльдр и троллей настоящий праздник. Девушки, остающиеся на сеттере, думают больше всего о парнях и забывают перекрестить молоко, сливки и прочую еду, и тут уж тролли могут взять все, что пожелают. И случается, что их даже удается увидеть. Происходит это не часто, но бывает. Иногда хюльдры и тролли живут в домах людей в горах всю зиму.

Горные жители обычно не начинают первыми ссоры с людьми, если только те не станут слишком уж им надоедать. Зато когда разозлятся, могут превратить человека в кого угодно. Сам же тролль может обернуться и принцем, и козой, и черной собакой, и медведем, а то и просто деревом.

Тролли очень любят зло подшутить над человеком. Ночью они выбираются из своих гор на землю и начинают пугать людей. Могут схватить лошадь под уздцы и начать водить ее кругу на полянке. Как не пытается человек повернуть свою лошадку - ничего у него не получается. Тут есть лишь один способ побороть злую силу - посмотреть через хомут, чтобы увидеть, кто там из горных жителей вышел в наш мир и шутит с тобой такие злые шутки. Как только увидишь через хомут тролля - тут же нечисть от тебя отступится.


Часто тролли утаскивают людей к себе в гору. Чтобы вызволить человека из горы, надо зазвонить в колокола. Тролли очень боятся звона церковных колоколов и предметов, изготовленных из стали.


Из тех, кто попадал в плен к троллям, одни пробыли у них несколько минут, другие - долгое время, а третьи и вовсе остались у горных жителей навсегда. Тролли заставляли своих пленников, одинаково и мужчин и женщин, исполнять самую черную работу.

Тролли любят подсовывать мужьям, у которых похищены жены, живых кукол, как две капли воды похожих на их жен. Эти подменыши вскоре начинают болеть и умирают, и мужья хоронят их, так и не распознав подмены. В таких случаях у похищенных женщин уже не остается никаких надежд на спасение.

К сожалению, люди, вырвавшиеся из горы, часто не могут оправиться от тяжелого потрясения и теряют разум.

Как уже говорилось, тролли довольно легко меняют свою внешность, могут уменьшаться или увеличиться в размерах и принимать облик другого человека. Им ничего не стоит обратить на свадьбе красивой девушки в жениха и похитить невесту. Если невеста заметит подмену, она должна попросить кого-нибудь бросить на пол любой стальной предмет или пару раз выстрелить возле дома. Это должно прогнать тролля.


Иногда не тролли утаскивают людей в гору, а сами люди женятся на ком-нибудь из троллиного племени.

Часто тролли крадут у людей детей и подсовывать вместо них своих троллят - подменышей. Чаще всего это случается на Рождество. Обернувшись кошкой, тролль проникает в дом и подменяет человеческое дитя своим тролленышем. Блестящие стальные предметы, псалтырь или даже просто чеснок могут помешать троллю проникнуть в дом.

Подмену заменить не так просто. Лишь с течением времени родители начинают понимать, что у них подменили ребенка. Тролленок совсем не растет, у него лишь увеличивается голова. Зато ест он за семерых. У подменыша, как правило, бывают маленькие косящие глазки, темная кожа и обросшие шерстью уши.

Чтобы избавить от тролленка, надо заставить его выдать свое происхождение. Тут матери идут на разные хитрости. Одна мать, например, стала варить кашу в яичной скорлупе. Подменыш от удивления позабыл обо всем на свете, спрыгнул с кровати и закричал: «Давно я живу на свете, но никогда еще не видел, чтобы кашу варили в яичной скорлупе!» Тут он понял, что выдал себя и убежал в горы.


Обычно в каждой горе живет по одному троллю. Но не все живут поодиночке, некоторые живут и семьями. Доврские горы, в которые отправился Пер Гюнт воевать с троллями, известны как раз тем, что в них живут многие троллиные семьи. Все знают, что ни в одних других горах Скандинавии не живет столько троллей, как в Довре.

В Доврских горах живет и большой тролль - Доврский дед, который получил свое имя в честь великана Довра, которого конунг Харальд Прекрасноволосый спас от плена. Он живет в горе, называемой Снежная Шапка, и эта самая высокая гора в Норвегии. В соседней горе живет его брат, а через две вершины - их старик-дядя. Именно в царство Доврского деда попадает в пьесе Хенрика Ибсена Пер Гюнт.

Никто не знает, сколько живут тролли, известно лишь, что очень долго. На глазах у молодого тролля дубовый лес может трижды вырасти и погибнуть, а на глазах у старого - семь раз.

Тролли не должны появляться на солнце, ибо первый же солнечный луч превратит их в камень.


Откуда же на свет появились тролли? Происходят они от ётунов, или великанов, которые жили на земле задолго до людей. Вот как об этом рассказывается в скандинавских сказаниях.

Задолго до того, как создана была земля, существовал уже Нифльхель, царство мрака и холода. В середине его находился источник Кипящий Котел. На юге же лежал Муспелльсхейм - царство света и жара, окруженное пламенем, никому не доступно; черный великан Сурт, вооруженный огненным мечом, защищал вход в него. Нильфхель отделялся от Муспелльсхейма страшною Мировою бездною Гиннунгагап; в бездну устремилось из источника Хвергельмир двенадцать шумных потоков, и по мере того как потоки эти удалялись от своего источника, они остывали, и ядовитая вода их постепенно превращалась в лед, а яд выступил наружу росою и превратился в иней.

Когда льда накопилось, наконец, так много, что он не мог уже двигаться, он заполнил всю бездну между светлым царством и царством мрака и холода. Над грудами льда скапливался туман и, замерзая, тоже превращался в лед, нагромождаясь над бездною слой за слоем. На северном конце эта бездна была вся укрыта снегом и льдом, и царствовали там метели, бури и непогоды; на южном же конце, обращенном к Муспелльсхейму, было светло от искр, залетевших туда из этого жаркого царства.

Искры падали на снег и иней: снег и иней таяли, превращались в капли, которые, оживая, соединялись и приняли, наконец, образ великана Имира. Вместе с Имиром из инея возникла корова Аудумла, и она-то и питала Имира своим молоком.

Из частей тела Имира и возник мир. Из ног и зубов - горы, из плоти - суша, из крови - моря и озера, а из волос - леса.

Имир и другие великаны жили в Етунхейме, или Стране Великанов,

Великаны олицетворяли собой зло, тогда как боги были воплощением добра. Вот от них-то и произошли тролли.


«Тролль» - очень древнее слово, встречается во всех германских языках. В «северных» языках слово означало мифологического великана. И в языческие времена, и во времена раннего христианства тролли считались главными противниками человека, очень опасными и обладающими огромной колдовской силой. После принятия христианства в Скандинавии троллей стали считать дьявольскими помощниками. Конунги Олав Трюгвассон и Святой Олав боролись с троллями, о чем повествуется в древнесеверных сказаниях, в том числе и в сагах.

Постепенно из мифов и сказаний тролли перешли в сказки и баллады.

Самыми распространенными в Скандинавии являются рыцарские баллады, где идет речь об условном герое-рыцаре, и волшебные баллады, или сказочные, связанные со сказкой. Граница между этими двумя видами баллад довольно расплывчата, ибо герои их неизбежно встречаются со сверхъестественными существами - чаще всего, эльфами и троллями. С XVI по XIX века были очень распространены баллады, в основе сюжета которых лежит похищение дев троллем.

Но тролли появляются не только в сказочных балладах, встречаются они ив балладах исторических, то есть в балладах, в которых речь идет об исторических персонажах, часто упоминаются тролли. В Дании, например, это баллада о борьбе Олава Святого с троллями в Хорнелюммере.

Баллады сказочные, несомненно, генетически связаны с быличками и волшебными сказками. В них, как правило, есть романтическая завязка и обычна трагическая развязка. Для баллад, в которых появляются тролли, характерны такие сказочные сюжетные типы как «Похищение невесты», «Ученик колдуна», «Заколдованный жених».

Собирать фольклорные произведения в Скандинавии, как и во всем мире, стали лишь в XIX веке. Самыми известными собирателями сказок в Скандинавии были норвежцы Петер Кристен Асбьёрнсен (1812 - 1885) и Йоргеном Му (1813 -1882), которых часто называют норвежскими братьями Гримм, и швед Гуннар Улоф Хюльтен-Каваллиус (1818 - 1889). Именно на их собраниях основаны многие произведениях скандинавских писателей.


Во всем мире известен датский писатель Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875). Именно ему принадлежит честь создания сказки литеВВ-ратурной, авторской. Еще при жизни его называли королем сказки.

Андерсен в период 1835 по 1852 гг. опубликовал четыре сборника сказок - "Сказки для деВВ-тей", "Новые сказки", "Истории", "Новые сказки и истории". Каждый из этих сборник представляет собой законченное и нерушимое целое. Всего Андерсеном было написано 156 сказок. Сам Андерсен был страшно недоволен, что его считают чисто детским писателям, поскольку считал свои сказки адресованными читателям всех возрастов.

Сказочное творчество Андерсена условно делится на два периода: ранний этап - 1830 - 1840-е годы, когда писатель в основном обрабатывает сказки народные, и этап более зрелого творчества - 1840 - 1870-е года, - когда создаются сказки по им самим выдуманным сюжетам. Сказки Андерсена - собственно его сказки - намного длиннее скаВВ-зок, построенных по мотивам народных, и имеют собственную творческую историю. Все авторские сказки писателя - в отличии от сказок народных, суВВ-ществующих в великом множестве вариантов, - "стабильны", неизменяемы.


В России, к сожалению, плохо известна сказка Андерсена «Эльфийский холм», в которой тролли, эльфы и прочая нечисть являются главными героями. Эта сказка написана в 1845 г. и представляет собой чисто авторскую сказку, в которой под видом фольклорных персонажей скрываются реальные личности. Так, под видом «старого тролля, истинного норвежца» выведен норвежец Маттиас Боей, женившийся на падчерице Йонаса Коллина, друга Андерсена. Сыновья Боей становятся прообразами молодых троллей.

Появляются тролли и в других сказках Андерсена - например, в «Снежной королеве», которая сначала называлась «Зеркало тролля». В этой сказке образ тролля толкуется Андерсеном как образ дьявола: «Жил-был тролль, злющий-презлющий, то был сам дьявол».


Именно в роли бесов-соблазнителей, олицетворяющих человеческие пороки, появляются тролли и в драме норвежского драматурга Хенрика Ибсена.

Пер Гюнт - историческое лицо, жившее в долине Гюдбрандсдалерен в XVIII веке. Он - герой сказки из собрания Асбьёрнсена и Му, в основе которой лежит сюжет о том, как смелый и ловкий крестьянский парень одурачивает глупых троллей


Очень интересен и придуманный и долго не поддающийся расшифровке персонаж драмы, известный в русском переводе под именем «Великой Кривой». Это символ «серости» и трусливого «пути сторонкой» Пера Гюнта. Кривая представляет как бы «наизнанку» самого Гюнта. Очень долгое время исследователи не могли расшифровать слово « boygen », которым в оригинальном тексте Ибсен назвал своего персонажа. Один из знаменитых норвежских иллюстраторов 19 века Теодор Киттельсен сделал несколько рисунков к драме. Он изобразил Великую Кривую в виде тумана, окутывающего Пер Гюнта, некоего инеистого великана, у которого нет твердого тела. Тем не менее хотя посыл Киттельсена был правилен - под Великой Кривой в пьесе действительно скрывается тролль, только не совсем обычный - это тролль-дракон, генетически связанный с Мировым Змеем, одним из детей великанши Ангрбоды и бога Локи. Само слово « boygen » - диалектное и означает «опоясывать».. Как известно из северной мифологии Мировой Змей был брошен асами в глубокое море, и там вырос он до таких размеров, что лежит теперь, плотно обвившись вокруг земли, и грызет свой хвост.


Самыми известными современными троллями, вне всякого сомнения, являются муми-тролли, созданные финской писательницей Туве Янссон (1914 - 2001), писавшей по-шведски. Именно она создала это всемирно известный образ - похожего на бегемотика с добрыми глазами и крошечным хвостиком Муми-тролля, который вместе со своими родителями живет в голубом домике в Муми-доле. Муми-тролли никому не причиняют зла и всегда рады новым гостям. Зимой Муми-тролли погружаются в спячку, набив себе желудок еловыми иголками. Со своим предком - настоящим троллем - Муми-тролль встречается в повести «Волшебная зима».


Из книг о троллях, вышедших в Скандинавии в последнее десятилетие, следует отметить книги норвежской писательницы Фрид Ингульстад. Это ее сказки о тролля и семействе ниссе и большая книга "Тролли", представляющих собой, по сути дела, настоВВ-ящую энциклопедию по фольклору, адресованные детям и их родителям. В троллиной энциклопедии чиВВ-татели найдут полные свод правил и сведений об этих волшебных существах - от истории их появления на свет до рецептов приготовления их любимых блюд и - что не менее важно - узнают, что нужно делать, если встретишь в лесу тролля.

Если вы забыли/не знали сюжета этой популярнейшей средневековой баллады (известной также как "Bergatrollets frieri" - "Сватовство горной троллихи" ), то с его русским переводом ознакомиться можно прямо сейчас (его, в частности, исполняет ВИА "Чур "):

Однажды ранним утром в предрассветный час,
Когда гомон птичий не слышен,
Раздался девы-тролля тихий нежный глас,
Сладко рыцарю так говоривший:

"Герр Маннелиг, герр Маннелиг, супругом будь моим,
Одарю тебя всем, что желаешь!
Что только сердцу любо, получишь в сей же миг,
Лишь ответь мне - да иль нет?

Дарую тебе дюжину прекрасных кобылиц,
Что пасутся средь рощи тенистой.
Они седла не знали, не ведали узды,
Горячи и как ветер быстры.

Твоими станут мельницы от Тилло до Терно,
Жернова их из меди червленой,
Колеса их - не сыщешь чище серебро,
Только сжалься над девой влюбленной!

Прими мой дар чудесный - сей острый светлый меч,
Он пятнадцать колец злата стоит.
Дарует он победу в любой из ярых сеч,
Им стяжаешь ты славу героя!

Я дам тебе рубаху, коей краше нет,
Что не сшита из ниток иглою.
Не видан тут доселе столь чистый белый цвет -
Шелк тот вязан умелой рукою".

Но рыцарь рек надменно: "Ступай с дарами прочь -
Ты не носишь святое распятье!
Тебе не искусить меня, дьяволова дочь,
Мой ответ тебе - божье проклятье!"

И горько зарыдала дева-горный тролль,
Прочь ушла, безутешно стеная:
"Зачем ты гордый рыцарь, отверг мою любовь
Почему ты так жесток?"

Оригинальный текст представлен на этой очаровательной картинке

Казалось бы, ничего такого - поучительная история про честного христианина и злобное порождение Тьмы (атраст вала, Серый Страж ). Но почему-то никого не интересует мотив самой троллихи - ей-то для каких целей этот самый герр Маннелиг нужен? В более развернутых текстах мы узнаем, что троллиха желает "избавиться от некоего мучения ".

Стихотворное переложение легенды относится к средневековью, но оригинал следует искать в куда более древних преданиях, определенно до христианских. В скандинавской традиции колдовать умели и мужчины, но в основном это удел женщин. Даже сам великий Один учился жуткому колдовству сейду , насылающему болезни, несчатье и смерть, у Фрейи.

Обитатели же иных миров - йотуны, альвы, цверги, тролли - колдуют, что называется, "at will", по естественному желанию. Но и у них особенно опасно колдовство женское (налицо отголоски первобытного матриархата) - поэтому колдунья-троллиха суть олицетворение волшебной "подгорной" силы.

Существует поздняя версия данной легенды, где троллиха хотела стать человеком, но для этого необходимо было, чтобы какой-либо человек полюбил ее в образе тролля, "как есть" (известный фольклорный мотив в духе лягушонки в коробчонке ).

Несколько предполагаемых кандидатов в ужасе бежали, лишь завидев ее. Наконец, троллиха нашла отважного, храброго воина Маннелига. Понимая, что объективно шансов очаровать мужика у нее мало, она стала предлагать ему сокровища - вышеупомянутые мельницы, оружие, лошадей. Но, естественно, рыцарь стойко отказывается от посулов хтонического чудища.

Сразу видно, авторы данной обработки плохо знали древние мифы. Тролли могли легко и просто оборачиваться зверем или человеком с помощью своей магии, но они даже в другой форме так же боялись солнечного света, губительного для них! Поэтому желание "стать человеком", то есть потерять бессмертие и колдовство только ради того, чтобы ходить под солнцем, представляется смехотворным. Нет, троллихи куда коварнее!

Разгадкой служит другое поверье - троллиха может понести от человека, если в это время будет в форме человека сама, и от такого союза родится полутролль - существо с силой и магией троллей, но с обликом человека, невосприимчивое к солнечному свету! Естественно, родив такого ребенка, троллиха легко отняла бы назад все свои дары, да и устроила бы окрестным человекам геноцид:) Маннелиг, не будь дурак, смекнул это, и потому отказался.

Кстати говоря, старошведский оригинал, который высоколобые переводчики "изящно" адаптируют к русскому, довольно любопытен еще и вот с какой точки зрения. В речи лживой горной троллихи присутствуют обороты высокого штиля - разнообразные "rosenlunde" (розовые кущи), "silket det hvita" (соткана светом) и т.п., тогда как христианин Маннелиг отвечает ей крайне грубо - ведь "djavulens", что обычно переводят как "дьяволово дитя" и пр., имеет в шведском вполне конкретное матерное значение "послать на три буквы". Таким образом, контраст между выспренне изъясняющейся троллихой и герром, резко кроющим ее матом, вскрывает еще один смысл баллады - комически-эротический. Маннелиг, который провел ночь с троллихой (об этом свидетельствует и раннее утро, и дальнейшие события), теперь выслушивает ее посулы, а также просьбу жениться после всего, что между ними было (как порядочный рыцарь!). Но наш герой лишь цедит "Я бы, возможно, еще подумал, будь ты христианкой, но ты же просто троллиха! Иди-ка ты на...".

Есть еще, впрочем, лирическая обработка этой легенды, не имеющая никакого отношения к первоначальным текстам, но очень жалостливая и по-своему трагическая:

Лишь солнце озарило поутру цветущий луг,
Плодородные спелые нивы,
Разнёсся, тяжким холодом повеяв вокруг,
Поздний плач подземных мотивов -
Из дома опустевшего, из бесполезных лет,
Из пещер неведомых мрачных
Принцесса горных троллей грузно выбралась на свет,
Её голос слаб был и вкрадчив:


На принцессе горных троллей?
Дороги нет вперёд, утерян в прошлое след -
Скажи "да" мне или "нет".

Род мой благороден, это род королей -
Не стыдись со мной породниться,
Давно уснули близкие в бездонной земле,
Стали предками в заброшенных гробницах.
Давно погасли факелы в пещерах родных,
Нет пирушек с хмельною потехой;
Глухой холодный мрак подкрался к нам со спины,
И не слышно детского смеха.

Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?
Ушла эпоха славы вместе с песней о ней,
Стародавних наших дней...

Возьми в подарок шахты, сорок восемь числом,
Где алмазов больше, чем угля -
Одной купаться в роскоши давно тяжело,
Одна довольна быть ей смогу ли?
Серебряную жилу под землёй глубоко,
Горы изумрудов, сапфиров;
Кирку забыли стены, и удушлив покой,
В моей спальне пусто и сыро -

Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?
Дорога мне осталась к человеку извне -
Скажи "да" мне или "нет"!

Возьми ручей подземный с зачарованной водой,
Она лечит раны любые -
Но род мой не под силу ей вернуть молодой,
Мой народ, какими мы были;
Табун коней нестриженых, не кормленных с руки,
Седока не знавших доныне -
И ржут их жеребята у подземной реки,
И играют матери с ними.

Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?
Ни искорки, ни памяти об умершем огне,
В застарелой тягостной боли...

Я помню наших мельниц дружный хор жерновов,
Песню светлой радостной меди,
Для нас вращали духи их, и нет никого,
Наши боги мне не ответят.
Тебе подарком лучшим будет древний наш меч,
Что ковали горные гномы.
Своих хозяев смелых он не смог уберечь
От столетий старости тёмных.

Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?
Склонюсь над колыбелью ли в твоей стороне -
Скажи "да" мне или "нет"!

Дары твои прекрасны, я охотно бы их взял,
Будь ты христианскою девой.
Отец небесный скажет - быть союзу нельзя,
Мне ль желать господнего гнева?
Твои слова загадочны и помыслы черны,
Это, верно, хитрости троллей!
Соблазн из преисподней и дитя сатаны,
Не смутишь души моей боле!

И содрогнулись горы, и лавины сошли,
Непреклонной сломлены верой.
С тех пор темно и тихо в жарких недрах земли,
Вольно веют чёрные ветры.
Лишь горьким эхом слышится в неверной тишине
Из глубин покинутых штолен:
"Сэр Маннелиг, сэр Маннелиг, не женишься ль на мне,
На принцессе горных троллей?"

Далеко на севере, где зимние штормы разбиваются о прибрежные скалы, лежит длинная и узкая страна. Она покрыта бесконечными дремучими лесами где в лунные ночи светятся озера, от величественности мрачных гор, захватывает дух. Когда плывешь в маленькой лодке между сумрачными скалами норвежских фьордов, нетрудно понять, как родились легенды о Валгалле и суровых скандинавских богах. В пасмурный туманный день легко представить себе в этих таинственных заводях лодки гордых викингов. Норвежцы очень гордятся своими предками.

На сегодняшний день снег и льды покрывают эту страну шесть месяцев в году. Но не всегда было так. Когда-то, давным-давно, на ее месте лежал огромный ледник, покрывавший всю территорию страны тысячи лет. Постепенно, с потеплением климата, ледник отступал на север, а следом за ним, по пятам, шли Люди. Увидев великолепие этой страны, они остались здесь и назвали себя "норманнами" (Людьми севера).

Однако в скором времени, они заметили на этой земле многочисленных странных созданий, которые обладали сверхъестественной силой, но в тоже время были очень осторожны, и не давали себя обнаружить. Люди стали звать их Троллями. Постепенно Тролли стали появляться в сказках. Интересно, что легенды описывают их весьма противоречиво.

Тролли могут быть маленькими разновидностями гномов, а могут быть огромными как горы, (конечно, ведь они являются дальними родственниками титанов, которые рождались из скал и питались камнями). Единственное в чем легенды не противоречат друг другу, это то, что тролли были отвратительны и безобразны. Встречаются истории о двухголовых и даже трехголовых троллях, есть тролли одноглазые, как циклопы, у многих растет на голове мох и даже деревья. Несмотря на свой устрашающий вид, встречаются и добрые тролли, но все они настолько наивны и глупы, что даже деревенские мальчишки, могли запросто обхитрить их. Все Тролли живут внутри гор, или поблизости, в пещерах, где прячут свои несметные сокровища, выходят только ночью, поджидая незадачливых путников под мостом. Питаются мясом, похищая скот и людей. Большинство из них бывает, доживают до ста лет, но солнечный свет губителен для них, и утром, если тролль не доберется до укрытия, он умрет, превратившись в камень.

Попадаются и совсем жуткие истории. Тролли - существа холодные, и лишь тепло человеческой крови может согреть их. Но не всегда тролли убивают и поедают свои жертвы. Они могли схватить и утащить женщину к себе в пещеру, чтобы превратить ее в рабыню, навсегда похороненную во мраке и сырости подземного логова. Могла она стать и женой тролля. Ее намазывали отвратительной мазью, кожа ее грубела, покрывалась волдырями и шерстью, лицо менялось, и она становилась такой же уродливой, как муж.

Трольчиха из Франции

Коллекция Вероники

Наша милашка Трольчиха ожидала нас не в Норвегии, а во Франции. В маленьком городке, что не далеко от Страсбурга, мы наткнулись на маленький магазинчик. Все, что в нем продавалось, имело отношение к Норвегии. Там мы и нашли этот колокольчик, с совсем не страшной, а смешной трольчихой.

Но и на троллей есть управа. Если задать троллю загадку, то он будет должен разгадать ее. Если он не сможет разгадать, то умрет, но если разгадает, то в ответ задаст свою и, так будет до тех пор, пока кто-нибудь не проиграет. В такой ситуации вам нужно постараться загадками занять тролля до рассвета, ведь с первыми лучами солнца тролль тут же превратиться в камень и это будет вашим спасением, иначе он разорвет вас.

Стена Троллей. Наиболее высокая в Европе вертикальная и нависающая скальная стена высотой 1000 метров. Эльдорадо для избранных альпинистов, как летом, так и зимой, с наиболее трудными альпинистскими маршрутами в мире. Здесь истоки альпинизма в Скандинавии. Это удивительное место расположено на Западном побережье Норвегии, в районе Рамсдаль. Согласно легенде, тролли, некогда обитавшие в этих краях, были превращены в причудливо изрезанные отвесные скалы странных очертаний. С тех пор Стена Троллей, изобилующая сложнейшими, не пройденными маршрутами, манит к себе альпинистов всего мира. Там же находится Церковь троллей.

Раньше тролли ели людей, а теперь пакостят по мелочам - украдут ключи или продырявят покрышку. Но в Норвегии к ним привыкли, и никто не обижается. Более того, каждый имеет дома своего маленького тролля, который помогает справиться с "нечистой силой", например, с налоговым инспектором. Даже в нашем современном мире норвежцы уважают троллей, ведь никто заранее не знает, где и когда вы с ними встретитесь.

Материал подготовила Вероника

Загрузка...