Строительный сайт

Война и мир том 4 партизанская война. Партизанская война в романе война и мир - сочинение по литературе. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

С того времени, когда русские войска оставили Смоленск, началась партизанская война.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.

24-го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.

Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни...

Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны...

Активное участие в партизанском движении принимал Денисов. 22 августа он целый день следил за французским транспортом, который вместе с русскими пленными отделился от других французских армий и двигался вперед под сильным прикрытием. По сведению лазутчиков, он направлялся к Смоленску. Об этом французском транспорте было известно многим партизанским отрядам, но Денисов собирался вместе с Долоховым (партизаном с небольшим отрядом) атаковать и взять этот транспорт своими силами. Его отряд целый день не выезжал из леса, не выпуская из виду двигающихся французов. Утром казаки из отряда Денисова захватили две французские фуры и увезли их в лес. Считая, что нападать было опасно, Денисов послал мужика из своего отряда - Тихона Щербатого - захватить находящихся там французских квартиргеров.

Ожидая Тихона, посланного за французами, Денисов объезжал лес. Стояла дождливая осенняя погода. Рядом с Денисовым ехал его сотрудник - казачий есаул, а немного позади - молодой французский офицер-барабанщик, взятый в плен сегодня утром. Размышляя о том, как лучше захватить французский транспорт, Денисов заметил приближающихся к ним двух людей. Впереди ехал растрепанный, насквозь промокший молодой офицер, а позади него казак. Офицер протянул Денисову пакет от генерала. Прочитав послание, Денисов взглянул на молодого офицера и узнал в нем Петю Ростова. Петя, обрадованный встречей, начал рассказывать Денисову, как он проехал мимо французов, как он рад, что ему дали такое поручение, как он сражался под Вязьмой. Забыв про официальность, Петя попросил Денисова оставить его в отряде хоть на день. Денисов согласился, и Петя остался.

Когда Денисов с есаулом обсуждали, с какого места лучше начинать атаку по французам, вернулся Тихон Щербатый. Посланные на разведку партизаны рассказали, что они видели, как он удирал от французов, которые стреляли по нему из всех стволов. Как позднее выяснилось, Тихон захватил француза еще вчера, но так как тот оказался «несправный и дюже ругался», он не довел его живым до лагеря. Щербатый попытался добыть еще одного «языка», но французы его заметили.

Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью...

В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое - выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона...

Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов...

Тихон, оправдываясь перед Денисовым за то, что не доставил живого француза, старался обратить все в шутку. Его рассказ вызвал смех у Пети, но когда Ростов понял, что Тихон убил человека, ему стало неловко.

Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.

Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.

Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.

Петя долго не мог решиться спросить Денисова, нельзя ли позвать на ужин мальчика-француза, которого партизаны некоторое время назад взяли в плен, но потом все-таки решился. Денисов разрешил, и Петя отправился за французским барабанщиком (Винсентом). Казаки уже переделали его имя и называли «Весенний», а мужики и солдаты - «Весеня». Петя пригласил юного француза в дом.

В скором времени прибыл Долохов. Про его храбрость и жестокость по отношению к французам много рассказывали в отряде.

Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.

Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле.

Долохов, прихватив с собой два французских мундира, пригласил офицеров прокатиться вместе с ним в лагерь французов. Петя, несмотря на протесты Денисова, твердо решил поехать на разведку с Долоховым.

Облачившись во французские мундиры, Долохов с Петей отправились в лагерь противника. Подъехав к одному из костров, они по-французски заговорили с солдатами. Один из французов поздоровался с Долоховым и спросил его, чем он может служить.

Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, не знают ли они что-нибудь о его полку. Французы ответили, что не знают. Тогда Долохов продолжил расспрашивать офицеров о том, безопасна ли дорога, по которой они ехали, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Во время разговора Пете все время казалось, что французы раскроют обман, но никто ничего не заметил, и они благополучно вернулись в лагерь. Подъезжая к месту, Долохов попросил Петю передать Денисову, чтобы завтра, на заре, по первому выстрелу, казаки выступали.

Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.

Слава богу! - крикнул он. - Ну, слава богу! - повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. - И чег’т тебя возьми, из-за тебя не спал! - проговорил Денисов. - Ну, слава богу, тепег’ь ложись спать. Еще вздг’емнем до утг’а.

Да... Нет, - сказал Петя. - Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.

Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор...

Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто-то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.

Увидев сидящего под фурой казака, Петя заговорил с ним, подробно рассказал ему про поездку и попросил наточить его саблю.

Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам...

Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо - караулка, и красное яркое пятно внизу налево - догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, - гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была кара- улка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть - глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц - все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это - самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.

Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.

Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки.

Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его...

Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.

На следующее утро казаки выступили в поход, и Петя попросил Денисова поручить ему какое-нибудь важное дело. Но Василий Федорович строго приказал ему слушаться и ничего не предпринимать без его указаний. Когда раздался сигнал к атаке, Петя, забыв про приказ Денисова, пустил свою лошадь во весь опор.

Подождать?.. Ураааа!.. - закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что-то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свете костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.

Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из-за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.

Готов, - сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.

Убит?! - вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.

Готов, - повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. - Брать не будем! - крикнул он Денисову.

Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети...

В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов...

Пьер провел в плену достаточно много времени. Из 330 человек, вышедших из Москвы, в живых осталось меньше 100. Пленные уже были не нужны французам, и с каждым днем все больше тяготили их. Французские солдаты не понимали, зачем им, голодным и холодным, сторожить таких же голодных и холодных пленных, которые болели и умирали, поэтому с каждым днем обращались с русскими все строже.

У Каратаева на третий день после выхода из Москвы началась лихорадка. По мере того, как он слабел, Пьер отдалялся от него.

В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину - он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время - это ноги.

Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.

Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.

Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления...

На одном из привалов Пьер подошел к костру, у которого сидел больной Платон Каратаев и рассказывал солдатам знакомую Пьеру историю.

Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему-то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.

Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, - как следует по порядку, говорил Каратаев, - сослали в каторгу.

И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. - Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные-то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так-то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку - хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.

Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.

Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, - все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, - что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. - Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. - А его уж бог простил - помер. Так-то, соколик, - закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.

Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это-то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера...

Каратаева Пьер последний раз видел, когда он сидел, прислонившись к березе.

Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что-то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.

Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что-то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору. Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел...

Обоз с пленными остановился в деревне.

Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.

Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.

«Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

«Каратаев» - вспомнилось Пьеру.

В этот день отряд Денисова освободил пленных.

С 28-го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился...

Ввалившись в Смоленск, представлявшийся им обетованной землей, французы убивали друг друга за провиант, ограбили свои же магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше.

Все шли, сами не зная, куда и зачем они идут...

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из-за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА VII. «ВОЙНА И МИР» И «АННА КАРЕНИНА» ЛЬВА ТОЛСТОГО (Е. Н.

Из книги «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели автора Эйдельман Натан Яковлевич

Э. Е. ЗАЙДЕНШНУР "ВОЙНА И МИР" ЗА СТОЛЕТИЕ Л. Н. Толстой "Война и мир" "Имеют свои судьбы книги, и авторы чувствуют эти судьбы", - писал Толстой. И хотя он, по его словам, знал, что "Война и мир" "исполнена недостатков", но не сомневался в том, что "она будет иметь тот самый успех,

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей,

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

П.В. Анненков Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.H. Толстого «Война и

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же

Из книги автора

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь

Из книги автора

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в

Из книги автора

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805-1807 гг.

Из книги автора

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в

Из книги автора

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть

Из книги автора

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно»,

Из книги автора

«Старое барство» в романе Льва Толстого «Война и мир», или как Хлестова и Ноздрев стали положительными героями О том, что Лев Толстой в «Войне и мире» опоэтизировал мир «старого барства», писали еще литературные критики – современники автора. О консерватизме

Из книги автора

Трансформация героического в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: отечественная война 1812 года В «Войне и мире» Л.Н. Толстого привычные представления о героическом поведении подвергнуты «остранению», признанные герои, ставшие мифологизированными фигурами-символами, сброшены

Из книги автора

Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир» I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве.II. Характер изображения войны в

Партизанская война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Радькова Ю.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: создать условия для формирования представления о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года; совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать прочитанное; высказывать собственную позицию по обсуждаемым проблемам; способствовать воспитанию активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма на примере народного подвига в Отечественной войне 1812 г.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

Из 10-й (сожжённой) главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» сохранились лишь фрагменты. В одном из них говорится:

Гроза Двенадцатого года

Настала. Кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

Для Л.Н.Толстого ответ на этот вопрос был очевиден: только небывалый патриотический подъем и единение народа в борьбе с врагом спасли Отечество от неминуемой гибели. «Остервенение народа», а под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включаю-щее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие, привело к на-родной войне, идеология которой была сформулирована писателем в словах князя Андрея Болкон-ского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Как изображает Толстой народную, партизанскую войну на страницах романа «Война и мир»? Об этом и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Партизанская война, как пишет Толстой, началась со вступления неприятеля в Смоленск: «со вре-мени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войны. Со-жжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, остав-ление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил». Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Ку-тузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам», «как будто су-ществуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей», добавляет Толстой. Писатель славит «дубину народной войны», которая «поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ниче-го, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, кото-рые сами собою сыпались из иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево». Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между францу-зами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».

— Когда был учрежден первый партизанский отряд? Кому принадлежит «слава первого шага для узаконения этого приёма войны»?

— О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

«Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не извест-ные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Ва-силиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

Кто особенно выделяется в партизанском отряде Денисова? Расскажите о Тихоне Щербатом.

«Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью.» Когда Денисов пришел в Покровское, он сказал старосте, «что его цель бить францу-зов», и узнал от него, «что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими дела-ми». Денисов позвал Тихона и похвалил его, а «на другой день... ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили». Тихон сначала выполнял «черную работу расклад-ки костров, доставления воды, обдирания лошадей», но «скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.

Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами… Тихон одинаково верно... раскалывал топором бревна и… выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключи-тельное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозки, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую сере-дину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали… на Тихона.<…> Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины», но от этой раны «Тихон лечился только водкой». «Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.

Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев напа-дения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех каза-ков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».

В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, силь-ного, смелого, энергичного и смекалистого. Французы для него - враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает их днём и ночью. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактиче-скими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Однако тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем...Ма-родёров только десятка два побили, а то мы худого не делали...». Особенно ярко эти мысли выраже-ны в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом. Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?

Этот эпизод показывает, как ненависть к врагам, чувство мести уходят, сменяясь жалостью, состраданием. Пленного французского барабанщика, такого же мальчишку, как Петя Ростов, кормят и солдаты, и сам Петя, даже его имя переделывают на русский манер: Весенний или Висеня.

— Как оказался в партизанском отряде Денисова Петя Ростов?

Вместо того чтобы поступать в университет, 15-летний Петя идёт на войну. Он служит орди-нарцем у генерала-немца, которого и просит отправить с поручением в отряд Денисова именно его. Выполнив поручение, Петя, однако, не возвращается назад, а остаётся в отряде.

Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете?

Петя Ростов - мальчик с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доб-рое, любить их и находить в них отклик: «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других лю-дей». Петя поэтически воспринимает мир: ночью ему снится, что он в волшебном царстве, над ним волшебное небо, он слышит волшебные звуки музыки

Расскажите о пребывании Пети Ростова в отряде Денисова.

Выполнив поручение генерала, Петя не возвращается назад, а остаётся в отряде и ночью вместе с Долоховым отправляется на разведку в лагерь французов, а потом участвует в атаке. Стремясь оказаться в самой гуще событий, боясь опоздать, Петя скачет именно туда, откуда раздаются выстрелы и где гуще пороховой дым, и погибает

После гибели Пети Ростова еще раз свою оправданность получает жестокий закон войны, касаю-щийся пленных: «Готов, — повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... — брать не будем!» — крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети».

Описание войны Толстой заканчивает изгнанием французов с русской земли. Почему, как вы думаете, автор не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободи-тельная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.

— Французская армия почти перестала существовать. Толстой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра, показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, а не спереди, французы бежали (с.128) — ...кто не мог — сдался или умер».

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным — милосер-дие. Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю. «Тоже люди», — говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них».

Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... — говорит Кутузов, — Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!»

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны — силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

Литература: Л.Н.Толстой. Война и мир. - М.: Просвещение, 1987.

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

В трудные годины, которые не раз были у нашей Родины, на ее защиту становились не только регулярные войска, но и простые люди. Они не имели к армии никакого отношения, но не могли спокойно жить, когда их дому угрожала беда. Создавались партизанские отряды. Вначале они возникали стихийно, а через какое-то время объединялись и вырастали до больших народных соединений.

Такую партизанскую войну по защите родной земли против французских войск и описал в своем романе Лев Толстой. Он показал, как простые русские люди с первых дней, когда враги пришли на их родную землю восстали против этого, создали вначале маленькие отряды из трех-десяти человек, а затем они объединились в большие группы, которые вынуждено было признать император, полководец Кутузов и другие генералы.

Под руководством Давыдова и Долохова это были мобильные объединения, которые в тылу врага, нападали на обозы и небольшие военные отряды, нередко добывали важные сведения, то есть, как могли, помогали регулярной армии. Это были совершенно разные люди. В обычной жизни многие так бы и не встретились друг с другом, но в сложные времена они все становились героями, которые не жалели своей жизни для победы. Так, например Тихон Щербатый, простой мужик, который от природы был хитер и изворотлив, один пробирается в тыл к французам, чтобы добыть «языка».

В партизанских отрядах были совершенно разные люди: и богатые, и бедные, и известные, и совсем никому не известные. По разным причинам объединились они вместе - кто пришел, как Петя Ростов, за романтикой, но большая часть просто осознавала, что если они не встанут на защиту, отчего дома, то беда, непременно, придет в него. Они боролись, защищали и погибали за правое дело. Чтобы их имена и прообразы остались в нашей памяти, и дошли до будущего создал автор свое великое произведение.

Вариант 2

Произведение описывает события Отечественной войны 1812 года, в которых писатель анализирует причины и факторы победы русского народа с точки зрения не только действий армейских сил, но и участия в войне обычных простых людей.

Автор ярко иллюстрирует жестокость и ужас войны, но в то же время утверждает, что результат военных сражений всегда зависит от человеческого фактора, причем не только от регулярного войска, но и от войны, которую ведут разрозненные люди, объединившиеся в небольшие партизанские отряды.

Действия партизан резко контрастируют с военной тактикой армии, поскольку они борются с захватчиками, находясь в тылу врага. Методы партизанской войны отличаются спонтанностью, отсутствием единых правил и военных законов. Единственным мотивом, объединяющим и военных, и партизан, является жгучее желание одолеть ненавистного врага, освободить родную землю и жить спокойно.

Взаимоотношения людей, попавших в партизанское движение, писатель описывает на примере образов Давыдова, Долохова, Денисова, Тихона Щербатого, являющихся противоположными людьми и по положению, и по взглядам, но объединившихся ради защиты отечества, понимающих, что воюют и погибают ради восстановления справедливости, ради своих родных и близких людей.

Персонажи используют разные приемы борьбы с французскими захватчиками, захватывают военные обозы, истребляют малочисленные вражеские отряды, берут в плен офицеров с целью получения необходимой информации, но в жизни – это совершенно разные люди. Щербатый, отправившись на задание раздобыть пленного француза, захватив офицера и поняв, что он не имеет нужных сведений, с легкостью его уничтожает. Денисов же, являясь предводителем одного из партизанских соединений, запрещает бессердечно убивать попавших в плен захватчиков. При этом оба партизанских героя осознают, что их в аналогичном случае никто не пощадит и не пожалеет.

Причины пребывания в партизанах персонажей разнообразны, присутствуют даже романтические натуры (образ Петра Ростова), представляющие войну как игровую площадку. Но все участники партизанского движения по собственной воле принимают решение таким образом защищать своих близких и родину, при этом каждому из них присуще естественное чувство страха и боли за товарищей, за собственную жизнь, за судьбу страны.

Повествуя не только о знаменитых сражениях Отечественной войны, выигранных русской армией, писатель сосредотачивает внимание на ключевом факторе окончательной победы над французами. По мнению автора, патриотизм участников партизанских отрядов является неоценимой помощью действующим войскам, становится решающим моментом в переломе военных событий и способствует изгнанию французских завоевателей с территории российского государства.

Сочинение Партизанская война в романе Толстого Война и мир

Оставив Москву, французы отправились дальше по Смоленской дороге, но повсюду их преследовали неудачи. Армия французов потихоньку исчезала голод никого не пощадил, а еще начали нападать партизанские отряды, который могли разбить небольшие отряды армии.

Лев Николаевич Толстой в своем романе описывает события, которые произошли за два неполных дня. Это описание смерти Петра Ростова, описана она коротко, но в ней столько непонятного и возникает множество вопросов. Толстой и спрашивает, почему люди убивают друг друга и за что. Смерть Петьки Ростова происходит на глазах Долохова и Денисова, смерть несправедливая и жестокая.

Толстой вообще говорит о том, что война это нечто противное и страшное, вокруг несправедливость и убийства. Лев Николаевич описывая партизанскую войну, писал о том, что в ней участвовали люди, которые очень сильно любили свою страну и не хотели находиться под гнетом чужаков. Партизанами были различные люди социальных групп и слоев населения, но у них была одна общая цель, они хотели выгнать врагов со своей территории.

Русский народ моментально среагировал на вторжение врага и начал сливаться организовывая партизанские отряды для того чтобы всем вместе победить врага. У французского войска не было шансов против народа любящего свою страну. Русский народ относится особенно к своей земле, словно к родной матери, которая их выкормила. Возможно, конечно французы и смогли бы выиграть, но все сыграло против них и болезни и голод и холод, а тут еще и партизаны начали нападать.

Лев Николаевич Толстой хотел написать о том, что какими бы дедами не занимался народ, если надо прийти на помощь Отчизне и отстаивать свои права они готовы стать плечом к плечу и несмотря ни на что стоять насмерть.

Толстой описывают картину войны так, что фехтование между двумя людьми продолжалось очень долго. Один из них понимает, что выиграть он не сможет и это может кончиться для него смертью. Тогда человек решает бросить шпагу и взять в руки дубину, таким образом, побеждает противника. Именно поэтому у французов не было шансов выиграть ведь фехтовальщик француз, а второй, который взял дубинку русский человек с огромной, открытой душой.

Не один из историков не смог однозначно описать войну, а вот Лев Николаевич решил это сделать с точки зрения обычного человека. В своем романе он показал, что русский народ сможет постоять за себя и свою Родину.

  • Сочинение Звездное небо

    Звёздное небо всегда таила в себе множество загадок и необъяснимых явлений и притягивало к себе взгляд. С древности, да и сейчас звёздное небо несёт в себе что, то таинственное и необъяснимое.

  • Сочинение Книга наш друг и советчик 7 класс

    Книга – это кладезь всех знаний, собранных человечеством, его переживаний и эмоций. Сейчас очень тяжело найти нужную книгу среди обилия современной литературы.

  • Герои произведения 451 градус по Фаренгейту

    Гай Монтэг. Работает в пожарной службе, человек зрелого возраста. Его действительность ограничена трудовой деятельностью и отдыхом, никаких замыслов и воздушных замков

  • Загрузка...