Строительный сайт

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова. Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество Фиолетовые руки на эмалевой стене анализ

Это стихотворение написано 1 марта 1895 года. Произведение, практически от начала до конца пронизано трепетным ожиданием. С первой до последней строфы автор раскрывает нам тайны процесса создания художественного произведения. Стихотворение состоит из трех частей. Первая строфа – вступление, в которой творец улавливает что-то, невидимое простым смертным. Его подхватывает поток вдохновения, и со второй по четвертую строфу мы углубляемся в одно из самых замечательных в мире деяний – в творение чего-то возвышенного. Художник, окрыленный порывом сердца, способен увидеть звук:

Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине,

Но, как ни странно, самого творца мы не видим, он служит проводником. Все создается природой, окружающим миром. Задача творца – передать это настроение, состояние мира. Но его роль - одна из самых важных. Только благодаря его рукам все вокруг приобретает другой цвет, рождается заново в новом обличии:

И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Последняя строфа показывает нам, что только самому художнику его творение открывается полностью, только он способен понять все тайны своих произведений. Всем окружающим остаётся только с трепетом любоваться содеянным, зачастую даже не имея способности проникнуться хотя бы поверхностно.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

В первой строфе, как ключевые слова можем обозначить «несозданных созданий», «во сне», «лопасти латаний», «на эмалевой стене». Во второй – эти образы получают воплощения: «руки», «полусонно чертят звуки». В третьей: «И прозрачные киоски», «Вырастают словно блестки». В четвертой за основу можно взять всю строфу без третьей строки.

В «Творчестве» Брюсова мы видим, как лирический герой ведет повествование с первой по третью строфу, ведя речь от третьего лица. Это можно объяснить тем, что художник в процессе творчества не может объективно описать или оценить свои действия. Он создал этот маленький мир с отголосками души самого творца. Позиция автора здесь поделена на две части, каждая из которых самобытна, обособленна. Наблюдатель восхищен художником, но не понимает его до конца. Художник вначале испытывает легкое недовольство окружающим миром, который и переделывает в своем произведении. Затем он испытывает восторг и гордость за свое творение. По стихотворному размеру – это хорей. Рифма, в основном, точная, перекрестная мужская и женская. Множество повторов помогают сосредоточиться на идее стихотворения, которая заключается в том, что процесс творчества сам по себе потрясающ, вызывает восторг и доставляет наслаждение не столько читателю, слушателю, сколько самому автору, творцу.

ТВОРЧЕСТВО Валерий Брюсов

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1 марта 1895г. В последние годы девятнадцатого столетия символизм как литературное направление процветал во Франции, оставаясь почти совершенно неизвестным в России. В 1892 году Валерий Брюсов, учившийся тогда в московской гимназии, прочел статью о французских символистах и загорелся идеей создать подобное направление в искусстве на русской почве. "Что, если бы я вздумал на гомеровском языке писать трактат по спектральному анализу? У меня не хватило бы слов и выражений. То же, если я вздумаю на языке Пушкина выразить ощущения Fin de siХcle!" -- пишет Брюсов в дневнике в 1893 году. Символизм для Брюсова 90х годов - это "поэзия намеков", туманная и зыбкая реальность, взывающая к чувствам человека, столь же смутным и далеким от логики, как и сама поэзия. Он начинает с переводов, преимущественно стихов Верлена, а немного позже создает и собственные произведения в духе символизма. Когда в 1895 году стихотворение "Творчество" выходит в свет, оно возмущает читающую Россию до глубины ее ортодоксальной души. К чему, собственно, и стремился Брюсов. Весь его облик, манера разговора, вся его жизнь того времени преследовала одну цель: эпатировать публику, доказать, что возможно все, привлекать внимание - к себе, к поэзии, к символизму. Символисты стремились перелить жизнь в искусство, а искусство в жизнь, сломать прозрачную, но прочную грань, которая отделяла классическую поэзию, полную условностей, от реальной жизни. Стихотворение "Творчество" вполне отвечало задуманным целям. Литературная общественность, авторы и критики сочли три сборника под общим названием "Русские символисты" неудачной выходкой, а стиль молодых авторов - напыщенным. При этом, по форме стихи Брюсова вполне отвечают классическим представлениям. Шокировавшее общественность "Творчество" написано классическим четырехстопным хореем, с перекрестной рифмовкой, с чередующимися женскими и мужскими рифмами, с пятью строфами по четыре строки... Подчеркнутая классичность формы лишь оттенила модернизм содержания. Особенное возмущение вызвала "двойная луна", высмеянная В. Соловьевым в пародии на стих Брюсова. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Позднее были сделаны попытки найти рациональное, логичное объяснение нарисованному пейзажу: "лазоревая луна" -- это фонарь за окном, похожий на луну, в свете которого всходит подлинный месяц. Возможно, и так. Однако мне представляется, что Брюсов вполне мог пренебречь строгой логичностью, изображая "месяц" метафизический, символ нового творения, может быть, даже Творения... "Всходит месяц обнаженный при лазоревой луне..." Откровенность, открытость символистов, провозглашавших главным в поэзии - искренность, обуславливают наготу месяца. Все стихотворение есть развернутое описание таинственного процесса рождения, когда далекие, смутные звуки еще несотворенного творения тенью тени трепещут "на эмалевой стене", "словно лопасти латаний". Поэт уже священнодействует, он уже ищет созвучия, вслушивается в далекий шепот, и в самом обыденном, в бессмысленном, на первый взгляд, он видит приметы великого, в игре теней на эмалевой стене видит контуры звуков. Тема произведения со всей четкостью обозначена в его заглавии: "Творчество". Уже первая строка: "Тень несозданных созданий..." -- кричит во весь голос о том, что создания эти несозданы только пока, сама их "несозданность" подразумевает под собой возможность рождения, возможность, которая вот-вот осуществится. Тавтологический повтор лишь усиливает это ощущение, акцентируя внимание на создании, вопреки его временной не-созданности. Творчество, поиск, создание нового - неясный, над-разумный процесс, неподвластный логике, и, казалось бы, неописуемый по определению. Но Брюсов берет на себя смелость описать - и говорит о непознаваемом языком намеков, символов, набрасывая контуры и тут же размывая их смешением акварельных цветов. Все стихотворение "колыхается во сне", проглядывая сквозь сознание поэта, сквозь словесное кружево, словно водоросли сквозь толщу зеленоватой воды. Неожиданный, но психологически закономерный скачок мысли: так же, как тень несозданного, колыхаются тени латаний на стене перед глазами поэта. Из неосязаемого пространства творчества и метафизики мы рывком перемещаемся в пространство реальное, которое неожиданно оказалось совмещено с метафизическим. Дальнейшая метафора закономерна, если между перистыми тенями комнатных пальм и тенями "несозданных созданий" проведен знак равенства. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. Картина, привязанная к метафизике творчества игрой ассоциаций, явственно, почти фотографически нарисована метафорой: тени латаний, словно фиолетовые руки, колыхаются на эмалевой стене. Но уже в следующий миг поэт вновь смещает границы реальности, делая звук видимым, очерченным, и позволяя услышать тишину. Метафора развертывается, фиолетовые руки чертят по стене ритм рождающегося стихотворения. И звон тишины оглушающе врывается в сознание читателя, дважды подчеркнутый звукописью ("звонко-звучной", зв-зв) и эпитетом-оксюмороном (звонкое звучание тишины). Поэт уже уловил ритм, мелодику стиха, напряженная работа мысли -- и полная беспечность внешне; как бы скучающий взгляд перемещается к окну, мимоходом отмечая городской пейзаж. За окном, высвеченные "лазоревой луной" вырастают прозрачные киоски, в неверном свете перламутрово переливающиеся, "словно блестки". Первое четверостишье - прелюдия, оно задает настроение, заявляет о том, что "несозданные создания" уже готовы родиться. Второе - начало работы, творческий процесс уже набирает скорость, поэт вслушивается в тишину, вглядывается в тени - силясь разобрать контуры нового. Третье же четверостишье, разгар созидания, которое и формально, и семантически должно составлять центр всего стихотворения, неожиданно ровно повествует о стороннем пейзаже, словно бы сглаживая напряженность второй строфы. Сбавляя скорость? Нет, вовсе нет! Формальный центр при всей внешней небрежности (беспечный взгляд, ищущий убежища от скуки в заоконном пейзаже) и спокойствии звенит "звонко-звучной тишиной" творческого напряжения. Поэт не отвлекся от работы. Дело в том, что в процесс творчества включена уже не только комната, но и весь мир за окном, вся объективная реальность. Пространство раздвигается, послушное взгляду поэта, вырастая, обретая безграничность - и вмещается в творение, не теряя бескрайности. Сходный парадокс происходит и со временем. В третьем четверостишии Брюсов меняет темп, не сбавляя скорости и не меняя ритма. Почти полная неподвижность пейзажа - "прозрачные киоски", медленно, величаво вырастающие в свете луны, -- контрастируют с напряженностью мысли поэта, со скоростью мысли, которые не изображаются Брюсовым, дается лишь намек на них - в звоне тишины. Четвертая строфа знаменует следующий этап: контуры уже ясны, большая часть работы проделана, и -- Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне. Обнаженный месяц творчества противопоставлен "лазоревой луне" реального мира, опровергает ее, затмевает. Однако всходит в той же реальности, в том же пространстве и времени, что и луна. Метафизическая реальность творчества вновь накладывается на привычную нам, логичную реальность. "Месяц обнаженный" всходит символом созданного создания. Поэту удалось нащупать колыхавшиеся во сне тени звуков, приручить стихию слова - и вот уже он горделиво говорит: "звуки ластятся ко мне", -- прирученные звуки. Анафорическое начало -- Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне... -- замедляет темп, выравнивает его, придавая плавность. Поэт завершил свою работу, и теперь наслаждается своим трудом, созерцая родившееся. Звуки оживают в олицетворении, ласкаясь к своему творцу, как ребенок или кошка, сотворенное обретает жизнь, дышит - уже самостоятельно. Последнее, пятое четверостишье возвращает нас к началу: созданное создано, поэт завершил свою роль, позволив стихотворению родиться. Вся строфа - вязь повторов, замыкающая реальность в кольцо. Здесь нет ни одного нового образа: начало строфы ("Тайны созданных созданий") -- это слегка измененная первая строка стихотворения. Вторая строчка четверостишья ("С лаской ластятся ко мне") - повтором привязывает пятую строфу к четвертой. Образ, нарисованный в завершающих двух строках -- И трепещет тень латаний На эмалевой стене, -- это образ, возникший в начале стихотворения и завершающий его, подводя черту. На эмалевой стене и в "большом" мире за окном ничего не изменилось, а между тем процесс творчества завершился рождением нового. "Тень несозданных созданий..." -- звучит в самом начале произведения туманным обещанием. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне! -- гордо объявляет поэт в последней строфе. Две строки, созданное и несозданное противопоставляются друг другу, и однокоренной повтор четырежды подчеркивает идею создания, сотворения, утверждая торжество творчества. Все стихотворение в целом отличается кольцевой композицией. То, как перекликаются, соединяясь, первая и последняя строфы, я уже показала. Но это не единственный повтор в ткани стихотворения. Последняя строчка каждого четверостишья повторяется в следующей строфе, второй строкой. Вот строки с третьей по шестую: ...Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене... Строка, только что отзвучавшая, на какой-то миг притихшая, но еще дрожащая на языке, в сознании, в воздухе, отдается эхом, уже подхваченная в новой строфе. Благодаря этому все стихотворение пронизывает единая для всех четных строк рифма: во сне - стене; стене - тишине; тишине - луне; луне -- ко мне; ко мне - стене. Кроме того, необходимо отметить еще одну особенность в делении стихотворения на строфы. С одной стороны, такое разделение весьма закономерно и логично. Первая строфа передает состояние поэта до начала творения. Вторая - показывает, как вырисовываются основные контуры будущего произведения, ту напряженную минуту, когда несозданное создание в любое мгновение может сорваться обратно, в небытие, так и не воплотившись. Третья - формальный центр стихотворения, сам процесс творчества. Четвертая - завершение этого процесса. Пятая - возврат к началу, круг замкнулся, творение сотворено. Но несмотря на это разделение - закономерное с точки зрения как формы, так и содержания, -- стихотворение сохраняет удивительную целостность, напряженность, единство. "Творчество" можно сравнить с натянутой струной, дрожащей в "звонко-звучной тишине". Воедино стихотворение соединяют не только смысловые и лексические повторы, единая рифма, образы, перетекающие один в другой и переплетающиеся между собой, как тени латаний на эмалевой стене. Пять явственно выделяющихся частей спаяны настолько прочно, что каждое из них, прочитанное в отдельности, немедленно вытягивает за собой все остальные. Стихотворение звенит в особом ритме, замысловатом и четком, словно причудливый, элегантный и строгий узор. Еще одна нить, связывающая воедино все произведение - это цветовая гамма. Руки-тени фиолетовы, эмалевая стена отливает синеватым перламутром, прозрачные киоски отливают голубым в свете лазоревой луны... Сине-фиолетовая дымка лунной ночи окутывает все, то скрадывая мягким темным бархатом углы и грани, то наоборот резко высвечивая деталь: фиолетовые руки очерчены резко, и эта резкость веерных, перистых теней перечеркивает правильные линии комнаты со строгой геометрией стен, потолка, окна... Киоски, слегка поблескивая голубым перламутром, тают в лунном свете, просвеченные насквозь. "Творчество" Брюсова похоже на картины французских импрессионистов, где наибольшую четкость приобретают не контуры предметов, а контраст между светом и тенью. Внимание художника на грани не между эмалевой стеной и оконной рамой, а между бледно-фиолетовыми пятнами лунного света на предметах и контрастно темными тенями "рук" латаний. Эта гамма отражает состояние души поэта-художника. Во-первых, в подобном подходе ярко проявляется отношение символистов - как художников, так и поэтов, -- к миру в целом. по их убеждению, существует мир обыденный, реальный, привычный нам, -- и мир тайный, сокрытый от случайных взглядов, но раскрывающийся тому, кто сумеет открыться навстречу миру. Первый мир значим, но лишь постольку, поскольку в нем отражается второй, подлинный мир. И цель творческой личности - показать великое через обыденное, ткнуть спящую общественность носом в изнанку реальности. Ночь, время сна, тайны и творчества - идеальное время для того, чтобы разглядеть подлинную реальность. Странный, фиолетово-голубой, перламутровый мир, схваченный взглядом Брюсова, и есть мир подлинный, доступный лишь избранным. С этим миром схоже человеческое сознание: столь же зыбкое, текучее и переменчивое. Из глубин подсознания - или из высшей реальности -- из необъяснимого, странного, изначального бытия поднимаются звуки, слова, образы, воплощаясь в стихах и возвращаясь обратно, в вечное и предвечное сверхбытие. 10.05.2004

Созданное в 1895 году В.Я. Брюсовым стихотворение «Творчество» было единственным произведением, где он достиг идеального воплощения теории символизма. Сам Брюсов в письме к П.П. Первову выразил полнейший восторг по поводу своего же собственного стихотворения:

«…Дал я… два Ultra символических стихотворения»…

Но я не могу понять, почему он назвал его «ультрасимволическим »?
Ведь по теории символизма стихотворение должно содержать хотя бы зачаток мысли, а «Творчество» целиком состоит из одних повторов, чувств, эмоций. В нем нет даже намека на логические явления. Оно не вызвало у меня никакого настроения, ни определенного чувства, но привлекло, заворожило несоотносимостью словосочетаний. Например, словосочетание «звонко-звучная тишина » меня с самого начала чем-то заворожило.

Тишина – это ведь, когда нигде не слышится ни звука, ни шороха, а тут она становится «звонко-звучной». И, ввиду заинтересованности в дальнейшем развитии стихотворения, я продолжала чтение и, что же увидела: «Выходит месяц…при… луне ». Конечно, это противоречит логике и естественному ходу событий, но именно благодаря этим антитезам автор привлекает все наше внимание.

Читая стихотворение, я видела комнату с большим чуть растворенным окном, из которого чуть веял легкий весенний ветерок. Около окна дома растет дерево, которое легонько постукивает своими ветками по стеклу.

Каждое шорох, происходящий в стихотворении, мы слышим благодаря звучной аллитерации:

…Зв онко-зву чная тиш ина…
…С лов но лопаст и л ат аний.

Может антитезу «Звонко-звучная тишина » можно объяснить тем, что посвистывание ветра, проникшего в комнату, и стук веток по стеклу – это тоже звук. А в тишине даже такие незначительные звуки кажутся громкими.
С помощью ассонанса я почувствовала слегка уловимый аромат. Нет, это не духи, это что-то другое, что-то более легкое, неуловимое… Может аромат цветов, свежих дров, лежащих у камина или печки.

Тайна со зда нны х со зда ний
С ла ско й ла стя тся ко мне .

А из окна виднеется растущая луна. Почему именно растущая? Для меня она олицетворяет зарождение чего-то нового и надежду на лучшее будущее… Свет от луны льется в комнату и оставляет на кафеле камина или печке («эмалевой стене ») тени от веток дерева («лопасти латаний »).

В стихотворении преобладают существительные, что, по-моему, говорит о том, что Брюсов хотел показать не действие, происходящее в данный момент, а вещи, свои ощущения от окружающей действительности. Хотел показать, что ночь завораживает, что даже взрослый человек умеет мечтать.

Все в стихотворении символично, даже цвета, используемые автором. Например, лазоревый (красный), фиолетовый – насыщенные, яркие оттенки, которые надолго остаются в памяти читающего. А, как мы помним, это одно из главных требований для символического произведения – запоминаемость образов.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительно-выразительные средства – тропы.

Понять и прочувствовать содержание помогают эпитеты: несозданные создания, фиолетовые руки, прозрачные киоски, лазоревая луна, месяц обнаженный .

Тень…, словно лопасти латаний
Киоски…, словно блестки.

Чтобы придать стихотворению наибольшую выразительность, легкость, мелодичность, Брюсов использует перекрестную рифму.

Тень несозданных созда´ний
Колыхается во сне´
Словно лопасти лата´ний
На эмалевой стене´

Многоточие, использованное в стихотворении, дает нам время, шанс увидеть то, как луна восходит на небосклон.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…

У этого стихотворения есть одна особенность, характерная только для творчества Брюсова, в нем последняя строка становится второй в следующей строфе. Кроме того в нем использованы слова: «тень», «тайна», «тишина», «сон», «ночь», которые свойственны лексике символистов. Но, по-моему, чувствуется явный перебор. Может, поэтому Брюсов назвал стихотворение «Творчество» двойным Ultra символическим произведением.

Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он - личность незаурядная.

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал персонажей истории или мифов, находясь под влиянием Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он - созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.

Но анализ стихотворения Брюсова «Творчество», как и всякого другого произведения, необходимо начать с указания дня и года его создания. Оно было написано первого марта 1895 года и вошло в сборник «молодых» стихов «Шедевры».

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины».

Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.

Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности - гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»?

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Наша сегодня с вами задача познакомиться с творчеством В. Брюсова, выяснить, как символизм отразился в его творчестве.

Сейчас мы с вами прослушаем сообщение по биографии Валерия Яковлевича Брюсова, а потом поговорим о его творчестве, о его поэзии.

- Давайте вспомним, что же такое символизм ? (Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы). ЗАПИСАТЬ

Особенности символизма:

1 . Ло зунг: «Искусство для искусства»

2 . Мистическое содержание

3 Образ - символ

4 . Расширение художественной впечатлительности

5 . Взаимное соприкосновение искусства и религии

6 . Объект поклонения - Вечная Женственность

7 . Высшая форма творчества - музыка

8 .В лексике преобладают метафоры, распространенные сравнения, сложные конструкции фраз

1 . Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный их принцип - «искусство для искусства». Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1895) :

Каковы особенности этого стихотворения?

Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; светопись: фиолетовый, лазоревый (красный); звукопись: ярко выраженную аллитерацию - созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков. Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные приемы в поэзии. Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения - он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.

Поэты - символисты ориентировались на особого читателя. Это не потребитель, а соучастник творчества, соавтор. Стихотворение должно было не только передавать мысли и чувства автора, но и будить в читателе его собственные мысли и чувства, обострять его восприятие, развивать интуицию, вызывать ассоциации.

2 . Для Брюсова символизм стал тонким и очень точным орудием для выражения мельчайших настроений и деталей, создания сложных образов и олицетворения народов и стран в одном герое. Следуя за этой звездой, поэт увлекся историей и мифологией, и полученные знания стал применять в своем творчестве. Работая с яркими образами, Брюсов старается найти принципы перемены событий, опираясь на историю. Поэт-символист воспринимает современный мир как «позорно-мелочный, неправый, некрасивый». Объединяя прошлое, настоящее и будущее, Брюсов пытается найти связующую нить истории. Хрестоматийным стихотворением данной тематики является «Ассаргадон», в котором в качестве лирического героя выбрана сильная, незаурядная личность, ассирийский царь - завоеватель 7 века до н.э. Ассаргадон, а точнее Асархаддон. На стене в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах. Ассаргадо н (17 декабря 1897)

1. На какие особенности обратили внимание? (начало и конец сонета совпадают, для усиления экспрессии используются повторы)

2. Кто лирический герой? Что он рассказывает о себе? (Лирический герой смел, отважен, он не знает поражений, военных неудач, как бы стоит над всеми. Ассаргадон - полководец, который способен с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход исторических событий)

3. Описывая Ассаргадона Брюсов использует сравнения, найдите их? (сравнения характеризуют царя как человека, забывшего о простых людях, чрезмерно возгордившегося)

4. А счастлив ли лирический герой? Почему? (нет. Несмотря на свое величие, он одинок)

5. Какую форму выбрал поэт для своего лирического произведения? (форму сонета)

6. Давайте вспомним, что такое сонет? (стихотворение их 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки)

7. Какие особенности композиции вы заметили? (первые две строфы - утверждение величия и силы царя, последние строфы - итоги его разрушительной власти)

8. Какое отношение у вас к Ассаргадону? (он вызывает жалость, его действия разрушительные, а человек создан созидать).

3. В следующем стихотворении «Сонет к форме» (6 июня 1895) Брюсов высказывает свои взгляды на творчество.

На доске: Сонет - стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки.

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Что такое контур?

Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее.

Каким чувством воспринимает человек всё вами названное?

Зрением.

Обонянием.

Как мы называем мир, воспринимаемый зрением?

Можно ли увидеть запах?

Он невидим, это - невидимый мир. Почему связи тонкие? В каком значении употреблено это слово?

Тонкие - едва уловимые, незаметные и так далее.

Почему властительные? Какой корень в этом слове?

Власть - сила.

Контур и запах нельзя разорвать.

На доске:

символизм брюсов творческий литературный

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживёт в алмазе.

Что такое бриллиант?

Обработанный алмаз.

Как называют человека, видящего в алмазе бриллиант?

Значит, ювелир видит, а мы не видим.

На доске:

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие , как в небе облака,

Окаменев , живут потом века

В отточенной и завершённой фразе.

Попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить?

«Отточенная фраза» - это какая?

Гармоничная, соразмерная, изящная.

Напоминает бриллиант?

(Вариант ответа.)

Кто её оттачивает?

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

Что означает фраза: «Мечты дошли до слова»?

(Варианты ответов.)

А «мечты дошли до света»?

Их можно увидет.

На доске:

Найдите в первом четверостишии синоним слова «черты».

Чем отличается бриллиант от алмаза?

Ещё раз посмотрим на название сонета («Сонет к форме»).

Кто умеет придать форму алмазу?

Мечтам, фантазиям, мыслям?

Пускай мой друг, разрезав том поэта,

Упьётся в нём и стройностью сонета,

И буквами спокойной красоты!

Какие слова здесь ключевые?

Упьётся, стройность, красота .

Так что красиво?

Цветок, бриллиант, сонет.

На доске:

А кто владеет тайной красоты?

Поэт и ювелир.

На доске:

Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму - своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты .

И символисты дерзновенно верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь - человека.

Себя они считали творцами символов - бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдёт вслед за первооткрывателями, покорённый красотой их творений.

Сбылись ли их надежды - другой вопрос. Но в историю всеобщей литературы о Валерии Брюсове вписано гораздо больше двух строк.

4. - Искусство по Брюсову, самоценно . Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству. Чтобы проиллюстрировать это, давайте прочитаем стихотворение «Юному поэту » (1 5 июля 1896)

А теперь прокомментируем его. Каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать? Отвечая на эти вопросы, используйте цитаты из текста. («не живи настоящим, Только грядущее - область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).

Какова цель стихотворения Брюсова? (желание помочь юноше «со взором горящим» себя полюбить, поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца нести знамя поэзии, поклоняться искусству, то есть чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца).

Можно ли сказать, что стихотворение звучит как манифест? Почему?

Как вы думаете, сколько лет было Брюсову. Когда он написал это стихотворение? (23 года)

Почему ваши мнения разошлись? (в стихотворении лирический герой дает напутствие будущим поэтам, а это может быть только зрелый поэт)

Почему Брюсов позволяет себе это? (он уверен в своей правоте, в том, что символизм будет существовать долго)

Какие качества поэта вы можете выделить? (творческая храбрость, самоуверенность)

5 . Ис тория создания сонета « Роковой ряд»

Есть у Брюсова замечательный по изысканности венок сонетов «Роковой ряд». Сам по себе венок - это одна из труднейших поэтических форм, и не всякому удается совладать с ее жесткими правилами. Брюсову - мастеру стихотворения - потребовалось всего семь часов, чтобы создать в один день пятнадцать сонетов, составляющих этот венок, то есть, по подсчету самого автора, полчаса на сонет!

Справка о построении сонета «Роковой венок».

(ВЕНОК СОНЕТОВ - архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее - до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.

Каждое из стихотворений этого цикла посвящено реальным персонажам - женщинам, которых когда-то любил поэт.

Зрительное знакомство с формой венка сонетов (схема, составленная учителем) Вывод: название сонета перекликается с его формой , он построен так, что его композиция напоминает венок. А это под силу только мастеру.

6 . Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.

В «Грядущих гуннах» - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся.

Говоря о «грядущих гуннах», он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном свете,

Творите мерзость во храме,

Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда «грядущие гунны» сложат старые «книги кострами».

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова «Грядущие гунны» великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,

Что ведомо было одним нам.

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном.

Гуннами, то есть варварами и разрушителями старой культуры, представлял себе поэт революционеров

7. - Так же в ранней поэзии Брюсова можно рассмотреть черты декаденства. Давайте сначала вспомним, что значит этот термин по отношению к литературе? (декаденство - это общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам).

Хорошо, давайте прочитаем стихотворение «Сухие листья » (1 913) и выявим черты декадентства и возможно черты, которые им противоречат.

Обратим внимание на цветовую гамму стихотворения, какие цвета преобладают, найдите в тексте? (тусклый, черный, синеет, блестели, прозрачно)

Какие образы присутствуют в данном стихотворении (сухие листья, тусклый ветер, синеет небо, прозрачна даль, черный прах, цветы весенние)

Какой образ вам кажется не таким как остальные, иным, и почему? (весенние цветы, они создают жизнерадостное настроение, в отличие от остальных образов)

Итак, какие же черты декаденства мы видим? (темные тона, увядающая природа, тема смерти)

Хорошо, а что нарушает эти черты? (торжество жизни в конце, природа умерла, но чтобы весной снова воскреснуть).

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова самого поэта : «Если язык стихотворения еще позволяет прочесть, если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас живущих» . Как вы понимаете эти слова?

Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, прозаик, драматурги историк. Один из основоположников русского символизма.

Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова. Уже в тринадцать лет Брюсов решил стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия.

В 1892 поступил в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучал историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные). В конце 1892 молодой Брюсов познакомился с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество.

В 1894-1895 гг. он составил небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым.

В 1895 Брюсов издал книгу «Шедевры», в 1897 - книгу «Это - я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм.

В 1899 г., окончив университет, полностью отдался литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принял активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904-1909), лучшего журнала русского символизма.

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 опубликовал книгу «Граду и миру», в 1906 - «Венок» - свои лучшие поэтические книги.

В годы первой мировой войны Брюсов был на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи, но скоро вернулся с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая - «В такие дни» (1921).

Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».

9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве от крупозного воспаления легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Влияние самостоятельной созидательной деятельности на личностное развитие ребёнка. Уровни становления детского рисунка по Кершенштейнеру. Средства, способствующие развитию творческих способностей. Перспективы развития художественного творчества детей.

    реферат , добавлен 02.05.2010

    Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития личности. Создание материальных условий с целью формирования интереса к ней. История зарождения и представители сюрреализма. Его проявления в поэзии и живописи, фотографии и кинематографе.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2014

    Психолого-педагогические основы развития воображения младших школьников. Творчество как высшая степень познавательной деятельности. Возможности фольклора как средства развития творческого воображения школьников. Система работы и ее апробация на практике.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Исследование понятия творческого воображения в психолого-педагогической литературе. Изучение особенностей развития творческого воображения младших школьников. Анализ использования нетрадиционных методов рисования на уроках изобразительного искусства.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2017

    Сущность творческого потенциала личности. Психолого-педагогическая характеристика школьников среднего возраста. Особенности творческого развития школьников на занятиях кружка КВН в ГУО "Вертелишковская СШ". Составление программы школьного кружка.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2015

    Творчество как необходимый компонент развития личности. Развитие и реализация творческого потенциала и способностей учащихся 5-9 классов на уроках технологии. Разработка планов-конспектов уроков по модулю "Художественная обработка материалов".

    дипломная работа , добавлен 10.11.2010

    Сущность воображения и особенности творческого воображения у младших школьников. Роль темы, содержания сочинения, его воспитательная сила. Разработка и описание технологии работы над сочинением как способ развития творческого воображения школьников.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2009

    Опыт коллективного творчества. Внеклассная работа как средство повышения интереса к учебе. Тест на определение уровня творческого потенциала учащихся, умение принимать нестандартные решения. Техническое творчество, порядок и содержания подготовки к уроку.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Возможности образовательной области "Художественное творчество" в развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. Рекомендации педагогам.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2013

    Исследование методической эффективности урока по теме "Художественное чтение как жанр эстрадного искусства". Возрастные и психологические особенности аудитории. Обоснование содержания и методики проведения урока. Ход урока, страница рабочей тетради.

Загрузка...