Строительный сайт

Как называются каменные головы на острове пасхи. Статуи острова Пасхи. Как называются статуи на острове Пасхи? Статуи острова Пасхи и основные их характеристики

Главной достопримечательностью знаменитого и загадочного (исп. Isla de Pascua; рап. Rapa-Nui) являются статуи Моаи , или Истуканы острова Пасхи . Практически повсеместно возвышающиеся вдоль южной части острова, на протяжении многих веков эти загадочные исполины не дают покоя ученым умам человечества.

По неведомым причинам полинезийцы (обитатели Океании, первые жители о-ва), обосновавшиеся на острове приблизительно в 1000 г. н.э., занимались высечением гигантских статуй Моаи (на протяжении ок. 1200-1500 гг.). Эти истуканы сегодня считаются одними из самых таинственных и необъяснимых древних артефактов на планете.

Моаи (рап. Moai) - каменные идолы на побережье о-ва Пасхи, представляющие собой огромные статуи в форме человеческой головы с частью туловища по пояс. Типичный дизайн статуй - угловатые мрачные лица с выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и низким лбом.

Доселе неизвестно, зачем древние островитяне начали массово создавать эти гигантские изваяния. Первые монолитные скульптуры высотой с человеческий рост вырубались из базальта. Затем островитяне начали изготавливать их из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла). Только 53 статуи Моаи были сделаны не из туфа, а из других пород.

«Обитель» статуй Моаи

Расположенный почти в самом центре о-ва, кратер потухшего вулкана Рано-Рараку (исп. Rano Raraku; 160 м) является местом, где высекались знаменитые гиганты. Над их созданием от зари до зари трудились десятки, а может быть и сотни мастеров. Сегодня на склонах кратера можно увидеть следы их кропотливой работы. Здесь же разбросаны незаконченные фигуры статуй. Вероятно, их создание происходило с соблюдением каких-то важных ритуалов и церемоний. Ученые уверены, что вулкан Рано-Рараку для местных жителей того времени был на самом деле священным местом.

Если в ходе ваяния статуи происходил какой-либо дефект — это считалось дьявольским знаком. Поэтому скульпторы немедленно бросали резку статуи и принимались за высечение другой. Таким образом, более 390 скульптур так и осталась незавершенными и оставленными здесь же. С годами многие из них были погребены под толстыми слоями обвалившегося пепла.

Когда статуя была высечена и отделялась от перемычки, соединяющей ее с кратером, фигура истукана скатывалась по склону вниз, к основанию вулкана. Здесь истуканы предположительно ставились в вертикальное положение для окончательной обтески. Далее готовые статуи перетаскивались по целой сети дорог и устанавливались в строго предназначенных местах, разбросанных почти по всему побережью острова. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км, выстроив в итоге почти сплошную линию монументов вдоль побережья острова.

По мере приближения к Рано-Рараку гигантские головы становятся более частыми, а у основания вулкана они буквально усеяны вдоль склона, образуя кульминацию процессуального маршрута к вулкану. Это должно означать возрастающий уровень важности этого места.

Загадки истуканов острова Пасхи

Когда в 1722 г. на остров высадились первые европейцы, они с удивлением обнаружили около 1000 величественных статуй. Впрочем, многие из них валялись на земле. Именно, большинство каменных изваяний были просто разбросаны вдоль дорог. Именно поэтому, многие ученые долгое время считали, что истуканы Моаи были оставлены неуклюжими строителями, которые сбрасывали сломанные статуи вдоль прибрежных дорог. Тем не менее, это было не так. Дороги были всего лишь протоптаны в ходе установки идолов. Т.е. сами дороги не были построены специально, а использовались исключительно для транспортировки фигур. С течением времени (из-за землетрясений, цунами и прочих внешних факторов) многие статуи повалились на землю, что также запутало археологов.

Однако, все статуи устанавливались строго на отведенных для них каменных пьедесталах — аху (рап. Аhu). Они представляли собой хорошо отшлифованные каменные платформы — закопанные тела статуй , немного наклоненные в сторону моря. Некоторые статуи установлены группами на постаментах высотой до 2-3 м. и длиной до 150 м. Самым известным таким постаментом с группой статуй являются знаменитые Аху-Тонгарики (рап. Ahu Tongariki).

Аху-Тонгарики

Но каким образом многотонные истуканы Моаи транспортировались в различные отдаленные места острова? По сей день на этот вопрос нет четкого ответа. Одни лишь гипотезы…

По рассказам современных островитян «к своим местам идолы Моаи …шли сами». Согласно легенде древних Полинезийцев, в каменные истуканы острова Пасхи была заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова — Хоту-Мату’а . Т.е. статуи были одарены божественной силой — душой, позволяющей статуям передвигаться самостоятельно.

Впрочем, исследователи уверены, что огромные статуи все-таки передвигались людьми. Несмотря на то, что трудно себе представить, каким образом люди из каменного века, без специального оборудования и современных технологий передвигали многотонные монолиты. Вероятно, волоком в горизонтальном положении, при помощи различных деревянных рельс, упоров и прочих приспособлений. Существует и другая версия, согласно которой статуи переносили в вертикальном положении, перемещая их, раскачивая их из стороны в сторону, затянув несколькими канатами (см. видео). Именно таким образом перекантовки они заставляли статуи «шагать». В этом вопросе мнения ученых разделились.

Как все это выглядело в действительности, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи. Как и причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных каменных исполинов. Существует распространенное мнение, что Истуканы острова Пасхи являются как бы его стражами, наводя страх на непрошенных гостей. Однако, это не совсем так. Все статуи (кроме группы статуй Ahu Akivi, состоящей из 7 фигур в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» не в сторону моря, а вглубь острова.

Аху-Акиви — единственные статуи острова Пасхи, которые смотрят в сторону океана.

Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроились в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану. Словно мощная армия, охраняющая покой своих владений и их жителей.

Несмотря на некоторую примитивность идолов Моаи, истуканы острова Пасхи все-таки завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…

Шляпы

Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета. Возможно они были сделаны из добытого красного вулканического камня уже позже, приблизительно в конце XVI века.

Причина этих «шляпных дополнений» неизвестна. Но некоторые ученые предполагают, что они придавали статуям некое выражение пущей власти.

Крах цивилизации Рапа-Нуи

Цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом произошло нечто ужасное.

Необъяснимая одержимость островитян в возведении таинственных истуканов привела к беспощадному использованию природных ресурсов и разорению о-ва. Слепое стремление заполонить остров статуями привела к тотальному истощению лесных ресурсов острова. Лес, который был необходим для транспортировки огромных фигур, беспощадно вырубался. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы - для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, Моаи - символы власти и успеха свергались. Борьба со временем все более ожесточилась. Таким образом в конце концов, к приезду европейцев, культура Рапа-Нуи полностью исчезла.

Есть ли у голов на острове Пасхи ноги? June 26th, 2014

Моа́и (статуя, истукан, идол) - каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.

Не возникал у вас вопрос, а что там в земле у голов острова Пасхи? Вот мы привыкли видеть их такими:

Фото 1.

И вот после 12-ти лет раскопок ученые обнаружили тела каменных истуканов.

Исследовательская группа во главе с Анной Ван Тилбург, руководителем «Проекта скульптура острова Пасхи», выяснила, что статуи острова Пасхи имеют не только головы, но и тела. Размеры туловищ идолов по размерам соотносимы с головами - длина тел достигает 7 метров.

Фото 2.

Исследовательница отмечает, что представления о том, что у истуканов острова Пасхи есть только головы связано с тем, что на фотографиях чаще всего запечатлевают лишь 150 скульптур, вкопанных в землю по плечи. Между тем, на острове их около 800 штук. По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.

В процессе раскопок археологи выяснили, что статуи были окрашены красным пигментом, пишет газета Mirror. Кроме того, неподалеку от статуй были найдены людские захоронения.

Фото 3.

Отмечается, что во время раскопок были найдены и механизмы, позволявшие устанавливать колоссов. Ученые установили, что истуканов притаскивали на место установки в горизонтальном положении, а затем устанавливали в выкопанную яму. В качестве направляющих использовались веревки и стволы деревьев.

Спины каменных идолов покрыты надписями, говорят археологи. Анна Ван Тильбург предполагает, что петроглифы, покрывающие торс «красавцев» могут быть подписью скульптора или группы владельцев статуи.

Фото 4.

887 каменных гигантов острова Пасхи представляют собой покровителей острова. Статуи острова Пасхи также называются Моаи. Вопреки распространенному мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. А их высота порой достигает 20 метров.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Вот такой вариант сувенирчика из поездки на остров:

Фото 12.

А вообще еще конечно есть вот такая версия всего этого.

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение , его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти» .

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью . Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий , причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской , погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег , готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией . Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы) , стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты .

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии . Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи» , надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе . А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

Наша планета только раскрывает свои тайны перед человечеством. Сколько ее уголков еще предстоит посетить и изучить? Сколько удивительных открытий удастся совершить в обозримом будущем? На все эти вопросы очень непросто дать однозначный ответ. Практически на каждом шагу все мы сталкиваемся с удивительными феноменами и явлениями, объяснить которые тщетно пытаются тысячи ученых по всему миру. Необычные находки, которые разбросаны по всему земному шару, только ждут своего «звездного часа», чтобы открыть свою истинную природу и назначение.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Как добраться до острова Пасхи читайте в нашей статье.

Сегодня предлагаю вместе отправиться на один из самых необычных островов – остров Пасхи, который принадлежит латиноамериканскому государству Чили. Именно здесь перед первооткрывателями далеких земель впервые предстали удивительные исполины из камня – монолитные статуи Моаи. Официально они известны в качестве истуканов острова Пасхи. Считается, что статуи были созданы аборигенами, которые населяли остров. Датируются каменные изваяния 10-15 веками. Кроме этого остров просто «кишит» интересными находками в виде древних пещер, желобчатых аллей, что уходят куда-то в океан. Все это свидетельствует о том, что остров когда-то был центром неизвестной археологам нации с необычными традициями и уникальными обычаями. Заинтересовали? Еще бы!


Далеко не каждый из нас знает, почему остров получил такое необычное название. Первое впечатление о том, что название привязано к известному празднику, оказывается верным. Впервые остров был посещен европейцами в 1722 году. Именно в этот год судно из Голландии под командованием Якоба Роггевена бросило свой якорь у берегов далекого тихоокеанского острова. Поскольку заморские земли были обнаружены как раз в момент празднования Пасхи, остров и получил соответствующее название.

Именно здесь были обнаружены одни из самых впечатляющих рукотворных феноменов всей цивилизации – каменные статуи Моаи. Благодаря каменным статуям остров стал известен во всем мире и по праву считается одним из главных туристических центров Южного полушария.

Назначение статуй

Поскольку статуи появились на острове в давние времена, их размер и формы навевали мысли о внеземном происхождении. Хотя все же удалось установить, что статуи были созданы местными племенами, которые когда-то населяли остров. Несмотря на то, что с момента открытия острова прошло несколько столетий, ученым до сих пор не удалось разгадать истинное назначение каменных исполинов. Им приписывалась и роль надгробий, и мест для поклонения языческим богам, их даже рассматривали в качестве самых настоящих памятников прославившимся островитянам.

Первые описания голландского мореплавателя помогают составить определенное впечатление о значении статуй. К примеру, первооткрыватель в своем дневнике отмечал, что возле статуй аборигены разводили костры и молились. Но самое удивительное состояло в том, что аборигены не отличались развитой культурой и не могли похвастаться определенными достижениями в строительстве или какими-то развитыми даже для того времени технологиями. Соответственно, возник вполне закономерный вопрос о том, как эти племена, живущие по первобытным обычаям, смогли создать столь удивительные статуи.

Многочисленные исследователи допускали самые необычные предположения. Первоначально считалось, что статуи сделаны из глины или вообще были доставлены с материка. Но вскоре все эти догадки были опровергнуты. Статуи оказались полностью монолитными. Искусные авторы создавали свои шедевры прямо из обломков скал с помощью примитивных инструментов.

Лишь после того, как остров посетил знаменитый мореплаватель Кук, которого сопровождал полинезиец, понимающий язык аборигенов острова, стало известно, что каменные изваяния вовсе не были посвящены богам. Их устанавливали в честь правителей древних племен.

Как создавались статуи

Как уже упоминалось, статуи вытесывались из монолитных обломков каменистых пород в каменоломне вулкана. Работа по созданию уникальных исполинов начиналась с лица, постепенно переходя на бока и руки. Все статуи изготовлены в виде длинных бюстов без ног. Когда Моаи были готовы, их транспортировали к месту установки и водружали на каменный постамент. Но как эти многотонные исполины перемещались из каменоломни вулкана до каменных постаментов на огромное расстояние – до сих пор является главной загадкой острова Пасхи. Только представьте себе, сколько силы могло потребоваться на доставку 5-ти метрового каменного исполина, средний вес которого достигал 5 тонн! А иногда встречались статуи более 10 метров в высоту и весом более 10 тонн.

Каждый раз, когда человечество сталкивается с чем-то необъяснимым, рождается масса легенд. Так случилось и в этот раз. Согласно местным преданиям, огромные статуи когда-то умели ходить. Добравшись до острова, они утратили эту удивительную способность и остались здесь навеки. Но это не более чем красочная легенда. Другая легенда гласит, что внутри каждой статуи были спрятаны несметные богатства народности инков. В погоне за легкой наживой, охотники за древностями и «черные археологи» разрушили не одну статую. Но ничего, кроме разочарования внутри их не ожидало.

Тайна разгадана?

Не так давно группа американских ученых, которая занималась исследованием древних исполинов, заявила о том, что вплотную приблизилась к разгадке статуй Моаи. Исследователи утверждают, что транспортировка статуй осуществлялась группами с помощью примитивных подъемных механизмов, огромных телег и даже крупных животных. Поскольку статуя транспортировалась в вертикальном положении, издали создавалось впечатление, словно каменная глыба передвигается самостоятельно.

Туризм

С того самого момента, когда туризм стал развиваться сумасшедшими темпами, когда популярность этого вида активного отдыха и проведения времени завоевала огромную популярность среди любителей экзотики и просто любопытных граждан, остров Пасхи стал настоящим местом ажиотажа. Посмотреть на удивительные статуи из камня приезжают тысячи желающих со всех уголков мира. Каждая статуя уникальна и отличается своеобразным украшением, формами и размерами. Многие из них имеют причудливой формы головные уборы. Кстати, головные уборы отличаются по цвету. И, как удалось выяснить, изготавливались в другом месте.

Водруженные на специальные постаменты, эти молчаливые творения рук человека вызывают искреннее восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их собственными глазами. Они словно всматриваются своими «мертвыми глазами» вглубь острова или в синюю даль океана. Если бы они умели говорить, сколько интересного смогли бы поведать о жизни их создателей? Сколько тайн можно было бы постичь, не мучаясь в многочисленных догадках?

Самым популярным местом для посещения считается платформа Тонгарики. На каменном основании разместились сразу 15 статуй разного размера. Статуи сохранили на себе немало следов гражданских войн и других разрушительных событий, которым подвергался остров. Есть информация о том, что в 1960-м году на остров обрушилось чудовищное цунами, которое отбросило каменные изваяния вглубь острова на 100 метров. Жителям удалось воссоздать платформу своими силами.

Отыскать платформу не составит труда. Она расположена в непосредственной близости от вулкана Рано Рараку, который и стал их месторождением. Сфотографироваться среди гигантских Моаи – святой долг каждого туриста, посетившего чилийский остров. По утверждению «бывалых фотоохотников», лучшее время для проведения фотоссесий – закат и рассвет. В лучах солнца каменные исполины предстают в иной, необычной красе.

Один только вид этих каменных исполинов вызывает трепет и уважение перед их создателями, заставляет задуматься о своей жизни и об истинном месте во Вселенной. Исполины острова Пасхи являются одними из самых загадочных творений, тайну которых нам всем только предстоит познать. Они пришли к нам из каменоломни вулкана и несут в себе до сих пор непознанную загадку тысяч веков.

Как добраться

К сожалению, добраться на остров Пасхи даже сегодня весьма проблематично. Хотя и есть два простых способа – воздушный и водный – все же они являются довольно затратными. Первый способ потребует от вас приобретения билета на рейсовый самолет. Вылететь можно из столицы Чили Сантьяго. Полет займет не менее 5 часов. Добраться на остров Пасхи можно и с помощью круизного лайнера или яхты. Многие туристические корабли, которые проходят у берегов острова, с радостью заходят в местный порт, предоставляя своим пассажирам уникальную возможность прикоснуться к давней истории загадочного острова.

Место нахождения: Чили, остров Пасхи
Изготовлены: между 1250 - 1500 годами
Координаты: 27°07"33.7"S 109°16"37.2"W

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили . Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй . Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты .

«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»

Заселение острова Пасхи началось в 300 — 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу . Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.

Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам — «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.

Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки . В эпоху культурного расцвета (XVI—XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.

После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».

Загрузка...