Строительный сайт

Жилище папуасов. Поселения и постройки папуасов Новой Гвинеи. Миссионеры. Образование. "Папуасы" в книгах

Зуб за зуб, глаз за глаз. Они практикуют кровную месть. Если твоему родственнику навредили, покалечили или его убили, то ты должен ответить обидчику тем же. Сломали брату руку? Сломай и ты тому, кто это сделал.

Хорошо, что от кровной мести можно откупиться курицами и свиньями. Так однажды я отправился с папуасами на «стрелку». Сели в пикап, взяли целый курятник и поехали на разборки. Все обошлось без кровопролития.

© Bigthink.com

2. Они «сидят» на орехах как наркоманы

Плоды бетелевой пальмы - это самая вредная привычка папуасов! Мякоть плода жуют, смешивая с двумя другими ингредиентами. Это вызывает обильное слюноотделение, а рот, зубы и губы окрашиваются в яркий красный цвет. Поэтому папуасы без конца плюют на землю, и «кровавые» кляксы встречаются повсеместно. В Западном Папуа эти плоды называют пинангом, а на восточной половине острова - бетельнатом (бетельным орехом). Употребление плодов дает легкий расслабляющий эффект, но очень портит зубы.

3. Они верят в черную магию и наказывают за нее

Раньше каннибализм был инструментом правосудия, а не способом утолить свой голод. Так папуасы наказывали за колдовство. Если человека признавали виновным в использовании черной магии и нанесения вреда другим, то его убивали, а куски его тела распределяли между членами клана. Сегодня каннибализм больше не практикуют, но убийства по обвинению в черной магии не прекратились.

4. Они держат покойников дома

Если у нас Ленин «спит» в мавзолее, то мумии своих вождей папуасы из племени дани хранят прямо в своих хижинах. Скрюченные, копченые, с ужасными гримасами. Возраст мумий - 200–300 лет.

5. Они позволяют своим женщинам заниматься тяжелым физическим трудом

Когда я впервые увидел, как женщина на седьмом-восьмом месяце беременности рубит дрова топором, а ее муж отдыхает в тени, я был шокирован. Позже я понял, что у папуасов это норма. Поэтому женщины в их селеньях брутальны и физически выносливы.


6. Они расплачиваются за будущую жену свиньями

Этот обычай сохранился по всей Новой Гвинее. Семья невесты получает свиней перед свадьбой. Это обязательная плата. При этом женщины ухаживают за поросятами, как за детьми и даже вскармливают их своей грудью. Об этом писал еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай в своих заметках.

7. Их женщины калечили себя добровольно

В случае смерти близкого родственника женщины племени дани отрубали себе фаланги пальцев. Каменным топором. Сегодня от этого обычая уже отказались, но в долине Балием еще можно встретить беспалых бабушек.

8. Ожерелье из зубов собаки - лучший подарок жене!

У племени короваев это настоящая драгоценность. Поэтому коровайским женщинам не нужно ни золота, ни жемчуга, ни шуб, ни денег. У них совсем другие ценности.

9. Мужчины и женщины живут раздельно

Во многих папуасских племенах практикуют этот обычай. Поэтому существуют мужские хижины и женские. Женщинам вход в мужской дом запрещен.

10. Они могут жить даже на деревьях

«Высоко живу - далеко гляжу. Короваи строят свои дома в кронах высоких деревьев. Иногда это 30 м над землей! Поэтому за детьми и младенцами тут нужен глаза да глаз, ведь ограждений в таком доме нет


© savetheanimalsincludeyou.com

11. Они носят котеки

Это фаллокрипт, которым горцы прикрывают свое мужское достоинство. Котеку используют вместо трусов, банановых листьев или набедренных повязок. Изготавливают ее из местной тыквы.

В центральных горных районах деревни состоят чаще всего из отдельных, беспорядочно разбросанных и далеко друг от друга отстоящих хижин или небольших групп хижин. В них живут обычно члены одного рода или его подразделения.

Группы хижин окружены заборами из заостренных кольев около метра высотой. Всего в деревне насчитывается обычно 40-50 жителей. Однако в некоторых районах найдены поселения с числом жителей в несколько сот человек.

Иногда весь поселок состоит из одного, стоящего над землей на сваях, большого дома, вмещающего 50 и более человек. Внутри дома, вдоль боковых стен, расположены очаги, здесь живут семейные пары. Дети обычно занимают места в середине дома.

На северо-восточном побережье, юго-восточном полуострове и в некоторых других местностях встречаются большие деревни, насчитывающие каждая до 300 жителей. Вокруг площадки, имеющей круглую или подковообразную форму (смотря по условиям местности), расположено несколько обособленных групп построек, соединенных узкими тропинками. Каждая группа построек имеет особое название. На площадке стоит мужской дом. В последние годы колониальная администрация стала вводить «деревни нового типа»: папуасов заставляют располагать дома по трем сторонам большого четырехугольника, одна сторона которого остается свободной. Эгот тип деревень удобен для колониальных патрулей, более для них безопасен. Но папуасам не нравится этот совершенно чуждый им тип деревень, и, выстроив такую деревню, они не живут в ней, а поселяются где-нибудь поблизости.

Хижины папуасов крайне разнообразны по своей форме. В центральных горных районах, а также у племен мекео на южном берегу и в районе бухты Гумбольдта встречаются хижины конической формы. Племена, живущие в верховьях р. Мамберамо, строят нечто вроде двухэтажных хижин: внутри хижины на высоте 1,5-2 м от земли кладут рядами стволы бамбука, которые образуют верхний этаж, служащий для спанья; сюда можно забраться по стволу с зарубками или по косо поставленной доске. На берегу залива Астролябия и в других местах строят четырехугольные хижины с двускатной крышей, очень высоко поднятой для лучшего стока дождевой воды.

Изменения в организации власти и в хозяйстве в колониальный период

Каждая папуасская община и теперь живет более или менее замкнутой жизнью. Члены ее расчищают в лесу, поблизости от деревни, земельные участки, обрабатывают землю, собирают урожай, выплачивают налоги колониальной администрации, поставляют определенное число молодых мужчин для работы по «контракту» и т. д. Жизнью общины управляет «большой человек», или старшина, подчиненный колониальному чиновнику.

До прихода колонизаторов положение старшины у большинства племен не давало никаких привилегий. Старшина работал наравне со всеми. Единственно, чем он отличался от остальных членов общины, это числом жен: он имел не одну, а обычно двух или трех. Старшиной обычно становился человек, выделявшийся своими личными качествами среди других членов общины, например физической силой и ловкостью, знанием обычаев и легенд. В отношениях между старшиной и другими членами общины не было ничего похожего на отношения господства и подчинения.

«Всем взрослым, - пишет Миклухо-Маклай, - одинаково принадлежит право голоса, но между ними находятся более влиятельные, отличающиеся своим умом или ловкостью, и люди слушаются не их приказания, а совета или их мнения».

Вторжение европейских колонизаторов в конце XIX в. прервало самостоятельное развитие папуасов и нарушило их традиционный общественный уклад. Колониальная администрация, используя старшину в своих целях, присвоила ему значительные права и привилегии и создала для него возможности материального обогащения за счет остальных членов, общины. В настоящее время старшина получает от колониальной администрации жалованье, хотя и очень небольшое. Но, сверх того, он получает 10% от суммы собранных им налогов и поэтому старается собрать налогов как можно больше.

Различные термины в местных диалектах, обозначавшие старшину, все более уступают место меланезийскому термину лулуай. Во многих деревнях введена новая должность - тултул. Это - помощник лулуая, немного знающий английский язык. Его обязанности фактически сводятся к тому, что он служит переводчиком между лулуаем и колониальным чиновником, когда последний посещает деревню. Тултул назначается обычно колониальным чиновником из числа лиц, долго работавших по контракту на плантациях или горных разработках европейских «хозяев». Авторитет лулуая среди папуасов держится в значительной мере на старых родовых обычаях, прямая же связь лулуая с колониальной администрацией, наоборот, подрывает его авторитет среди рядовых членов общины. Колониальная администрация старается возродить и оживить старые, отмирающие родовые институты и укрепить тем самым власть лулуая.

Положение в районах, которые подпали под контроль колонизаторов, сильно изменилось. Папуасы потеряли часть своей земли. Колонизаторам нужны рабочие на плантации. Многие молодые папуасы вынуждены оставлять свои родные деревни на несколько лет и работать на плантациях. В деревнях остаются в основном старики, женщины и дети. Им приходится брать на себя всю работу, выполнявшуюся ранее молодыми мужчинами: расчистку новых участков, подъем целины, постройку хижин, лодок и т. п. Дети начинают работать с еще более раннего возраста, чем прежде. Отсутствие наиболее работоспособной части населения сказывается очень болезненно. Во многих деревнях огороды запущены, новые участки не расчищены: нет сильных рабочих рук, а орудия труда остались те же.

Миссионеры

Уничтожая старые («языческие») культы, европейские миссионеры вместо них насаждают не на учное мировоззрение, а другие религиозные представления и суеверия, которые способны лишь еще более затемнить сознание аборигенов. Они предают анафеме многое ценное в культуре папуасов, препятствуют развитию народного творчества.

«Правительственный этнограф» Ф. Уильямс пишет, что миссионеры уничтожили «все яркие краски культуры племени кевери» (папуасы с южного берега). Теперь кевери не носят украшений, потому что боятся «заболеть». Праздников не справляют, барабанов не делают; плясок нет; если кевери будут плясать, они «умрут». Старых песен не поют, старых преданий не рассказывают (в противном случае «заболеют»). «Все старые обычаи - плохие обычаи»-вот чему научили миссионеры кевери. Уильямс спросил местных жителей: «Если вы не рассказываете старых историй, то о чем же вы говорите?» Они ответили: «Если мы отбросим прочь все старые обычаи и примем новый образ жизни, то получим вечную жизнь - вот о чем мы говорим». Нужно отметить, что даже на «правительственного этнографа» Уильямса этот «новый образ жизни» произвел тяжелое впечатление. «Трудно представить себе что-либо более безотрадное!»- пишет он 1 .

Папуасы, однако, не хотят отказываться от своего традиционного образа жизни. В том районе, о котором пишет Уильямс, они, несмотря на угрозы миссионеров, возродили празднества и пляски. Миссионеры в наказание за это закрыли школу в дер. Дураму, но и эта мера оказалась тщетной 2 .

Образование и здравоохранение

Сохранение до сих пор в ряде районов Новой Гвинеи религиозно-магических обрядов и представлений объясняется в большой мере почти поголовной неграмотностью папуасов. Первая школа была открыта на Новой Гвинее в 1911 г. Сейчас там насчитывается несколько сот «школ», почти все они находятся в руках миссий. Но что это за «школы»! Обычно школьный учитель, он же миссионер, учит папуасских детей чтению молитв и пению религиозных гимнов, и на этом «образование» папуасов заканчивается. Сплошь и рядом «учитель» не знает папуасского языка, а дети, конечно, не знают английского. В результате получается так, что «учитель» рассказывает детям, как об этом пишет Кэпелл, «о незнакомом предмете на непонятном языке» 3 . Есть, однако, и учителя-папуасы, но они сами весьма мало подготовлены;

В некоторых школах - так называемых «цивилизующих» (civilizing schools) детей обучают ремеслам, начаткам агротехники, чтению и письму. Обычные общеобразовательные предметы считаются для них недоступными, и их не преподают. Арифметика, например, преподается только в тех местностях, где уже вошло в быт товарное и денежное обращение. Языки преподавания в одних случаях - местные наречия, в других - пиджин- инглиш. В Западном Ириане преподавание ведется на малайском языке. Литературные европейские языки (в частности, английский) колонизаторы не хотят преподавать папуасским детям.

Колониальная администрация, правда, ощущает потребность в грамотных папуасах, но тут она наталкивается на сопротивление плантаторов и горнопромышленников, которым это невыгодно. В 1929 г. администрация мандатной (ныне подопечной) территории Новой Гвинеи решила послать в Австралию семь папуасских подростков на учебу. Но плантаторы и горнопромышленники подняли по этому поводу такой шум, что администрация отказалась от своего намерения. В передовице местной газеты от 1 февраля 1929 г. сообщалось: «Мы с удовольствием узнали, что семь туземцев, которых предполагалось послать в Австралию, не будут туда посланы». Эта история повторилась и в 1947 г., когда предполагалось отправить в медицинскую школу на Фиджи шесть папуасов. Плантаторы и горнопромышленники не желают, чтобы их рабы знали больше, чем нужно «хозяевам».

Австралийский антрополог И. Хогбин в своей недавно опубликованной книге, написанной после длительного пребывания в одной из деревень Новой Гвинеи, пишет: «По мере того как растет опыт туземцев, возникает необходимость технического образования. Если бы австралийцы, заявил один туземец из племени бузама, присылали нам побольше учителей, у нас были бы собственные инженеры, врачи и летчики» 1 .

Медицинское обслуживание на Новой Гвинее фактически совершенно отсутствует. На каждые 100 тыс. жителей приходится всего три врача 2 . Колониальная администрация расходует по этой статье менее 1 шилл. в год на человека, считая, конечно, только население «контролируемых» районов. Все папуасские женщины рожают в своих хижинах, без всякой медицинской помощи.

Современная колонизация

В некоторых деревнях, далеко не во всех, есть особая должность: «медицинский тултул». около 10 тыс. человек европейского происхождения. Они живут обычно в прибрежных районах, в горах их очень мало. Это - господствующий слой: колониальные чиновники, плантаторы, горнопромышленники, вербовщики рабочей силы, миссионеры,- скупщики и т. п. Это те люди, которые непосредственно проводят политику колониального гнета, расхищают природные богатства Новой Гвинеи и беспощадно эксплуатируют коренное население. Они обманным путем «покупают» земли у папуасов и заставляют их работать за ничтожную плату. В 1921-1922 гг. администрация мандатной территории цинично писала в Лигу наций, что «самое надежное средство цивили- зирования туземцев - это их работа на европейцев». Когда местности в Кокода в 20-х годах начали строить небольшой аэродром, то рядом устроили тюрьму, арестовали несколько десятков папуасов и заставили их расчищать посадочную площадку.

На Новой Гвинее имеется слаборазвитая горнодобывающая промышленность (нефть в Западном Ириане, золото в северо-восточной Новой Гвинее и Папуа). Но главное занятие европейцев-ведение плантационного хозяйства. С Новой Гвинеи вывозят копру, трепанг, жемчуг.

Дома европейцев построены из завезенных сюда досок. Многие плантаторы в первые годы своего поселения на Новой Гвинее живут в домах, построенных из местного материала, с крышей из листьев саговой пальмы или из травы кунаи. Пол обычно застлан цыновками. Тяжелой мебели, как правило, нет.

Плантационное рабство

В настоящее время на Новой Гвинее эксплуатация природных богатств находится на руках иностранных компаний. В 1952 г. таких компаний насчитывалось 47; крупнейшей из них был американский трест Buloio Gold Dredging 1 . Компании эксплуатируют труд местного населения - большое число молодых папуасов работает на плантациях, горных и нефтяных разработках, обычно далеко от родной деревни.

Труд на плантациях и горных разработках - это труд, потерянный для общины. Папуасы не хотят уходить из своих деревень. Поэтому введена система принудительных мер, применяемых колонизаторами к папуасам,- «система контрактацию). Она вступает в силу с того момента, как деревня берется «под контроль»;

На Новой Гвинее деревня, взятая «под контроль»,- это деревня, обложенная денежным налогом. За неуплату налога полагаются принудительные работы на плантациях и горных разработках. А чтобы уплатить налог, папуас, никогда не имевший и не имеющий денег (если не считать раковинных денег), должен, очевидно, идти на работу к тому, кто:>ти деньги имеет, т. е. опять-таки к плантатору или к горнопромышленнику.

В деревню приходит вербовщик, спаивает папуасов (он получает 4-5 фн. ст. за каждого «законтрактованного парня») и заставляет их оттиснуть свой палец под непонятным им текстом «контракта».

Работа на плантациях и горных разработках тяжела и изнурительна. Заработная плата крайне низка. Путем выдачи вместо денег талонов, или бонов (которыми папуас платит втридорога за выдаваемую ему пищу), путем систематических штрафов заработная плата еще более уменьшается 2 .

Не удивительно, что вербовщикам все труднее становится набирать рабочую силу для плантаций и горных разработок. В 1948/49 г. на плантациях и в шахтах «подопечной территории» насчитывалось всего 30 тыс. аборигенов-рабочих. «Недобор» против потребности составлял около 8 тыс. В 1954 г. на нефтяных разработках двух компаний - австралийской и американской - в колонии Папуа, на юго-востоке Новой Гвинеи, было занято около 2,5 тыс. папуасов. Они служат большей частью носильщиками и выполняют разные черные работы. Но папуасы начинают овладевать и более квалифицированным трэдом. В джунглях, где колонизаторы не хотят работать сами, папуасам поручают те или иные работы по разведке нефти, наблюдение за машинами. И папуасы хорошо справляются с обслуживанием сложных аппаратов, например сейсмических (геофон) и т. п. 3 .

На таких работах, как расчистка дорог, ремонт мостов и пр., колонизаторы открыто, не прикрываясь даже «фиговым листком» контракта, практикуют принудительный труд. Они сгоняют папуасов из соседних деревень и 9 угрожая тюрьмой или телесным наказанием, заставляют их работать.

Национально- освободительное движение

Папуасы все более осознают, что единственная причина их отсталости в настоящее время заключается в колониальном гнете. Их борьба за национальную независимость становится все организованнее.

Когда в 1942 г. японские войска высадились на северо-восточном берегу острова, все европейские резиденты эвакуировались с Новой Гвинеи в Австралию. Папуасы на некоторое время оказались хозяевами острова. И они решили бороться за свою землю «при помощи деревянных копий против механизированной мощи современной армии!» - восклицает один автор. Они выступили против японцев. В районе о-ва Биак (Западный Ириан) вспыхнуло восстание, получившее название движения Манерен - по имени легендарного вождя Мансреи-Магунди, который управлял счастливой страной, когда в ней еще не было ни японских, ни голландских колонизаторов. Во главе восстания встал папуас Стефанус. Он выдвинул лозунг «Папуасская земля для папуасов!» и призвал народ к борьбе за свою свободу против иноземных насильников. Движение быстро перекинулось с о-ва Биак на о-в Номфур. Против повстанцев был послан военный корабль. Папуасы, вооруженные копьями, луками и стрелами, напали на этот корабль, но были рассеяны пушечным огнем 1 .

В те же годы подобные цели ставило перед собой движение, возглавленное папуасом Симпсоном. Симпсон был убит японцами. А когда в ходе войны на юго-западном берегу Новой Гвинеи высадились англо-американские войска, папуасы выступили и против них. По словам двух авторов (Хогбин и Веджвуд), папуасы заявили англо-американцам следующее: «Если вы отберете у нас землю, наши жены и дети и мы сами умрем с голоду. Лучше нам умереть сражаясь, чем вымирать от голодания. Только когда мы будем мертвыми, солдаты возьмут нашу землю» 2 .

После окончания второй мировой войны по всей Новой Гвинее не прекращаются восстания против колониального гнета. В своей новой книге «Преображение» логоин пишет: «люди сообщают о случаях жестокого обращения, требуют более высокой заработной платы и бастуют, когда им отказывают. У властей возникают трудности, когда делегации местного населения требуют увеличения числа учителей, введения новых посевных культур и организации местного самоуправления» 1 . Папуасы требуют самоуправления, они борются под лозунгом «Новая Гвинея для папуасов».

Особенно решительный характер носят восстания в Западном Ириане.

В 1945 г. вновь на короткое время возродилось «движение Манерен». В другом районе началось восстание Мера-Пути (в переводе означает «Красный-Белый») под руководством папуаса Маркуса Индеу. В это время вожди восстаний Манерен, Мера-Пути и вновь поднявшегося движения Симпсона установили связь между собой. Была поставлена конкретная политическая цель борьбы - объединение с Индонезией. В феврале 1947 г. голландское правительство послало войска и организовало кровавые расправы. Но движение продолжается. Имели место восстания в районах городов Бабо, Кобас, Факаофа, Соронг 2 .

В г. Маданге (залив Астролябия) в 1946 г. восстало 2 тыс. папуасов. В Финшхафене в том же году все лулуаи и тултулы вернули киапу (колониальному чиновнику) свои форменные фуражки, т. е. отказались служить колониальной администрации. В деревне Ануапата (южный берег) в том же 1946 г. собрались папуасы всех соседних деревень и послали австралийскому министру колоний радиограмму: «Народ не желает возврата старой системы управления, народ желает установить новое управление» 3 .

Советские представители в ООН неоднократно выступали по вопросам, касающимся Новой Гвинеи. Проект соглашения по опеке над Новой Гвинеей, представленный Австралией, не предусматривал конкретных гарантий свободы слова, печати, собраний. Он обходил молчанием вопрос о более широком привлечении местного населения к участию в совещательных и законодательных органах. Советская делегация настаивала на том, чтобы эти пункты были включены.

Советским делегатам в комитете по опеке удалось добиться включения ряда пунктов, расширяющих права папуасов. Но Генеральная Ассамблея не посчиталась с решением Комитета по опеке и механическим большинством утвердила проект в его первоначальном виде.

На Новой Гвинее ширится движение против колониализма. События, цроисходящие на этом острове, заслуживают самого пристального внимания.

(от малайского papuwa - курчавый)

собирательное название большей части коренного населения о. Новая Гвинея, островов северо-западной Меланезии, северной части о. Хальмахера и восточной части о. Тимор. Численность П. свыше 3 млн. чел. (1972, оценка). Антропологически П. относятся к меланезийской расе (См. Меланезийская раса). П. говорят на папуасских языках (См. Папуасские языки). Главные элементы их религиозных верований - культ предков, магия и тотемизм. С конца 19 в. под влиянием миссионеров распространяется христианство, которое ныне формально исповедуется большинством П. До недавнего времени П. жили (а в некоторых районах о. Новая Гвинея и островов северо-западной Меланезии и в настоящее время живут) первобытнообщинным строем. Основу хозяйства П. составляют клубневое земледелие подсечно-огневого типа, выращивание пальм и плодовых деревьев, свиноводство, рыболовство, частично охота. Часть П. работает на плантациях и предприятиях горнодобывающей промышленности. Вся жизнь П. сосредоточена почти всецело в родовых общинах, состоящих из нескольких семейно-родовых групп каждая. До европейской колонизации частная собственность на землю была неизвестна. Имущественная и социальная дифференциация только наметилась. Большой вклад в этнографическое изучение П. внёс русский исследователь Н. Н. Миклухо-Маклай.

Лит.: Миклухо-Маклай Н. Н., Собр. соч., т. 1-5, М.- Л., 1950-54; Пучков П. И., Формирование населения Меланезии, М., 1968; Бутинов Н. А., Папуасы Новой Гвинеи, М., 1968.

В. М. Бахта.

  • - собирательное название коренного населения Новой Гвинеи и внутр. р-нов многих др. о-вов Меланезии и Молуккских. Числ. П. св. 2 млн. чел. . Языковая и этнич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - обитатели Новой Гвинеи и близлежащих островов; принадлежат к меланезийской группе, отличаются темным цветом кожи, негрообразными чертами лица и другими расовыми особенностями меланезийского типа...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - собирательное название большей части коренного населения о. Новая Гвинея, островов северо-западной Меланезии, северной части о. Хальмахера и восточной части о. Тимор...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ПАПУА́СЫ, -ов, ед. -ас, -а, муж. Коренное население Новой Гвинеи и нек-рых других островов Меланезии. | жен. папуаска, -и. | прил. папуасский, -ая,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПАПУА́СЫ, папуасов, ед. папуас, папуаса, муж. Туземное население Новой Гвинеи и некоторых других островов Меланезии...

    Толковый словарь Ушакова

  • - папуа́сы мн. Племена, населяющие Новую Гвинею и некоторые другие острова Меланезии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - папу"асы, -ов, ед. ч. -"...

    Русский орфографический словарь

  • - ПАПУА, чернокожие негрские и малайские племена, населяющие Австралию в близлежащие от неё острова...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Папуасы" в книгах

Глава 5. Папуасы и меланезийцы

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Глава 5. Папуасы и меланезийцы 5.1. Острова Океании Океания занимает гигантскую территорию – 63 млн. кв. км, на 98 % состоящую из воды. Для сравнения, площадь России – 17,1 млн. кв. км. К Океании относят всю юго-западную и центральную часть Тихого Океана. На крайнем востоке

Папуасы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Папуасы всех стран, або Этнонимическая демонология.

Из книги автора

Папуасы всех стран, або Этнонимическая демонология. Как известно, Россию-Матушку, в которой живут Истинные Люди (по-чукотски - «лыораветляны»), постоянно окружают какие-то пришельцы, произошедшие не от тех обезьян. Разные чурки, хачи, лабусы, хохлы и мамалыжники. Чуть

Новую Гвинею называют «островом папуасов». В пере-воде с индонезийского папу-ва «кучеряавый» .
Племена папуасов и правда тем-новолосы и кучерявы.
Остров уто-пает в тропических лесах; там жарко и влажно, почти каждый день льют дожди.
В таком климате лучше держаться повыше от грязной и мокрой земли.
Поэтому в Новой Гвинее почти нет стоящих на земле жилищ: обычно они под-няты на сваи и могут стоять даже над водой.
Величина дома зависит от того, сколько человек в нем будет жить: одна семья или целое селение. Для селения строят дома до 200 метров длиной.
Самый распространенный тип построй-ки — прямоугольный дом с двускатной крышей.
Сваи обычно поднимают дом на два-четыре метра над землей, а племя комбаев вообще предпочи-тает высоту 30 метров. Только там, веро-ятно, они и чувствуют себя в безопасности.
Все дома папуасы строят без гвоздей, пилы и молотка, с помощью каменного топора, которым вла-деют виртуозно.
Строительство свайного дома требует хо-роших технических навыков и знаний.
На сваи укладывают продольные бревна, на них — поперечные перекладины, а свер-ху — тонкие жерди.
Попасть в дом можно по бревну с зарубками: сначала в своеоб-разную переднюю, больше похожую на «ве-ранду». За ней находится жилое помеще-ние, отделенное перегородкой из коры.
Окон не делают, свет проникает отовсюду: и через вход, и через щели в полу и стенах. Крышу кроют лис-тьями саговой пальмы.


все картинки кликабельны

Самое удивительное жилище папуа-сов — дом на дереве. Это настоящий тех-нический шедевр. Обычно его сооружают на крупном дереве с развилкой на высоте 6—7 метров. Развилку используют как главную опору дома и привязывают к ней горизонтальную прямоугольную раму — это фундамент и одновременно пол дома.
На раме крепятся столбы каркаса. Рас-чет здесь должен быть предельно точным, чтобы эту конструкцию выдержало дерево.
Нижняя площадка делается из коры саго-вой пальмы, верхняя — из досок пальмы кентии; крышу кроют пальмовыми
листьями, вместо стен циновки. На нижней площадке устроена кухня, и здесь же хранится нехитрый домашний скарб. (из книги "Жилища народов мира" 2002)

June 15th, 2016

Несмотря на повсеместное использование достижений науки и техники, в юго-восточной части индонезийской провинции Папуа затерялся небольшой участок территории, куда прогресс еще не добрался. Место напоминает уголок каменного века, население которого придерживается первобытного уклада жизни

В начале 70-х годов прошлого века в центральной части острова Новая Гвинея голландские путешественники обнаружили племя людей, живущих на деревьях. Для защиты от набегов соседних племен папуасы-короваи строили жилища в джунглях на высоте более 15 метров. Христианским миссионерам удалось прекратить бесконечные войны между аборигенами. Большинство кланов освоились в предлагаемой европейцами среде и сейчас довольно дружелюбно относятся к чужакам.

Тем не менее «высотки» продолжают строить.


Фото 2.

Район обитания короваи – труднодоступный участок между труднопроходимыми горами и двумя крупными реками. Численность племени не превышает тысячу человек, а образ жизни не менялся веками. Железо им не известно, практически нет домашней утвари, для охоты и работы пользуются каменными и костяными орудиями, вооружены луками и копьями.

Фото 3.

Племя состоит из нескольких крупных семей, племенного вождя или шамана нет. Еще одной причиной жизни в кронах деревьев является боязнь прихода колдунов. На ночь вся семья вместе с припасами и животными поднимается по лестницами из гибких лиан в поднебесные жилища.

Фото 4.

Главным источником пищи для короваи - саговое дерево. Для приготовления используют все – листья, плоды, древесину. В племени делают муку с помощью каменных жерновов, затем ее добавляют в блюда из личинок, кореньев и плодов, к мясу диких коз, кабанов, рыбе. Особым деликатесом считают яйца жуков, которые иногда удается найти в подгнивших листьях. Они поджариваются и подаются как главное блюдо на праздничном застолье.

Фото 5.

Короваи думают о перспективе – они обязательно высаживают новое саговое дерево на месте срубленного. Еще одним объектом безграничной любви и поклонения являются свиньи. Их ловят в силки и приручают, со временем дикий зверь становится совсем домашним и выполняет функции сторожевой собаки. На них же перевозят вещи и детей. Свиньи настолько ценятся в племени, что поросят женщины кормят грудью, а пойманных на воровстве свиней тут же убивают.

Фото 6.

Одежды в племени не носят. Женщины ограничиваются набедренной повязкой и множеством причудливых ожерелий из ракушек и кабаньих клыков, в носы продевают косточки летучих мышей. Мужчины же настоящие модники. Единственным предметом их одежды является футляр на пенис. Причем их у каждого мужчины как минимум два – повседневный и парадный. Парадно-выходной «костюм» украшен мехом и имеет самую причудливую форму, соответствующую последним веяниям местной моды!

Все племя короваи постоянно курит – женщины, дети, мужчины – сворачивают сигареты из листьев и смолят не переставая.

Фото 7.

Понятие семья у короваи довольно примитивное. Все женщины племени принадлежат всем мужчинам. При этом только раз в году во время цветения сагового дерева проходит праздник соития – массовый и всеобъемлющий. При этом в племени остается группа молодых девушек, на которых не претендует ни один мужчина. Они предназначены для выдачи замуж в соседние племена, для принесения в жертву духам на ближайших праздниках (другими словами – на съедение).

Да, в племени развит каннибализм. Это явление существует как ритуальное: съесть врага, чужака, особенно белого – значит получить его смелость, силу, здоровье, бессмертие.

Фото 8.

Срок жизни в племени не большой – мужчины в среднем до 30 лет, женщины немного больше. Потеря близких большое горе для всех. по традиции женщины в память о покойном отрезают фалангу своего пальцы, а мужчины надрезают ухо. Мужчины в племени гибнут часто, потому некоторые женщины остаются к концу жизни совсем без пальцев.

Фото 9.

Особо отличившихся и уважаемых покойников мумифицируют, но это очень высокая честь и выпадает она редко. Обычно же трупы оставляют завернутыми в листья на земле для диких животных.

Опасностей поджидает племя короваи много – укусы ядовитых насекомых, ранки и царапины, долго не заживающие в тамошнем климате, несчастные случаи на охоте. Но главной опасностью являются занесенные извне миссионерами и путешественниками инфекции. Их убивает обычный грипп, краснуха, корь, туберкулез…

Их маленький мирок может погибнуть от малейшего толчка. Но при этом мир короваи постепенно суживается, цивилизация наступает, уничтожает джунгли в тропиках….

Фото 10.

Подобная архитектура для жителей племени короваи не более чем способ обезопасить себя от наводнений, насекомых и хищников, живущих внизу. Кроме того, местные жители верят, что тем выше находится дом, тем он недоступнее для злых духов. В домах живут семьями, количество членов которой может достигать 12 человек. Нередко вместе с собой наверх караваи поднимают и всех домашних животных.

Фото 11.

Давайте почитаем, что пишет путешественник Леонид Круглов о своем пребывании в этом племени.

Я хотел добраться до самых диких кланов племени. В миссионерской деревушке Сенгго я нашел двух папуасов, знающих английский, и мы отправились в путь.

Четыре дня мы шли по безлюдным болотистым джунглям, пока один из проводников не заметил на опушке леса шалаш длиной около шести метров и шириной в два. Вокруг ни души. Внутри пусто. Уставшие, мы свалились на бамбуковый пол и задремали...

Фото 12.

Неожиданно проснувшись, прямо над собой я увидел лицо сгорбленного старика в набедренной повязке. Седая борода, растрепанные волосы и огромные белки глаз - дядюшка Ау из советского мультфильма! Он пристально разглядывал меня. Я толкнул в бок спящих провожатых. Они вскочили на ноги, чем испугали старика, заставив его скрыться в неосвещенном углу дома. После коротких переговоров на местном наречии незнакомец успокоился. Как оказалось, дядюшка Ау, а вернее Вунинги, - хранитель огня из клана саях. Его семья соорудила шалаш, в котором временно остановятся члены клана. Они соберутся через несколько дней на ритуал строительства дома на дереве. А пока Вунинги принес сюда огонь: пламя тлело в небольшом расщепленном полене, в которое были вложены сухие листья. Так короваи и другие папуасы переносят огонь на дальние расстояния.

Фото 13.

К следующему дню в шалаше собралось человек тридцать. Хозяином будущего дома был высокий мужчина Они. Как мне объяснили, для строительства нового жилища у него два повода: во-первых, старое пришло в негодность, а во-вторых, Они готовился стать отцом.
По правилам хозяин будущего дома обязан устроить пир для всех собравшихся. Главное угощение - личинки жука-дровосека. Чтобы запастись ими, Они заготовил несколько саговых пальм за месяц до начала церемонии - срубил их и оставил гнить в болоте.

Фото 14.

Все представители клана отправились в чащу. Я с ними. На месте Они срубил верхний слой с одной из лежащих пальм. Внутри кишели жирные белые личинки сантиметра три-четыре в длину. Короваи возликовали и тут же стали поедать их. Видя, что я стою в стороне, Они собрал несколько личинок в пальмовый лист и принес мне. Я попытался отказаться, но виновник торжества нахмурил брови.

Это дочь Матери саги. Все, кто будет строить дом, должны съесть ее, - он протянул мне одну личинку, предварительно оторвав ей голову.

Фото 15.

Сага - основное дерево, которое используют короваи для строительства. Потому и главное их божество - богиня саги. Не съесть личинку - значит отказаться от своеобразного первобытного причастия и тем самым оскорбить племя. Почти зажмурившись, я проглотил «лакомство» и, к своему удивлению, отметил, что по вкусу оно похоже на белый гриб. Они одобрительно похлопал меня по спине.

Пир продолжался два дня. Вечерами члены клана собирались у костра, курили трубку и рассказывали друг другу новости. Так шла подготовка к основной части ритуала.

Фото 16.

Рано утром все члены клана отправились в лес. В чаще росли мощные баньяны высотой около 15 метров. Но короваи прошли мимо них и приблизились к тому, что был как минимум в два раза выше.

Этого дерева достоин Они, самый сильный в нашем клане, - сказал Вунинги. - Чем сильнее человек, тем выше он должен жить.

Фото 17.

Возле баньяна уже лежали очищенные от коры тонкие стволы саговой пальмы. Их, видимо, заготовили заранее. Несколько мужчин схватили два ствола и вскарабкались по дереву. Двое других, используя мягкую кору как веревки, стали привязывать к стволам нарубленные заранее толстые ветви. Получилась лестница высотой около 10 метров. На этом уровне началось строительство площадки, которую я принял за основу будущего дома: прямо на дереве короваи вязали настил наподобие плота. К ночи работа была закончена.

Фото 18.

На следующий день около полудня я обнаружил, что вчерашний «плот на дереве» был лишь первой площадкой. Метров на 10 выше уже по явилась вторая, поменьше. Сами же короваи сидели почти у верхушки и срубали тонкие ветви, оставляя лишь толстые сучья, которые должны были послужить фундаментом дому.

Фото 19.

К вечеру большинство короваев отправились в шалаш, но несколько мужчин продолжили работу. Два человека находились на верхушке. Двое других стояли на площадках: один - на верхней, другой - на нижней - и подавали стволы саговой пальмы наверх, где из них вязали очередной «плот» - пол будущего дома. Короваи не сделали перерывов в работе даже ночью.

Фото 20.

Утром третьего дня на высоте примерно метров 20–25 над землей возвышался дом. В длину он достигал шести метров, в ширину - трех. Крыша была сделана из пальмовых листьев.
Нажмите для увеличения

Ты должен подняться, таких домов нигде не увидишь. В клане у меня самый «высокий дом», - сказал Они и подтолкнул меня вперед.

Фото 21.

На второй площадке лестница закончилась. К дому можно было подняться только по свисающему стволу сагового дерева с засечками вроде маленьких ступенек. У меня получилось с трудом.

Так мы защищаемся от чужаков, - объяснил Они. - Конец ствола закреплен только к потолку дома. Если кто-то попытается вскарабкаться, я сразу об этом узнаю, увидев, что ствол качается.

Фото 22.

Через отверстие в полу я попал в жилище. Хижина без окон и дверей была довольно мрачной. Свет поступал через два небольших отверстия в крыше. Их, как объяснил Они, сделали для того, чтобы духи животных могли заходить в дом и выходить из него. Тогда, по поверьям, тут всегда будет достаток.

Вечером хозяин дома убил кабана. У подножия баньяна развели костер. Несколько человек собрались вокруг и запели что-то лирическое.
Они сидел в стороне вместе с избранницей, улыбался и смотрел наверх, туда, где находился их новый дом. Дом на дереве, который мужчина построил для своего сына.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Фото 51.

Фото 52.

Фото 53.

Фото 54.

Фото 55.

Фото 56.

источники

Загрузка...