Строительный сайт

Психология возраста 27 лет. Взрослый подход к жизни не убьет ваши эмоции


Нет, не те, которые находятся где-то на перепутье, между 26 и 39 парнем, в подприопущенном алкоголем состоянии размазывающие тушь по лицу. Я говорю про тех, кто действительно одинок в свои 27. Или даже в 28. Плюс минус пара лет здесь роли, согласитесь, не играют.

Я могу открыть эту тайну. Она проста как и всякая другая истина.

Утром одинокие девушки 27 лет просыпаются и улыбаются. Потому что у них все еще силы верить. Несмотря ни на что. Вопреки всему. Верить в то, что их путь освещает солнце, пришедшее звездам на смену. Верить в то, что именно они - королевы побережья. Верить в то, что именно про них думают те самые они, отворачиваясь к стенке от своих женщин по ночам.

После завтрака эти девушки надевают всегда лучший наряд - поверьте, у одиноких девушек 27 лет есть только такие на каждый день - а дальше они верят в то, что что-то светлое случится с ними еще до обеда. Ну в крайнем случае - до конца рабочего дня. А работа у одиноких девушек 27 лет есть обязательно. Причем не такая, с которой уходишь в 18.00. На ней можно задержаться, с ней можно забыться и занять ею себя на огромное количество часов в сутках.

Итак, очнувшись в половине седьмого, одинокие девушки 27 лет понимают, что еще половина очень важных дел не сделана, все семейные вокруг разбежались, а чуда так и не случилось. Странно, думают они, наверное, чудо точно поджидает меня по дороге домой.

По дороге домой одинокие девушки 27 лет уверены, что все вокруг смотрят только на них. Что неудивительно, потому что зачастую так и происходит. Но, несмотря на косые, милые и даже презрительные взгляды, чудо не приходит вместе с ними. И внутренний голос, к вечеру все громче начинающий ныть про вселенское одиночество, приходится затыкать громкой и жизнеутверждающей мелодией в наушниках.

Придя домой, одинокие девушки 27 лет включают сопливую мелодраму, туповатый сериал или слезливую книжку. И вот тут этот самый голос расходится всерьез. Он кричит, разбрызгивая слюну, что жизнь кончена, что ты никому не нужна, что всех приличных уже разобрали и тебе ничего не светит, кроме сочувственных улыбок, кчемной дружбы или случайного секса, о котором ты, скорее всего, потом будешь жалеть. Все, кричит этот идиотский голос, ты опоздала! Ты не так красива, не так сексуальна, зато да, ты теперь безбожно мудра. Живи и наслаждайся этим - ибо больше тебе ничего не светит!

После этого внутреннего диалога одинокие девушки 27 лет обычно плачут. Потому что жалеют себя. Потому что рядом нет никого, кто бы их пожалел - ведь к этому возрасту все подруги либо перестают быть одинокими, либо жалеют себя у себя дома.

И что самое печальное в этой ситуации - в этот момент одиноким девушкам 27 лет не нужно ничего - ни квартир, ни шуб, ни дач, ни детей. Им просто хочется, чтобы рядом оказался кто-то, кто просто погладит по голове, обнимет и скажет "ты больше не одинока".

После этого одинокие девушки 27 лет представляют, что ОНИ бросили всех своих женщин - сидят здесь и гладят по голове. И с этой мыслью они засыпают. Чтобы завтра проснуться с улыбкой на устах - ведь этому миру необходимы девушки 27 лет, которые вопреки всему каждое утро верят в чудо, которое совершенно точно случится до обеда. Ну в крайнем случае - до конца рабочего дня.

И я в это чудо верю. И именно поэтому оно обязательно случится. И мы совершенно точно увидимся с ним завтра. А завтра какого года - разве это важно? :)

В 27-28 лет человек вступает в период кризиса молодости. В этот период человек впервые оглядывается на прожитые годы; у молодых людей возникает отчетливое чувство, что они простились с юностью. Заглядывая вперед, человек чувствует, что вступает в фазу, когда появляются совершенно другие жизненные задачи. Такая остановка и рефлексия проявляются в переживании чувства, что юность миновала и что начинается новый этап в индивидуальной жизни. Нередко первый взгляд назад, прощание с юностью окрашены в грустные тона. Это происходит в том случае, если представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь вдруг перестает казаться легкой и понятной, иногда разрушаются основы образа жизни, перестраивается вся личность.
И по социальным и по психологическим меркам человек к тридцати годам завершает определенный этап своего развития. Возникает необходимость (социальная и личная) подвести предварительные (промежуточные) итоги и определить перспективы дальнейшей жизни. Первые жизненные успехи и ожидания уже позади, труд и быт становятся будничными, и в результате происходит новое снижение чувства осмысленности и полноты бытия. С рефлексивной оценкой пройденного пути, с осознанием возможностей и перспектив дальнейшего развития связана феноменология кризиса тридцатилетних. Несмотря на то что человек может быть относительно доволен своей жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил. То, что еще вчера казалось жизненно важным и чему отдавалось много усилий, кажется мелочным, пустым, по сравнению с тем, что хотелось бы сделать. Происходит глубинный самоанализ и критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей.
Иногда такая внутренняя переоценка приводит к перемене профессии, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми, к перемене уклада семейной жизни. Такая внутренняя работа необходима для осознания человеком своего места в жизни. Если человек не сумеет вовремя переоценить и при необходимости исправить сложившийся образ жизни, ему не удается реально изменить себя и развиваться дальше.
Стержневую основу процесса самоопределения личности в кризисе молодости составляет профессиональная деятельность, перспективы профессионального роста, карьеры. Более тяжело этот кризис переживают мужчины, чем женщины, что объясняется особыми социальными ожиданиями относительно профессиональной карьеры мужчин. Как правило, мужчина на первое место ставит работу. Это предпочтение проявляется и в юности, в период самоопределения, когда решаются вопросы «кем быть? каким быть?». Но в 30 лет вопрос профессионального роста приобретает особое значение. Тридцатые годы жизни в общественном мнении и собственном представлении - это годы, когда необходимо делать карьеру. По завершении периода первоначального вхождения в профессию, ее освоения, с приобретением профессиональных знаний и умений (становление профессионала) молодому человеку требуется реальное подтверждение его профессиональных достижений. Если этого не происходит после 4-5 лет самостоятельной трудовой деятельности, то у молодого человека появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом. Если руководство запаздывает с осознанием того, что молодой специалист уже «вырос», искусственно тормозит его продвижение, то возникает конфликтная ситуация, неизбежно приводящая к углублению кризиса 30-летия. Сочетание этих неблагоприятных моментов увеличивает вероятность смены работы. Самое неприятное, что может произойти с молодым человеком в 30 лет, - это полное разочарование в своей профессиональной деятельности.
Исследователи выделяют следующие возможные пути разрешения профессионального кризиса молодости.
1. Прекращение профессионального роста — стабилизация на достигнутом уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.
2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности — выбор одного из наиболее успешных профессиональных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы.
3. Конструктивное разрешение — профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.
4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала.
Путь разрешения кризиса зависит от особенностей предшествующего периода, а также от индивидуальных особенностей; он тесно связан с обстоятельствами жизни в целом. В работах психологов отмечено, что мужчины и женщины по-разному переживают процесс пересмотра жизненных целей в период от 28 до 33 лет. Мужчины могут сменить работу или изменить свой образ жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Женщины на переходе 30-летнего рубежа обычно меняют приоритеты, установленные в молодости. Женщин, ориентированных ранее на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели; в то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака. Представления мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин. Женщинам, именно вследствие разнородности их устремлений, значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам.
К тридцати годам человек становится уникальной личностью, со своим мировоззрением, со своим стилем деятельности, образом жизни, кругом общения и манерами поведения. Человек находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей. Он прошел серьезную школу социальной и общественной жизни.

Итак, человеческая жизнь циклична.
Есть общий цикл человеческой жизни, предположительно 120 лет.
Он состоит из четырех накладывающихся друг на друга больших циклов: природного (0-39 лет), социального (27-66 лет), культурного (54-97 лет), личностного (81-120 лет).
Название цикла указывает на доминирующую в это время адаптационную задачу, стоящую перед человеком.
На основную сферу интересов и реальных жизненных задач, свойственных этому периоду.

В природный (биологический) период внимание человека сосредоточено преимущественно на природных потребностях и мотивах в ущерб и социальным, и культурным, и личностным.
Человек стремиться определить и реализовать свой природный потенциал.
Осознать и воплотить свои биологические потребности в ущерб всему остальному.

Отсюда идет и социальный эпатаж молодых людей.
И стремление подростков к свободе, игнорирование общепринятых норм и правил.
И отрицание культуры взрослых.
И бунтарство.
И пренебрежение дальними последствиями собственных действий. И некоторая аморальность, которая вообще присуща детям и подросткам.
Фактически ребенок не желает признавать ни социум, ни культуру, ни личностные ограничения.
Биологические потребности - питание, защищенность, познавательная, манипулятивная и игровая активность, взросление (утверждение в качестве самостоятельного, самодостаточного индивидуума), секс (в том числе создание брачной пары), размножение (создание собственной семьи).
Эти потребности довлеют над человеком до 40 лет. Так или иначе, их надо удовлетворять.
Затем наступает период социальной доминанты.

Социальные потребности - это деятельность в социальной системе (работа, труд) за определенную часть социальных ресурсов, зрелое творчество, мерилом которой является уже не только материальное вознаграждение, но и социальное признание; борьба за социальное положение, за место в социальной иерархии; установка на выражение интересов семьи и/или общества.
Проблемы, как мы видим, совершенно другие.

Но социальный период начинается в 27 лет.
Поэтому с 27 по 39 лет человек живет в ситуации, когда в нем остро борются природное и социальное начала, природные и социальные мотивы и интересы.

Связано это с тем, что 40-летние периоды структурированы так же, как жизнь в целом. Каждый 40-летний цикл человеческой жизни разделен на четыре 13-летних цикла.
У этих циклов своя природа.

Человек отличается от животных одним существенным свойством.
Он осуществляет систематическую целенаправленную деятельность.
Животное не занимается деятельностью, животное решает текущую задачу в реальном времени.
Хочет есть - ищет и находит еду.
Хочет спать - выбирает безопасное место и засыпает.
В отличие от человека, который создает целую систему производства пищи, функционирующую на постоянной основе.
Или строит не только отдельное жилье, но целые поселения и города.

Это, наверное, одно из наиболее важных отличий человека.
Он - деятельностное существо.
А деятельность имеет несколько аспектов, ее организация заставляет отвечать на несколько вопросов.
Первый - кто будет это делать?
Второй - что он хочет получить?
Следующий - как он может этого достичь?
И, наконец, кем он окажется, приняв такие цели и такие средства деятельности?

13-летние пересекающиеся циклы - это фактически деятельностная последовательность решения проблемы, стоящей перед человеком в данный большой сороколетний период.
Первый, природный сорокалетний цикл выглядит так:
1. 0-12 лет - формирование биологического индивида, то есть предварительное оформление того, кто будет в дальнейшем решать проблему природной адаптации; выход на старт;
2. 9-21 год - период определения целей биологической адаптации; в это время человек определяется с теми проблемами, какие будут наиболее важными именно для него: будет ли он ориентирован на простое жизнеобеспечение, или на секс, или на размножение и обеспечение семьи, или на познавательную активность, или на игровое или деятельностное творчество; вообще-то у каждого человека имеются все данные потребности, и желательно положительное решение по удовлетворению каждой из них, однако это не всегда возможно; очень важный, центральный период;
3. 18-30 лет - период выяснения средств природной адаптации, которые имеются у этого конкретного человека; человек осознает, что его цели требуют от него определенных качеств, которые нужно в себе найти и зафиксировать, что требуется определенный стиль жизни, неизбежны какие-то жертвы и ограничения; в противном случае целей можно не достичь;
4. 27-39 лет - время окончательного формирования природного человека, ориентированного на выбранные им цели при помощи тех или иных найденных им средств, специализация.

Второй, социальный период, как и два последних, культурный и личностный, выглядят так же, просто решаются проблемы другого вида.
Но начало социального цикла имеет прямое отношение к теме, поэтому социальный цикл желательно описать.
Сделаем это:
1. 27-39 лет - формирование социального индивида; человек входит в социальную жизнь и получает предварительный социальный облик и некоторые исходные социальные позиции, осознавая, что социальная жизнь - это нечто особенное, и к ней надо приспосабливаться особым образом;
2. 36-48 - определение своих социальных целей: работа в социуме, или социальные связи и иерархия, или преобразование социума и т.п.; конечно, и здесь желательно удовлетворение потребностей и в социальных ресурсах, и в социальном признании, и в высоком иерархическом положении, однако комплексное решение дается далеко не всем;
3. 45-57 - выяснение социальных средств, доступных в данный момент для достижения поставленных социальных целей;
4. 54-66 - утверждение в качестве социального субъекта, реализующего те или иные цели определенными средствами.

Конечно, переживание всех этих циклов не стоит в нашем осознанном жизненном плане.
Человек в большинстве случаев нацелен на текущие проблемы.
В лучшем случае, эти проблемы дают перспективу.
Но план этот все же есть, и все большие вопросы текущей жизни, встающие перед нами, имеют свое отношение именно к нему.
Неосознанно, путано, сложно мы пробиваемся к решению именно плановых проблем своей адаптации и своего личного развития.

В период 27-39 лет человеку приходится сталкиваться с тем, что он, с одной стороны, заканчивает свое природное самоопределение.
Это не очень приятно.
Потому что, как я писал уже выше, обычно не удается преуспеть во всем, поразить все природные цели, осуществить все варианты природного развития.

Например, человек так увлекся творчеством, что не женился (девушка не вышла замуж).
Или человек уверенно решил проблему жизнеобеспечения, быт налажен и обеспечен.
Но работа не нравится, творческой, познавательной, игровой самореализации нет, скучно.
И/или нет детей, семьи собственно.
И/или сплошные случайные и временные сексуальные связи, которые перестали радовать.
И так далее.

С другой стороны, начинается период социальный.
Его начальный, довольно невнятный этап.
Общественная жизнь предъявляет свои требования.
Сил и времени для завершения того, что началось в природный период, уже нет.
Кроме того, перестраиваться на другие начала, другие мотивы жизнедеятельности вообще довольно сложно.
Тем более что поначалу эти начала часто воспринимаются как навязанная извне необходимость, а не собственный интерес.

В общем, с одной стороны, нужно завершать природный период, сводить концы с концами в самом себе, пытаться принять свои достижения, что сравнительно легко, и свои неудачи, что довольно трудно.
Многие в этот период пытаются ухватиться за какие-то последние, как им кажется, возможности, часто принуждая себя к тому, что они, располагая временем, никогда бы не сделали.
Для женщины это часто выход замуж за нелюбимого, но надежного человека.
Для мужчины это стремление перестать метаться и болтаться, взяться за ум, за надежную денежную работу, которая не нравится.

С другой стороны, социальная реальность - штука довольно жесткая, если не сказать жестокая.
У нее своя механика, свои ритмы, своя сила.
Жизни внеприродной, внебиологической человек себе даже не представляет.
Но жизнь фактически еще вне социума и его правил, свободную, независимую жизнь он на момент вступления в период социальной адаптации просто несет в себе.
Она еще не кончилась, ее иллюзия еще присутствует.
И чем больше ощущения теряемой свободы, тем меньше привлекательность социального мира, диктующего человеку свои условия.
Кризисные, тяжелые 13 лет.
Недаром после сорока возникает совершенно другое отношение к жизни.
И начинается все это в те самые пресловутые 27 лет.
Почему 27 лет могут стать критическим годом - в следующей, завершающей статье

В 27-28 лет человек вступает в период кризиса молодости. В этот период человек впервые оглядывается на прожитые годы; у молодых людей возникает отчетливое чувство, что они простились с юностью. Заглядывая вперед, человек чувствует, что вступает в фазу, когда появляются совершенно другие жизненные задачи. Такая остановка и рефлексия проявляются в переживании чувства, что юность миновала и что начинается новый этап в индивидуальной жизни. Нередко первый взгляд назад, прощание с юностью окрашены в грустные тона. Это происходит в том случае, если представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь вдруг перестает казаться легкой и понятной, иногда разрушаются основы образа жизни, перестраивается вся личность.

И по социальным и по психологическим меркам человек к тридцати годам завершает определенный этап своего развития. Возникает необходимость (социальная и личная) подвести предварительные (промежуточные) итоги и определить перспективы дальнейшей жизни. Первые жизненные успехи и ожидания уже позади, труд и быт становятся будничными, и в результате происходит новое снижение чувства осмысленности и полноты бытия. С рефлексивной оценкой пройденного пути, с осознанием возможностей и перспектив дальнейшего развития связана феноменология кризиса тридцатилетних. Несмотря на то что человек может быть относительно доволен своей жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил. То, что еще вчера казалось жизненно важным и чему отдавалось много усилий, кажется мелочным, пустым, по сравнению с тем, что хотелось бы сделать. Происходит глубинный самоанализ и критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей.

Иногда такая внутренняя переоценка приводит к перемене профессии, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми, к перемене уклада семейной жизни. Такая внутренняя работа

Необходима для осознания человеком своего места в жизни. Если человек не сумеет вовремя переоценить и при необходимости исправить сложившийся образ жизни, ему не удается реально изменить себя и развиваться дальше.

Стержневую основу процесса самоопределения личности в кризисе молодости составляет профессиональная деятельность, перспективы профессионального роста, карьеры. Более тяжело этот

Кризис переживают мужчины, чем женщины, что объясняется особыми социальными ожиданиями относительно профессиональной карьеры мужчин. Как правило, мужчина на первое место ставит работу. Это предпочтение проявляется и в юности, в период самоопределения, когда решаются вопросы «кем быть? каким быть?». Но в 30 лет вопрос профессионального роста приобретает особое значение. Тридцатые годы жизни в общественном мнении и собственном представлении – это

Годы, когда необходимо делать карьеру. По завершении периода первоначального вхождения в профессию, ее освоения, с приобретением профессиональных знаний и умений (становление профессионала) молодому человеку требуется реальное подтверждение его профессиональных достижений. Если этого не происходит после 4-5 лет самостоятельной трудовой деятельности, то у молодого человека появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом. Если руководство запаздывает с осознанием того, что молодой специалист уже «вырос», искусственно тормозит его продвижение, то возникает конфликтная ситуация, неизбежно приводящая к углублению кризиса 30-летия. Сочетание этих неблагоприятных моментов увеличивает вероятность смены работы. Самое неприятное, что может произойти с молодым человеком в 30 лет, - это полное разочарование в своей профессиональной деятельности.

Исследователи выделяют следующие возможные пути разрешения профессионального кризиса молодости.

1. Прекращение профессионального роста – стабилизация на достигнутом уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности – выбор одного из наиболее успешных профессиональных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы.

3. Конструктивное разрешение – профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

4. Деструктивное разрешение – срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала.

Путь разрешения кризиса зависит от особенностей предшествующего периода, а также от индивидуальных особенностей; он тесно связан с обстоятельствами жизни в целом. В работах психологов отмечено, что мужчины и женщины по-разному переживают процесс пересмотра жизненных целей в период от 28 до 33 лет. Мужчины могут сменить работу или изменить свой образ жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Женщины на переходе 30-летнего рубежа обычно меняют приоритеты, установленные в молодости. Женщин, ориентированных ранее на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели; в то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака. Представления мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин. Женщинам, именно вследствие разнородности их устремлений, значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам.

К тридцати годам человек становится уникальной личностью, со своим мировоззрением, со своим стилем деятельности, образом жизни, кругом общения и манерами поведения. Человек находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей. Он прошел серьезную школу социальной и общественной жизни.

Загрузка...