Строительный сайт

Великая доминанта. Интересные факты об Исаакиевском соборе. Исаакиевский собор: интересные факты Интересная статья про исаакиевский собор

Летом 11 июня, 157 лет назад в Санкт-Петербурге освящен знаменитый Исаакиевский собор. Приводим здесь самые интересные факты из его истории.

Его строительство задумал еще Петр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Поэтому Исаакиевский собор можно по праву считать ровесником Санкт-Петербурга.


Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте Чертежного амбара рядом с Адмиралтейством.

1. Собор несколько раз перестраивали. Всего зданий было четыре. В первой деревянной церкви Исаакия Долматского венчались Пётр I и Екатерина I. Четвертое воплощение мы видим сейчас.


Когда начали строить собор при Екатерине II, то использовали мрамор, но при ней успели достроить едва до половины. Павел I распорядился докончить стройку кирпичом.


2. Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать. И построить новое – из гранита. Дело опять быстро не пошло, архитектор Огюст Монферран строил собор 40 лет.


Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет достроен, поэтому тот и не спешил со строительством. И все же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского – покровителя Санкт-Петербурга.

Александр Дюма назвал Огюста Монферрана «Микеланджело Севера». Скорее всего, это и было случайным совпадением, однако через месяц, когда было закончено строительство Исаакиевского собора, Огюст Монферран умер.

3. На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выбургом вырубали гранитные монолиты для колонн. Велись работы круглый год.

В Карельских каменоломнях добывались огромные гранитные блоки, которые весили от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн с четырьмя портиками, а также мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывались на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках. Последние были расположены в Петрозаводском уезде губернии Олонецкой, первые – в Сердобольском уезде губернии Выборгской. На Тивдийских ломках добывали тёмно-красный и светло-красный мрамор, на Рускольских – светло-серый мрамор с синеватыми прожилками.

4. Архитектор проявил при строительстве недюжинную изобретательность и применил остроумные решения. Так, например, во многие занимательные книжки вошла решенная архитектором задачка среза свай под один уровень. Из котлована, куда забили сваи, перестали откачивать воду, а когда она поднялась до нужного уровня, сваи обрезали по зеркалу воды.

Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений. Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей.

Для подъёма колонн были построены специальные леса и в стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Таких установок колонн в итоге было 48.


Для создания статуй и барельефов применили самоновейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.

5. На внутреннее убранство Исаакиевского собора было израсходовано 400 кг золота, 500 кг лазурита, тысяча тонн бронзы и 16 тонн малахита. Отлили около 300 горельефов и статуй, мозаика заняла площадь в 6,5 тысяч м2.


Исакий - это сокровищница цветного камня. Здесь использованы:
- в алтаре: уральский малахит и бадахшанский лазурит;
- в покрытиях пола, стен и колонн – полудрагоценный шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский;
- в целом для внутренней отделки собора использовалось очень много разновидностей мрамора. Мрамор из русских карьеров: белый, солнечный, лимонный, темно-красный; итальянский – белый каррарский. Тёмно-красный мрамор, которым выложена нижняя часть алтаря баснословно дорогой, так как очень редок. Франция купила его у России за огромные деньги для саркофага Наполеона Бонапарта.
- особенностью иконостаса являются восемь малахитовых и две лазуритовые колонны. В оформлении собора принимали участие знаменитые русские художники (Бруни, Брюллов, Шебуев) и скульпторы (Витали, Клодт).


Над Царскими вратами находится «Тайная вечеря», выполненная в технике мозаики С. А. Живаго.


В соборе находится драгоценная святыня – икона Тихвинской Божьей матери (1765).


На золотом окладе иконы Тихвинской Божией Матери (точно такой же есть и на фасаде в центре Казанского собора) можно заметить символ «глаз в треугольнике» или «Всевидящее Око».

Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе мира (особое благовонное масло). Готовится оно по специальному рецепту. Масло от священного дерева миры соединяется с благовониями и красным вином. Варится смесь в Чистый четверг, на огне, и применяется, обычно, для таинства миропомазания.

Процедура отделки в Исаакиевском соборе была сложной: особенно трудно давалось золочение куполов. Для их отделки понадобилось около 100 кг золота. Применение ртути было неотъемлемой частью для золочения соборных куполов. От её ядовитых испарений скончалось около шестидесяти мастеров.

Монферран стремился сделать купол максимально лёгким без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.

6. Строительство собора сфотографировали – и это была одна из первых фотографий в нашей стране.

7. После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 кг золота и более 2 тонн серебра.

12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко - благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией.

В пасхальную ночь 1931 года ночь 7000 тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор. «Красная газета» на следующий день писала: «Многочисленные посетители с громадным интересом слушали лекцию профессора Каменьщикова, посвященную опыту Фуко. Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.





8. Во время Великой Отечественной войны пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.

Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным.

9. С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950-1960-е годы проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города.

.

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru

Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru

Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru

Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.

Памятник истории и архитектуры — Исаакиевский собор обязан своим появлением Петру I. Великий правитель появился на свет тридцатого мая в день Исаакия Далматского, известного монаха Византии, которого впоследствии причислили к лику святых. В 1710 году тридцатого мая император издал указ о строительстве деревянной Исаакиевской церкви недалеко от Адмиралтейства. Приказ государя выполнили и новую церковь возвели у берегов Невы.

Памятник трех эпох

После того как было завершено строительство деревянной Исаакиевской церкви, Петр Первый обвенчался здесь со своей женой Екатериной. Церемония венчания состоялась девятнадцатого февраля 1712 года. Через пять лет на этом месте началось строительство каменной Исаакиевской церкви, проект которой разработал Маттарнови. Пётр I обязал всех моряков Балтийского флота принимать присягу только в Исаакиевской церкви. Строительство церкви продолжалось вплоть до 1750 года. Когда грунт начал оседать под тяжестью постройки, здание пришлось разбирать.

В третий раз собор был построен по проекту Ринальди. К возведению нового Исаакиевского собора приложила руку Екатерина II. После тщательной проработки проекта, строить здание решили в другом месте, там, где расположен современный Исаакиевский собор. Теперь сооружение разделяет Сенатскую и Исаакиевские площади. Следует отметить, что автор проекта задумал построить оригинальное, яркое здание, которое должно было быть облицовано мрамором. Но к 1796 году собор возвели лишь частично. В этом же году скончалась Екатерина II, а новый император Павел I не стал церемониться и передал весь строительный материал для возведения Михайловского замка, поэтому дальше Исаакиевский собор достраивали в кирпиче. Помимо этого, по приказу Павла I урезали высоту колокольни, главный купол расположили ниже задуманного уровня, а также отказались от возведения боковых куполов. Достраивали, перестраивали и реконструировали Исаакиевский собор на протяжении ста лет. Работы затянулись еще и по причине отъезда из России Антонио Ринальди, поэтому завершать начатое пришлось другому архитектору — Винченцо Бренну.

Исаакиевский собор — это государственный музей-памятник, ведущий свою историю с 1710 года и ставший сегодня одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

В 1800 году Исаакиевский собор достроили окончательно. Стоит заметить, что это был только временный перерыв. В четвертый раз переделкой собора занялся Александр I. Царь объявил конкурс на проект нового Исаакиевского собора. Большинство проектов известных архитекторов император отверг, так как все они предполагали строительство нового здания, а царь хотел использовать существующую постройку. Также строительство очередной версии Исаакиевского собора на время задержала Отечественная война 1812 года. Только в 1818 году состоялась торжественная закладка храма.

Легенды и интересные факты об Исаакиевском соборе

Необычайно долгое строительство Исаакиевского собора послужило причиной появления множества слухов. Так, одним из них стал слух о том, что прорицатель предсказал Монферрану, новому архитектору собора, быструю смерть после завершения строительства. В народе говорили, что именно поэтому Монферран так долго строит здание. Но предсказанию суждено было сбыться. Архитектор, действительно, скончался после окончания строительства. Это привело к появлению новых мифов, связанных со строительством Исаакиевского собора. Но если не брать во внимание слухи, затяжное строительство было обусловлено тем, что Монферран допустил ошибки в расчетах, поэтому ему понадобилось время для их устранения. В 1858 году храм был построен и освящен.


После завершения строительства собор стал центральным местом проведения праздников. Здесь же крестили членов царской семьи. Со временем в народе появилась легенда, что как только с Исаакия снимут строительные леса, дому Романовых придет конец. Стоит ли говорить, что леса убрали с собора в 1916 года, за год до того, как Николай II отрекся от престола.

Известной легендой является миф о том, что американцы хотели выкупить храм. Причем они заявили, что перевезут собор в США по частям на своих кораблях, а уже на месте соберут его заново. Взамен правительство Америки предложило заасфальтировать булыжные улицы Ленинграда.

Третья легенда гласит, что во время Второй мировой войны Исаакиевский собор совершенно не пострадал от бомбёжек, словно его защищали высшие силы. Во время блокады встала проблема эвакуации ценностей. Увезти все не успели, но один офицер предложил организовать хранилище в помещениях и подвалах Исаакиевского собора. По его мнению, немцы при обстрелах города должны были ориентироваться по куполу собора. Так оно и случилось. Ориентир не тронули, а все сокровища пролежали в Исаакиевском соборе нетронутыми.

После революции Исаакиевский собор разграбили, отсюда было вынесено сорок пять килограммов золотых изделий, 2230 килограммов серебра и украшений, восемьсот драгоценных камней.

Высота Исаакиевского собора составляет 101,5 метров. Монолитные гранитные колонны весят от 64 до ста четырнадцати тонн. Никогда ранее в строительной практике колонны такого веса и размера не поднимались выше сорока метров.
Исаакиевский Собор занимает 4-е место в мире по своим размерам, уступая только собору Святого Петра в Риме, собору Святой Марии во Флоренции и собору Святого Павла в Лондоне.

Вместимость собора составляет двенадцать тысяч человек, площадь — четыре тысячи «квадратов».
Интересно и то, что на строительство храма привлекались крепостные и крестьяне. По архивным свидетельствам, в работах принимало участие четыреста тысяч рабочих.

На сегодняшний день Исаакиевский собор позиционируется как один из самых лучших кафедральных соборов на территории Европы. Кроме того, собор по праву считается одним из самых посещаемых музеев в Санкт-Петербурге. Гости государственного музея-памятника имеют шанс подняться на колоннаду барабана и с 43-метровой высоты посмотреть на северную столицу — полюбоваться фантастической городской панорамой. Побывав однажды в Петербурге, вы обязательно должны посетить Исаакиевский собор — это, словно побывать на Эйфелевой башне в Париже, например.

Грандиозное творение архитектора Монферрана - это четвертая версия храма Святому Исаакию Далматскому в Петербурге. Судьбу первых трех соборов решила череда неприятностей.

2014

Проект нынешнего собора создал малоизвестный в то время старший чертежник Огюст Монферран. Строительство шло почти 40 лет. Архитектор Антуан Модюи стал доказывать, что храм рухнет. Пришлось дорабатывать проект. Начавший роспись купола Брюллов заболел, и доделывал ее Петр Басин. Перед освящением храма в 1858-м пропало сукно, которым собирались выстлать путь государя от Зимнего дворца. Через месяц после освящения собора Монферран умер. Но его собор украшает площадь уже 156 лет.

1710

Первая церковь была деревянной и стояла у Адмиралтейской верфи (на рисунке). Это был перестроенный амбар, где раньше делали чертежи кораблей. Но сырость привела его в негодность. Поэтому в 1727 году на новом месте (где сейчас стоит Медный всадник) построили каменную церковь. Но из-за близости к Неве почва была неустойчивой, и в стенах быстро появились трещины. К тому же в храм ударила молния и начался пожар. Здание ремонтировали 10 лет, но оно продолжало разрушаться, и в 1758-м его разобрали.

1768

Для третьего собора выбрали новое место, где стоит нынешний храм. За проект (на рисунке) взялся Антонио Ринальди. Но средств не хватало, и за 28 лет собор довели лишь до карниза. Доделывал его уже другой итальянец - Винченцо Бренна. Храм отличался от проекта и вышел одноглавым, а колокольня двухъярусной. Долго он не простоял: в 1816-м cо сводов обрушилась штукатурка, и его закрыли.

1. Исаакиевский собор - одна из знаковых достопримечательностей Санкт-Петербурга, памятник архитектуры XIX века. Расположенный на Исаакиевской площади, он является самым крупным православным храмом в городе с внутренней площадью свыше 4 тысяч квадратных метров, способный вместить одновременно 12000 человек.

2. Исаакиевский собор — его размеры грандиозны, только высота составляет 101,5 метра. Собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы, уступая только собору св. Петра в Риме и будучи почти равным по величине собору св. Павла в Лондоне.

3. Существующий собор - четвертый по счету храм на этом месте с таким названием. Первой была Церковь Исаакия Далматского, она была деревянной (построена в 1707 году). А в 1717 году ей на смену начали строить каменную церковь на месте, где сейчас стоит Медный всадник. Третье здание строилось в 1768-1802 годах.

4. Исаакиевский собор в нынешнем виде был открыт в Санкт- Петербурге в 1858 году. Он начал строиться по приказу Петра І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил таким образом почтить память святого. Поэтому Исаакиевский собор можно по праву считать ровесником Санкт-Петербурга.

5. Царю Александру Первому не понравился собор в центре города, поэтому он решил его сломать и построить новый. Он захотел иметь храм из гранита, чтобы он удивлял своей красотой. Выполнял его строительство архитектор Огюст Монферран, которому понадобилось 40 лет, чтобы закончить данное строительство. Поговаривают, что Огюст не спешил его заканчивать по той причине, что гадалка ему нагадала о смерти сразу после строительства собора.


6. Летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского – покровителя Санкт-Петербурга. Монферран умер через месяц после освящения. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но просьбой пренебрегли, поскольку Монферран был католиком и тело зодчего отправили в Париж.

7. Но память об архитекторе собор все же хранит: в южном нефе установлен его бюст работы ученика Монферрана – Фолетти. Оцените изящный замысел скульптора – при создании бюста он использовал все породы камня, примененные Монферраном при строительстве и отделке Исаакия.

8. Гранит для колонн и мрамор для облицовки добывали на рускольских и тивдийских мраморных ломках в Карелии. Работы велись круглосуточно в течение года.

9. Работы по строительству требовали технических новшеств. Так, для возведения колонн и купола был изобретен рельсовый механизм. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 т занимала около 45 минут.


10. Чтобы украсить собор изнутри, потребовалось ​400 кг золота, 500 кг лазурита, 1 тыс. т бронзы и 16 т малахита.

11. Купола собора требовали особого золочения, при котором использовалась ртуть. От ее испарений умерли шестьдесят работавших на строительстве мастеров. Для отделки куполов понадобилось около 100 кг золота.

12. На углах фронтонов (на 30-метровой высоте) находятся скульптурные группы апостолов и евангелистов. Над фигурами трудился Витали, а его работу контролировал сам Монферран, а также комиссия и Синод.

13. Во время революции 1917 года собор был разорен, а в 1922 году из него были изъяты 48 кг золота и более 2 т серебра на нужды голодающих Поволжья.


14. Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным.

15. Попасть в собор можно через три двери, каждая створка из которых весит десять тонн. Открываются двери благодаря специальному механизму, вмонтированному в стены.

16. Внутри Исаакиевский собор имеет вид креста. Пол выполнен из разноцветного мрамора с рамками из порфира. Солея и три ступени, которые ведут к алтарю, сделаны из красного порфира, это очень редкий и дорогой камень. В соборе три алтаря. В фонаре купола изображается Святой Дух в виде голубя из бронзы и серебра.


17. 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко - благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией.

18. В пасхальную ночь 1931 года ночь 7000 тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор. «Красная газета» на следующий день писала: «Многочисленные посетители с громадным интересом слушали лекцию профессора Каменьщикова, посвященную опыту Фуко». Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя.

19. Исаакиевский собор имеет главный колокол и еще 11 менее величественных колоколов. Подняться на самую высокую площадку Исаакиевского собора можно после того, как пройдешь 300 ступеней. С колоннады открывается величественный вид на город Петра. Неудивительно, что именно это место облюбовали туристы со всего мира.


20. Первая церковная служба была проведена в соборе в 1990 году. В настоящее время они проходят регулярно, по праздникам и воскресеньям.

21. Александр Дюма назвал Огюста Монферрана «Микеланджело Севера». Он достиг всего, о чем может мечтать человек и творец – мастерства, славы, денег.


22. Музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — единственный государственный музей в России существующий не на бюджетные средства, а на собственные доходы. Ежегодно собор посещают миллионы туристов. Помимо этого, музей платит налоги - около 50-70 миллионов рублей в год.

Загрузка...