Строительный сайт

Банковская система россии. Структура банковской системы российской федерации Тип банковской системы российской федерации


Банковская система является одной из основополагающих частей финансовой системы любого государства, в том числе Российской Федерации. Банковская система тесно связана с отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и реализации его задач и функций, что позволяет отнести отношения в сфере банковской деятельности к предмету регулирования финансового права.

Банковское дело исторически начиналось с ростовщиков, которые в Средние века объединялись в союзы и принимали на себя солидарную ответственность перед вкладчиками, которым стало выгодно отдавать им свои деньги на хранение. Если двое лиц оказывались вкладчиками одного и того же банка, расчеты между ними могли осуществляться без участия наличных денег. Представлялось излишним, чтобы должник изымал из банка свой вклад, передавал кредитору, чтобы тот, в свою очередь, снова вносил его в тот же самый банк. За особое вознаграждение банки согласились проводить расчеты между своими клиентами сначала по устному, а потом по письменному приказу без личной явки в банк. Для этого банкир переносил деньги со счета должника на счет кредитора.

Постепенно банки сосредоточили в своих руках огромные средства, причем не все они ежедневно изымались вкладчиками. Поэтому банки начали передавать собранные средства взаймы от своего имени и в своих интересах, сначала втайне от вкладчиков, а затем открыто.

Вкладчики начали получать проценты. С этого момента банки из чисто депозитного и кассового учреждения превратились в кредитные организации. Это превращение произошло главным образом в голландский период развития банковского дела, который начался с учреждения Амстердамского банка в 1609 г.

Таким образом, банки стали получать чужие деньги на хранение и использовать их как свои собственные под свою ответственность для ссуживания третьим лицам, за счет чего предоставляя вкладчикам определенные проценты.

В этом состоит финансовая сущность банков.

Возникновение первых банков в России относится к периоду царствования Елизаветы Петровны. 13 мая 1754 г. Правительствующим сенатом были учреждены два сословных банка: Государственный заемный банк для дворянства - для краткосрочного (а с 1761 г. - для долгосрочного) ипотечного кредитования дворян и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества - для представления местным купцам краткосрочных ссуд под залог товаров, золота и серебра, а также под свидетельства и «аттестаты» городских магистратов, предоставлявших собой род поручительства, а позже и под векселя. В последующий период была создана система государственных, общественных (т.е. учреждаемых городами, земствами и сословными обществами) и частных кредитных учреждений. К 1914 г. в России уже было около 600 кредитных учреждений, не считая 1800 отделений банков

В 1917 г. все банки были национализированы. С переходом к нэпу постепенно стала складываться новая кредитная система. В период с 1922 по 1932 г. банки могли быть государственными, смешанными и частными. Наиболее распространенной организационно-правовой формой кредитной организации в указанный период являлось акционерное общество с постоянным или переменным капиталом. Общества взаимного кредита создавались в форме обществ с ограниченной ответственностью. К тому времени Постановлением IV сессии ВЦИК от 12 октября 1921 г. «в целях способствования развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также в целях концентрации денежных оборотов» был учрежден Государственный банк РСФСР. С 1 июля 1923 г. Госбанк РСФСР был реорганизован в Государственный банк СССР, а в 1929 г. учрежден его устав. Вся банковская система стала исключительно государственной.

Современная банковская система России начала складываться в связи с вступлением в силу Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90 (Закон о Банке) и Закона РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90. Помимо этих в числе ключевых законов следует выделить: ФЗ «О банке развития» от 17.05.2007; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99; ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003; ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 29.07.2004; ФЗ «О кредитных историях» от 30.12.2004; ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 13.10.2008.

Значительное место в правовом регулировании банковской деятельности и функционировании банковской системы РФ в целом занимают нормативные акты ЦБ РФ.

В теории банковского права принято выделять две основные модели построения банковских систем: англосаксонскую и континентальную.

Англосаксонскую модель отличают рискованный характер, меньшая подконтрольность государству, ярко выраженный индивидуализм в достижении главной цели - получении прибыли. США, Англия, Канада относятся к государствам с подобной моделью рыночной экономики.

Европейским странам традиционно присуща континентальная модель построения банковской системы с высокой долей государственной собственности, подконтрольности банковской системы государству. Континентальная модель банковской системы принята в России, Франции, Германии и других странах.

Структура банковской системы любого государства является двухуровневой и во главе ее стоит центральный банк. В большинстве стран центральные банки являются государственными и национализированными.

Двухуровневое построение банковской системы необходимо в целях обеспечения ее финансовой стабильности, уменьшения риска банковских операций, гарантий прав вкладчиков и кредиторов посредством банковского регулирования и надзора, осуществляемого Центральным банком за деятельностью кредитных организаций.

Банковская система - это внутренне и жестко организованная как минимум на двух уровнях совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры, где центральный банк государства, как государственный орган управления этой системой, имеет значение системообразующего фактора в качестве самостоятельного верхнего уровня данной системы.

Основные признаки понятия «банковская система»:

  • наличие не менее двух уровней системы, где верхний уровень занимает центральный банк государства;
  • состоит из кредитных организаций и иных организаций, составляющих банковскую инфраструктуру (Агентство по страхованию банковских вкладов, Бюро кредитных историй, ассоциации кредитных организаций и др.);
  • особая роль центрального банка в управлении и нормативно-правовом регулировании банковской системы.

Применительно к России банковская система включает в себя (ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»):

  • Банк России;
  • кредитные организации;
  • представительства иностранных банков.

До марта 2013 г. в эту структуру включались также филиалы иностранных банков (их исключение, даже при том, что де-факто филиалов иностранных банков практически не было, многими финансистами связывается с тем, что действующий в настоящее время режим функционирования филиалов иностранных банков на территории РФ предоставляет им конкурентные преимущества по сравнению с иными кредитными организациями. На них не распространяется в полном объеме действие российского законодательства, и, следовательно, они не обязаны выполнять требования нормативных актов Банка России, в том числе, касающиеся отчислений средств в фонды обязательного резервирования, представления отчетности и пр.).

Здесь нет прямого указания на иерархию отношений между указанными элементами банковской системы. Перечень элементов - закрытый.

В этой связи имеются проблемы доктринального толкования.

С позиций формально-юридического метода можно заключить, что банковская система РФ включает в себя только те элементы, которые прямо перечислены в законе, а именно Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Но в гаком случае за пределами банковской системы РФ остаются различные юридические лица, которые обслуживают банковскую деятельность, в частности государственная корпорация («Агентство по страхованию вкладов», союзы и ассоциации кредитных организаций (например, Ассоциация российских банков), банковские группы и холдинги, бюро кредитных историй. Кроме того, несмотря на закрытый характер перечня, его содержание вызывает ряд вопросов. В частности, в данной формулировке названы кредитные организации в широком смысле слова, при этом не ясно, имеются в виду только банки или также все небанковские организации (НКО), в том числе и те, которые Банк России не лицензирует. Не ясно также, входят ли в структуру банковской системы отечественные зарубежные банки и зарубежные филиалы российских банков и российских НКО.

Разные точки зрения имеются и на вопрос об уровнях банковской системы России. Приведем лишь два разных подхода к структурированию банковской системы в России:

а) верхний уровень - ЦБ РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР); нижний - кредитные организации, и представительства иностранных банков, банковские союзы и ассоциации, банковские группы и холдинги, бюро кредитных историй, коллекторские агентства.

б) верхний уровень - ЦБ РФ, союзы и ассоциации кредитных организаций; нижний - все остальные элементы банковской системы: банки, небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок и т.д.

Представительства иностранных банков также входят в банковскую систему Российской Федерации.

Представительством в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГК РФ является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительство (в отличие от филиала) не осуществляет виды деятельности юридического лица, а лишь представляет его интересы.

Участие иностранного элемента в банковской деятельности может осуществляться в двух формах: участие иностранных инвестиций в капитале отечественных кредитных организаций и создание представительств иностранных банков на территории России.

Если в первом случае речь идет об организации, созданной по российскому законодательству и подпадающей под юрисдикцию Российской Федерации, то во втором - об иностранном юридическом лице, признаваемом таковым по законодательству государства его происхождения.

В настоящее время в Российской Федерации иностранное присутствие в банковском секторе осуществляется исключительно в первой форме.

Цель банковской системы - удовлетворение всего объема потребностей общества в банковских продуктах (услугах) в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

Банковская система государства находится в тесной связи с национальной и мировой экономикой, обеспечивая суверенитет государства. От состояния банковской системы государства зависит защищенность и устойчивость национальной валюты, емкость финансового рынка, возможность интеграции иностранного капитала в национальную экономику, а также степень включения России в мировую финансовую и экономическую систему (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Спецификой банковской системы также является наличие банков, доля участия государства в уставном капитале которых превышает 50%. Среди них выделяют Сбербанк России, ВТБ, Россельхозбанк.

Группу российских государственных зарубежных банков составляют Московский народный банк (г. Лондон), Ост-Вест Хандельсбанк (г. Франкфурт-на-Майне), Евробанк (г. Париж), Донау-банк (г. Вена), Ист-Вест Юнайтед банк (г. Люксембург). Данные зарубежные кредитные организации не входят в банковскую систему России, так как созданы и осуществляют банковскую деятельность в соответствии с действующим законодательством иностранного государства их регистрации.

Помимо осуществления предпринимательской деятельности основным назначением данных банков является проведение операций со средствами бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Банки также являются кредитором государства, приобретая государственные долговые обязательства.

Ключевые понятия . Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции (ст. 1 ФЗ «О б. и б.д.»).

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 66 ГК РФ - хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью).

Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  1. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  2. размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Основные признаки понятия «банк»:

  • является особым видом кредитной организации;
  • только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
  • только банк вправе осуществлять указанные операции в этой совокупности.

Если хотя бы один из этих признаков отсутствует, организация не может рассматриваться как банк. На 1 февраля 2010 г. в России было зарегистрировано 1058 кредитных организаций. При этом сохраняется тенденция сокращения количества зарегистрированных кредитных организаций. Так, на 1 января 2004 г. их было 1666.

Кредитные организации различаются в зависимости от видов выполняемых ими операций.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Эти ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

В сфере функционирования кредитных организаций также существует ряд хозяйствующих субъектов, которые формально не входят в структуру банковской системы Российской Федерации (вместе с тем по мнению многих ученых в сфере банковского права указанная и другие организации являются элементами банковской системы).

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) является государственной корпорацией - некоммерческой организацией.

Его основной целью является обеспечение функционирования страхования вкладов.

Для ее реализации Агентство организует учет банков (ведет их реестр), осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов, осуществляет учет требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения, размещает или инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

Первая система обязательного страхования вкладов физических лиц появилась в США во время Великой депрессии в 1933 г. на основании Акта Гласа-Сигала. Сначала специально созданная Федеральная корпорация страхования депозитов выплачивала не более 5 тыс. долл, на одного вкладчика. Впоследствии эта сумма была увеличена до 100 тыс. На осень 2011 г. она составляла 250 тыс. долл. Аналогичные системы страхования вкладов существуют и в других странах.

В настоящее время ССВ в различных формах существует в 104 странах мира

В России система страхования вкладов физических лиц впервые появилась с принятием ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г. В 2004 г. было создано Агентство по страхованию вкладов.

При этом обязательное страхование вкладов физических лиц в РФ служит условием получения лицензии на ведение банковской деятельности.

Российские клиенты получают 100% суммы застрахованного банковского вклада, но не более 700 тыс. руб. по всем счетам в одном банке (вначале было 100 тыс. руб.). При этом валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ на день наступления страхового случая.

В настоящее время участниками ССВ являются 896 банков (данные на 01.03.12), в том числе:

  • 792 - действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами;
  • 12 - действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц;
  • 92 - банков, находящихся в процессе ликвидации.

Финансовой основой ССВ является Фонд обязательного страхования вкладов, за счет которого осуществляются выплаты возмещения по вкладам и покрываются расходы, связанные с организацией выплат. Размер Фонда по состоянию на 29 февраля 2012 г. составляло 164,9 млрд. руб.

Основными источниками формирования Фонда являются страховые взносы банков-участников ССВ, доходы от инвестирования временно свободных средств Фонда, имущественный взнос Российской Федерации. Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально.

Ставка страховых взносов банков устанавливается советом директоров Агентства. В обычных условиях она не может превышать 0,15% средней суммы вкладов за квартал. В настоящее время ставка страховых взносов составляет 0,1% среднего значения ежедневных остатков вкладов за календарный квартал года.

Союзы и ассоциации кредитных организаций являются самостоятельными некоммерческими юридическими лицами.

Их деятельность направлена на защиту и представление интересов своих членов, координацию их действий, развитие межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработку рекомендаций по осуществлению банковской деятельности.

Среди действующих ассоциаций можно выделить Ассоциацию российских банков, Ассоциацию региональных банков Российской Федерации.

Банковские группы и банковские холдинги не являются юридическими лицами и должны рассматриваться как неформальные объединения нескольких юридических лиц для достижения определенной цели. Основным отличием банковской группы от банковского холдинга является то, что членами банковской группы являются исключительно кредитные организации, в том числе его головная организация. В свою очередь, в банковском холдинге могут участвовать как кредитные, так и некредитные организации, при этом его головной организацией может являться только некредитная организация.

Вместе с тем Банк России ведет учет субъектов, не входящих в банковскую систему.

Союзы и ассоциации подлежат регистрации ЦБ РФ в уведомительном порядке в течение одного месяца с даты их образования. Головная организация банковской группы или холдинга также уведомляет Банк России о создании банковской группы или холдинга.

Бани классифицируют следующим образом.

По спектру банковских услуг:

  • универсальные (осуществляющие широкий круг банковских операций);
  • специализированные (оказывающие преимущественно какой- то один вид банковских услуг).

В России, как и в других странах, практика идет в основном по пути создания универсальных банков. Поэтому такая классификация является в известной мере условной.

Можно, однако, выделить банки, история создания и развития которых позволяет сделать вывод о некоторой специализации на какой-либо одной группе банковских операций.

Например, Сберегательный банк РФ преимущественно обслуживает физических лиц. Поэтому его специализация - сберегательное дело. Однако этот банк имеет генеральную лицензию и поэтому оказывает клиентуре весь спектр банковских услуг, как и любой другой банк.

Головной банк банковской группы ВТБ - ОАО «Банк ВТБ» - специализируется на обслуживании крупного и среднего бизнеса.

По стоимости активов и структуре:

  • банки, имеющие филиалы;
  • бесфилиальные.

В настоящее время тенденция развития банковского законодательства идет по пути разделения банков на категории в зависимости от стоимости активов и наличия филиальной сети. Об этом свидетельствует использование в нормативных актах Банка России термина «крупная кредитная организация с широкой сетью подразделений», под которой понимается кредитная организация, имеющая подразделения более чем в 80% субъектов Российской Федерации и стоимость активов 1,5 трлн руб. и более.

По форме хозяйственного общества:

  • акционерные;
  • паевые банки.

Паевыми называются банки, созданные в организационно- правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Такое название не носит правового характера, а является исторически сложившимся.

По форме собственности:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные;
  • банки с иностранными инвестициями.

Государственные банки . Государственный банк - это кредитное учреждение, находящееся в собственности государства, управляемое государственными органами и имеющее в своем активе только государственный капитал, тогда как коммерческие кредитные организации финансируются исключительно частными лицами или структурами.

Государственные банки играют важную роль в регулировании экономики страны, осуществляют контроль над деятельностью частных банков, оказывают непосредственное влияние на международные кредитные операции, обеспечивают финансирование государственных программ. Государственные банки финансово обеспечивают проведение экономической политики государства в области кредитования, оказывать влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции.

Можно назвать лишь три банка, которые в настоящее время однозначно имеют все государственные признаки: ЦБ РФ; Внешэкономбанк (Российский банк развития); Россельхозбанк.

К банкам с государственным участием относятся: Сбербанк РФ; Газпромбанк; ВТБ; ВТБ-24; ТранскредБанк; Банк Москвы; «Возрождение».

Это банки с федеральным участием.

Помимо этого есть банки с участием региональных и местных органов власти либо же с участием компаний с долей государства.

Частные банки создаются юридическими и физическими лицами на общих основаниях.

На территории Российской Федерации могут создаваться банки с иностранными инвестициями.

Кредитные организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами российского права, созданными по законодательству Российской Федерации, которые отличаются от других кредитных организаций только составом участников (все или часть которых - нерезиденты), а также источником формирования уставного капитала: полностью или частично - средства нерезидентов.

Российские банки с иностранным участием могут открываться на территории РФ только в пределах квоты (предельного размера) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О банках и банковской деятельности» размер квоты должен устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. На сегодняшний день такой федеральный закон отсутствует. В 1993 г. решением Совета директоров ЦБ РФ (протокол № 13 от 29 марта 1993 г.) был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%.

Особое место в банковской системе РФ занимают ЦБ РФ и Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэконбанк).

О ЦБ РФ подробно речь пойдет ниже.

Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), - государственная корпорация, правовой статус которой, в том числе порядок реорганизации и ликвидации, регулируется ФЗ «О банке развития».

Правовой статус Внешэкономбанка, его организационно-правовая форма (государственная корпорация) и перечень полномочий, предоставленных ему специальным ФЗ «О банке развития», позволяют говорить о том, что Внешэкономбанк не является в прямом смысле банком. Он осуществляет банковскую деятельность не на основании лицензии Банка России, как делают это другие организации, осуществляющие деятельность в банковской сфере, а на основании ФЗ «О банке развития».

Такой подход закреплен в ст. 13 Закона «О банках и банковской деятельности», которой установлено, что Внешэкономбанк вправе проводить банковские операции; это право предоставлено ему на основании ФЗ «О банке развития».

Осуществление Внешэкономбанком банковских операций в контексте ФЗ «О банке развития» рассматривается как оказание публичных услуг от имени государства - посредством участия в реализации государственной политики, представляющей собой совокупность властных методов вмешательства в процессы гражданско-правовых правоотношений субъектов управления.

Такие методы Внешэкономбанк может применять, например, при косвенном участии в государственной ценовой политике, осуществляя страхование политических рисков, либо при участии в государственной инвестиционной политике - при реализации федеральных целевых и государственных инвестиционных программ, включая внешнеэкономические, предусмотренные различными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Целью этой деятельности является обеспечение повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в РФ и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Внешэкономбанк ограничен в осуществлении предпринимательской деятельности. Так, предпринимательская деятельность осуществляется Внешэкономбанком постольку, поскольку это служит достижению указанных выше целей. Прибыль Внешэкономбанка расходуется исключительно на достижение целей его деятельности.

Особенностью правовою положения Внешэкономбанка является то, что государственная корпорация вправе без лицензии. Банка России на основании федерального закона осуществлять банковские операции.

Небанковские кредитные организации (НКО) . Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, которая имеет право осуществлять только отдельные банковские операции.

Допустимые сочетания банковских операций для отдельных видов небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В статье 10 ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливаются специальные требования к содержанию устава кредитной организации в виде перечня дополнительных сведений, которые должны включаться в него наряду со сведениями, предусмотренными федеральными законами для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы.

Устав кредитной организации должен содержать:

  1. фирменное наименование;
  2. указание на организационно-правовую форму;
  3. сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
  4. перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Закона о банках;
  5. сведения о размере уставного капитала;
  6. сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях.

В соответствии со ст. 11.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. На практике единоличный исполнительный орган банка чаще всего носит название председателя правления или президента банка, а коллегиальный исполнительный орган - правления банка.

Согласно ст. 7 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности использованием слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Кредитные организации являются юридическими лицами, на которые возложена обязанность публичной отчетности.

В соответствии со ст. 8 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана:

а) ежеквартально публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

б) ежегодно публиковать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц.

— это совокупность взаимосвязанных элементов, которая включает Центральный банк, кредитные организации, состоящие из коммерческих банков и других кредитно-расчетных учреждений, иногда объединенных в рамках холдингов, а также банковскую инфраструктуру и банковское законодательство. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы следующим образом: банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банковская система РФ, её уровни

Российская банковская система имеет двухуровневую структуру. Первый уровень представлен Центральным банком РФ. Второй уровень включает и небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

К первому уровню относится Центральный банк РФ, род функций и полномочий которого отличают его от других банков. Прежде всего это установление и методическое обеспечение правил совершения и учета банковских операций, выпуск наличных денег (эмиссия), организация платежного оборота, лицензирование банковской деятельности и надзор за всеми кредитными организациями, регулирование банков и иных кредитных организаций посредством учетной, резервной политики и установления для них обязательных экономических нормативов. Благодаря своему функциональному предназначению Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе.

Второй уровень банковской системы включает в себя . К ним относятся: банк и небанковская кредитная организация, российские банки с иностранным капиталом или филиалы иностранных банков. Основное предназначение кредитных организаций — это проведение банковских операций по кредитному, расчетно-кассовому и депозитному обслуживанию клиентов и субъектов экономических отношений.

Рис. 1. Структура банковской системы Российской Федерации

В состав базовых элементов банковской системы РФ включены: кредитные организации, банковская инфраструктура, банковское законодательство.

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация (НКО) — кредитная организация имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. НКО могут осуществлять расчетные, депозитные, кредитные операции, а также инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Банковская группа - это объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации.

Банковский холдинг - объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

Порядок открытия и деятельности филиалов и представительств иностранных банков на территории Российской Федерации регулируется специальными законодательными актами. Банк России устанавливает для филиалов и представительств иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций.

Российские банки не изолированы от внешней среды. Для выполнения своих экономических функций ими востребован ряд важных услуг, которые обеспечиваются банковской инфраструктурой. Значение банковской инфраструктуры в последние годы все более возрастает. Под ней понимают совокупность институтов, формирующих необходимые условия для осуществления банковской деятельности и содействующих созданию и доведению банковских услуг до их потребителей. К ним можно отнести:

  • систему страхования вкладов, обеспечивающую гарантирование сохранности вкладов граждан в банках в рамках установленных законодательством норм, которое осуществляется специально созданным государством Агентством по страхованию вкладов (АС В);
  • независимые платежные системы, оказывающие содействие в осуществлении расчетов между организациями и банками, например SWIFT, и платежных операций по пластиковым картам, например VISA. MasterCard, American Express;
  • аудиторские организации, обеспечивающие независимую проверку деятельности как коммерческих банков, так и Центрального банка РФ и подтверждение их финансовой отчетности;
  • консультационные и юридические организации, помогающие банкам в развитии их бизнеса, представляющие интересы банков при взаимодействии с клиентами и органами власти;
  • организации — поставщики информационно-технологических решений, разрабатывающие и предоставляющие банкам современные банковские технологии, направленные на автоматизацию их бизнес-процессов и достижение высокого уровня безопасности;
  • учебные организации, осуществляющие подготовку и переподготовку банковских специалистов, проводящие различные семинары и курсы повышения квалификации, без которых в условиях сложности современного банковского дела невозможно представить нормальное функционирование банка.

Источниками банковского законодательства РФ являются: Конституция РФ; нормы международного банковского права и международные договоры РФ; решения Конституционного Суда РФ; Гражданский кодекс (ГК) РФ: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; подзаконные нормативные правовые акты (инструкции, положения, циркуляры и т.п.).

Современное состояние банковской системы России

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

В России начался четвертый этап «иностранной интервенции» в банковском секторе. С принятием в 1995 г. Федерального закона № 65-ФЗ«0 внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"» появилась возможность дальнейшего развития банковского сектора России и системы самого Центрального банка РФ. Федеральный закон зафиксировал независимый статус Банка России и подробно регламентировал отношения Центрального банка РФ с федеральными органами государственной власти. Существенным моментом нового банковского закона стало установление запрета на предоставление кредитов Правительству РФ для финансирования федерального бюджета, а также на покупку Банком России государственных ценных бумаг при их первичном размещении, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом о бюджете (ст. 22).

В начале 1996 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"» (№ 17-ФЗ от 03.02.96), послуживший очередным этапом коммерциализации банковской системы России. В данном ФЗ было введено разграничение между банком и небанковской кредитной организацией, исключено ограничение на размер доли уставного капитала, которая может находиться в собственности одного учредителя. Ранее (по закону от 2 декабря 1990 г.) такая доля для одного участника кредитной организации ограничивалась 35 %.

В середине 2002 г. был принят ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (№ 86-ФЗ), который повысил прозрачность деятельности Центрального банка за счет усиления государственного контроля. Для этих целей был создан Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка России, ответственный за внешний контроль за его деятельностью без права вмешательства в оперативную деятельность банка (ст. 12).

В настоящее время в России де-юре действует двухуровневая банковская система , но после принятия ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (1995) и ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах» (2001) банковская система страны де-факто стала приобретать отдельные черты трехуровневой модели:

I уровень (верхний) с активами 15 482,6 млрд руб. — Центральный банк РФ и его структурные подразделения (центральный аппарат, Главная инспекция кредитных историй, 22 департамента и 3 главных управления, 1 МГТУ Банка России, 58 главных управлений, 20 национальных банков и 630 расчетно-кассовых центров);

II уровень (промежуточный) с активами 28 691,9 млрд руб. — универсальные коммерческие банки, имеющие право на осуществление банковских операций (1 015 банков, в их числе 228 кредитных организаций с иностранным участием) и 51 небанковская кредитная организация;

III уровень (нижний) с активами около 30 млрд руб. — кредитная (потребительская и сельскохозяйственная) кооперация России, в которой в настоящее время насчитывается 680 тыс. пайщиков.

Банк России, де-юре не являясь органом государственной власти, вместе с тем по своим правовым полномочиям, отраженным в его целях (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы) и функциях (осуществление эмиссии наличных денег и рефинансирование кредитных организаций, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, организация валютного регулирования и контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп и проч.), де-факто относится к органам государства, поскольку реализация его целей и функций предполагает применение мер государственного принуждения (табл. 1).

Таблица 1. Баланс Банка России за 2006-2009 гг., млрд. руб.

Предоставлено право управлять золотовалютными резервами страны (международными резервными активами РФ), которые на 1 января 2010 г. составили 440,6 млрд долл., увеличившись в 5,7 раза по сравнению с 1 января 2004 г. (76,9 млрд долл.). При этом только 5 % в структуре ЗВР отдано монетарному золоту, учтенному по текущим котировкам Банка России. Самый большой сегмент российских активов на 30 июня 2009 г. был размешен в ценных бумагах иностранных эмитентов со сроком погашения менее 1 года (87,1 %), далее — в виде валютных депозитов и остатков по счетам (7,7 %), а также в сделках обратного репо со сроком до 6 месяцев (5,2 %).

Начавшийся мировой финансовый кризис и осуществление Банком России в связи с ним политики плавной девальвации рубля с октября 2008 г. привели к тому, что ЗВР России на 1 мая 2009 г. составили 383,9 млрд долл., т.е. за 8 месяцев они сократились на 212,7 млрд долл., или на 35,7 % их максимального уровня (596,6 млрд долл.).

Анализ показателей деятельности банковского сектора России за 2006-2009 гг. свидетельствует о стремительном развитии банковского сектора в 2006-2007 гг. В условиях глобального финансового кризиса темпы роста несколько замедлились, но все же остаются довольно стабильными. По темпам прироста совокупных активов, а также кредитов и прочих средств, предоставленных нефинансовым организациям и физическим лицам, российский банковский сектор является одним из динамично развивающихся рынков в мире (табл. 2).

Таблица 2. Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора РФ за 2006-2009 гг.

Однако за позитивной динамикой макроэкономических показателей банковского сектора России (совокупных активов и собственных средств, кредитов и прочих размешенных средств, предоставленных нефинансовым организациям-резидентам и физическим лицам-резидентам) были скрыты серьезнейшие проблемы, которые в условиях глобального финансового кризиса негативно повлияли не только на деятельность большинства кредитных организаций страны, но и на экономику России в целом.

Микрофинансовые кредитные организации

После того как в 1930-х гг. в стране были ликвидированы микрофинансовые организации кредитной кооперации и взаимного кредита, интерес к учреждениям подобного рода в России вновь стал возникать лишь во второй половине 1990-х гг. В первую очередь его проявляли российские граждане, доступ которых к банковскому кредитованию был ограничен. Так, в 2008 г. доля экономически активных граждан, не имевших полноценного доступа к финансовым услугам, в России составляла около 50 %.

В результате в стране появились такие кредитные институты гражданского общества, как кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ), кредитные потребительские кооперативы с участием юридических лиц (КПК), потребительские общества (ПО) и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК), совокупный кредитный портфель которых, в 2009 г. составивший около 30 млрд руб., формировался в основном за счет добровольных сбережений пайщиков.

Деятельность кредитных кооперативов в настоящее время не является объектом пруденциального надзора со стороны Банка России и регулируется рядом законодательных актов, определяющих требования к организации и направлениям деятельности кредитных кооперативов. 4 марта 2010 г. Правительство РФ постановлением № 123 возложило на Росфинмониторинг контроль за кредитными потребительскими кооперативами граждан, тем самым передав лицензирование и контроль за деятельностью этих финансовых посредников в веление Министерства финансов РФ.

Сельскохозяйственные КПК осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «О сельскохозяйственной кооперации». При этом его члены должны обязательно участвовать в хозяйственной деятельности кооператива. Кроме того. Закон устанавливает ограничения по числу членов СКПК, которые не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями (их доля не должна превышать 20 % общего числа членов кооператива).

ПО, ведущие ссудосберсгательные операции со своими пайщиками, наряду с традиционными видами деятельности потребительской кооперации (заготовительной, торгово-закупочной, сбытовой, снабженческой и проч.) осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и не имеют верхних ограничений по числу и составу своих членов. Как правило, они, создаются по территориальному признаку.

КПКГ создаются в соответствии с Законом «О кредитных потребительских кооперативах граждан» по признаку какой-либо общности граждан, общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности и т.п. Для них установлен верхний предел численности членов (учредителей) — не более 2 ООО.

КПК, не имеющие специального правового регулирования, осуществляют свою деятельность на основании общих норм ст. 116 Гражданского кодекса РФ и не имеют верхних ограничений по числу и составу своих членов.

В современной России основными организаторами кредитных институтов гражданского общества в настоящее время являются Л ига кредитных союзов России, Национальный союз некоммерческих организаций, Союз сельских кредитных кооперативов и Фонд развития сельской кредитной кооперации. Они созданы с целью содействия развитию кредитной кооперации как важнейшего направления реформирования финансово-кредитного механизма сельского хозяйства, системы взаимного финансирования некоммерческих организаций, а также предоставления услуг в области бухучета, налогообложения, организации (управления) деятельности, консультативных и образовательных программ.

Каждый вид кредитного института — КПКГ, КПК, ПО или СКПК — выстроен в строгой иерархической последовательности, представляющей собой трехуровневую организационную структуру следующего вида:

I уровень (первичное звено) — кредитный кооператив. В настоящее время в России действуют 760 КПКГ, 350 СКПК, 400 ПО и КПК в 75 регионах страны. Общее число пайщиков — около 680 тыс., объем предоставленных займов — 30,0 млрд руб.;

II уровень (средний) — региональные ассоциации КПКГ, КПК, ПО или СКПК, созданные в 34регионах РФ. Основная цель их деятельности — содействие развитию нижнего уровня системы кредитной кооперации;

III уровень (верхний) — такие структуры, как Лига кредитных союзов России, Национальный союз некоммерческих организаций, Союз сельских кредитных кооперативов, Фонд развития сельской кредитной кооперации и Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (МСКПК) «Народный кредит».

Лига кредитных союзов России (организована в 1994 г.) является добровольным объединением кредитных потребительских кооперативов граждан и иных некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи и их объединений. На 01.01.2008 в Лигу входило 238 кооперативов, в том числе 46 как самостоятельные и 192 как ассоциированные (через 12 региональных ассоциаций и 2 организации инфраструктуры). При этом кооперативы и их ассоциации, входящие в Лигу, включали в себя: 238 отделений (филиалов), 366 954 пайщика, 1 466 человек персонала при совокупной валюте баланса 6 480 млн руб.

Национальный союз некоммерческих организации учрежден в 2001 г. с целью создания и развития системы взаимного финансирования некоммерческих организаций, а также предоставления им услуг в области бухучета, налогообложения и организации (управления) деятельности. В систему Национального союза входит более 160 кооперативов, объединяющих более 200 тыс. пайщиков и контролирующих более 3 млрд руб.

Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРС К К) (основан в 1997 г.) — негосударственная некоммерческая организация, деятельность которой связана с развитием многоуровневой системы СКК в России за счет предоставления кооперативам финансовой помощи, консультативных и образовательных услуг. На 01.01.2008 собственный капитал ФРСКК составлял 320,4 млн руб., а размер портфеля займов — 276,6 млн руб. При этом за весь период деятельности (включительно по 2008 г.) через ФРСКК было предоставлено займов на сумму 2,1 млрд руб., которые были предназначены для 14 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и других малых и средних форм агробизнеса.

Союз сельских кредитных кооперативов (создан в 1997 г.) — негосударственная некоммерческая организация, деятельность которой связана с содействием развитию сельской кредитной кооперации как важнейшего направления реформирования финансово-кредитного механизма сельского хозяйства. В настоящее время Союз ССК координирует деятельность 220 кредитных кооперативов и кредитных союзов из 50 регионов России.

Негосударственная некоммерческая организация МСКПК «Народный кредит» (основана в 2004 г.) занимается привлечением финансовых ресурсов в систему сельской кредитной кооперации, снижением финансовых рисков в деятельности региональных систем кредитной кооперации за счет создания фондов гарантирования, страхования и резервирования, а также оказанием консультативной и информационно-методической помощи членам МСКПК.

Основными пайщиками МСКПК «Народный кредит» являются 17 региональных кооперативов 2-го уровня и 4 ассоциированные организации (Фонд развития сельской кредитной кооперации, филиал некоммерческой корпорации ACDI/OCA, Некоммерческий фонд содействия развитию малого предпринимательства «Германский фонд поддержки малого предпринимательства» и финансовая компания «Oikocrcdit», Нидерланды). По состоянию на 1 июля 2009 г. из МСКПК «Народный кредит» выдано 264 займа на общую сумму 188,1 млн руб., собственные средства кооператива составили 24,2 млн руб., а портфель займов — 70,9 млн руб.

Банковская система России в условиях глобального финансового кризиса

Первые признаки финансового кризиса в российской банковской системе стали наблюдаться в августе 2007 г. Так, за семь месяцев 2007 г. объем рефинансирования коммерческих банков возрос в 350 раз. Через год (август-сентябрь 2008 г.) его дальнейший рост привел к массовому неисполнению банками своих обязательств по сделкам репо. Уже первые проявления кризиса в России показали, что основной механизм его развития отличается от наблюдаемого в развитых странах. В России неизбежность развития системного кризиса была предопределена сложившимися в 2000-х гг. механизмами финансирования банков и предприятий, предложения денег, ценообразования на финансовом рынке. Банк России эмитировал рублевые средства под аккумулирование иностранной валюты в официальных резервах. Сокращение экспортной выручки российских экспортеров в результате падения мировых цен на нефть привело к относительному сжатию денежной массы. Повышение процентных ставок на мировом финансовом рынке и ограничение кредитования заемщиков из развивающихся стран привело к удорожанию заимствований для крупнейших российских банков. Это вызвало крах российского межбанковского кредитного рынка.

Зависимость российского финансового рынка и предприятий от внешнего финансирования иллюстрируют статистические данные. Так, на 1 октября 2008 г. внешний долг российских банков и корпораций (безучастия в капитале) составлял 497,8 млрд долл. На 1 сентября 2009 г. эта задолженность снизилась, но незначительно — всего на 12,7 % до 434,9 млрд долл. (в том числе задолженность банков составил 135,9 млрд долл., корпоративного сектора — 299,0 млрд долл.). Уход международных инвесторов с российского рынка (в 2008 г. чистый отток частного капитала из России составил 130,8 млрд долл., в 2009 г. превысил 50 млрд долл.) связан с началом кризиса ликвидности в банковском секторе страны.

Перечислим проблемы, характерные для банковского сектора современной России и свидетельствующие о том, что в нашей стране не завершено институциональное формирование банковской системы рыночного типа.

1. В настоящее время в РФ действует большое число буквально карликовых банков как по объему собственного капитала, так и по совокупным активам. На 01.12.2009 под контролем 200 крупнейших банков (всего в реестре российских кредитных организаций насчитывалось 1131 банк, а действующих — 1 015) находилось свыше 94,0 % совокупных активов и примерно 90,0 % собственного капитала российских банков. При этом на долю банков, входящих в первую пятерку, приходилось 45 % всех собственных средств, около 48,0 % совокупных активов и 50 % всех предоставленных кредитов, депозитов и прочих размешенных средств, а на долю только одного Сбербанка (СБ) России в структуре балансовых операций всех кредитных организаций, действующих в России, приходится 25 % активов, 20 % собственных средств, 30 % кредитов, предоставленных юридическим и физическим лицам, 25 % средств, привлеченных от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и 50 % средств, привлеченных от физических лиц. О масштабах деятельности СБ России свидетельствует состояние прироста оборотов по счетам бухгалтерского учета его финансовых операций (форма 101) за декабрь 2008 г.:

по активным операциям:

  • остатки по корсчету, открытому в Банке России, увеличились на 64млрд руб.;
  • остатки по корсчетам, открытым СБ России в банках-нерезидентах, увеличились на 67 млрд руб.;
  • списано со счетов филиалов СБ, расположенных в РФ, на 2717 млрд руб. больше, чем поступило;
  • кредиты и депозиты, размещенные в банках-нерезидентах, увеличились на 143 млрд руб.;
  • кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям, увеличились на 122млрд руб.;
  • кредиты, предоставленные физическим лицам, увеличились на 9млрд руб.;
  • просроченная задолженность негосударственных коммерческих организаций по кредитам сократилась на 2млрд руб.;
  • просроченная задолженность физическихлиц по выданным кредитам возросла на 2 млрд руб.;

по пассивным операциям:

  • остатки по счетам банков-нерезидентов в СБ увеличились на 4млрд руб.;
  • остатки по счетам банков-резидентов в СБ увеличились на 6 млрд руб.;
  • с корсчета СБ списано средств (кредитов, депозитов) в пользу банков-резидентов на 39 млрд руб.;
  • СБ получил межбанковский кредит от банков-нерезидентов на 6млрд руб.;
  • просроченная задолженность физических лиц по выданным кредитам возросла на 2 млрд руб.;
  • средства (включая депозиты) негосударственных коммерческих организаций возросли на 176 млрд руб.;
  • средства (включая депозиты) физических лиц увеличились на 162 млрд руб.

2. Плотность банковского обслуживания в России на декабрь 2009 г. в среднем составляла чуть больше 28 точек на 100 тыс. населения. Это сопоставимо с плотностью банковского обслуживания в странах Восточной Европы. Однако если в Европе банковские подразделения практически равномерно распределены по территории, то в России, наоборот, крайне неравномерно. Так, в Москве на 01.01.2010 функционировало около 50 % всех действующих кредитных организаций. В них было сосредоточено 86,6 % совокупных активов, 57,9 % всех депозитов юридических и физических лиц и прочих привлеченных средств и около 35 % кредитов и прочих размешенных средств, предоставленных юридическим и физическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

3. Недокапитализация российских банков не позволяла им осуществлять адекватное финансирование крупнейших российских предприятий, а нерациональная политика Банка России высоких процентных ставок при отсутствии капитальных ограничений (отмененных с середины 2006 г.) привела к бесконтрольному росту внешнего российского долга. Так, внешняя задолженность банковского и корпоративного секторов на 01.09.2009 составляла около 33,5 % ВВП РФ. В условиях стремительной девальвации рубля значительная часть российских заемщиков столкнется с проблемой обслуживания внешнего долга.

4. Денежно-кредитная политика не преследует цель стимулировать экономический рост и повышать благосостояние населения. Она в принципе оторвана от потребностей российской экономики и носит столь противоречивый характер, что не позволяет хозяйствующим субъектам принимать экономически обоснованные решения. Так, теоретически проводившаяся в докризисный период политика укрепления рубля должна была способствовать модернизации российских предприятий. Но в условиях высокой инфляции и проводившейся процентной политики модернизация производства носила ограниченный и фрагментарный характер. В кризисный период политика «плавной» девальвации рубля наряду с политикой высоких процентных ставок ставит крест на планах технического перевооружения производства и, более того, ведет к свертыванию деловой активности в российской экономике. Промышленный спад и одновременно значительное расширение денежного предложения формируют у хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств устойчивые ожидания дальнейшего обесценения российской валюты и начала нового витка долларизации экономики России.

5. Деятельность банков как проводников денежно-кредитной политики направлена исключительно на соблюдение формализованных нормативов, требование выполнения которых зачастую носит выборочный характер. В условиях развития кризиса российские банки как независимые коммерческие организации, преследующие собственные интересы, ограничивают свою деятельность на всех сегментах финансового рынка, кроме валютного, и трансформируют свои рублевые обязательства в валютные активы. Средства, выделяемые банкам государством, привлекаемые в форме кредитов Банка России, депозитов юридических и физических лиц, не направляются на финансирование хозяйствующих субъектов, а выбрасываются на валютный рынок. В результате финансовые антикризисные меры усиливают девальвационное давление и не позволяют преодолеть кризис в экономике. Сокращение рублевой ликвидности порождает сжатие внутреннего совокупного спроса, что еще больше усугубляет экономический кризис.

6. Инвестиции, привлекавшиеся внутри страны в докризисный период, использовались не производительно, а направлялись на финансовые спекуляции, что привело к надуванию нескольких пузырей, в том числе на национальном рынке ценных бумаг. Российский рынок ценных бумаг в докризисный период отличало несколько особенностей: низкая емкость рынка (в свободном обращении находилась лишь незначительная часть ценных бумаг наиболее привлекательных эмитентов); ограниченное число инвесторов, среди которых преобладали крупные зарубежные и национальные институциональные инвесторы; широкое распространение инсайдеровских сделок, что позволяло инвесторам манипулировать курсовыми колебаниями; децентрализованная инфраструктура рынка. Высокий инвестиционный рейтинг России привлекал иностранные инвестиции, а узость предложения наряду с указанными чертами рынка вели к стремительному «разогреву» российского фондового рынка. Перед кризисом в мае 2008 г. его капитализация составляла 1,6 трлн долл., увеличившись за последние 3 года более чем в 3 раза. В то время инвесторы в ряде случаев приобретали пенные бумаги по явно завышенной пенс. Так, по показателю отношения полной стоимости компании к выручке акции российской компании «Северсталь-Авто» были размешены на 15-20 % дороже, чем акции таких мировых автогигантов, как Honda, Nissan, Toyota и др., а по такому показателю, как отношение капитализации к чистой прибыли, акции российской шинной компании «Ам- тел» были размещены в 2- 2,5 раза выше, чем акции мировых лидеров отрасли — компаний Michelin и Bridgestone.

В результате во многом изолированного и во многом сегментарного функционирования банковской системы и реального сектора в национальной экономике усилились структурные диспропорции. Поэтому для российской экономики выход из нынешнего кризиса будет крайне сложным и потребует принятия нестандартных решений.

Банковское право Рождественская Татьяна Эдуардовна

6. Банковская система Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, существует двухуровневая банковская система.

Часть 1 ст. 2 Закона о банках содержит положение о том, что банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России (верхний уровень), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (нижний уровень). Под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

В Законе избран узкий подход к определению элементов банковской системы: к ней относятся только субъекты, наделенные правом непосредственно осуществлять банковские операции (за исключением представительств иностранных банков).

Закон о банках упоминает также банковские группы, банковские холдинги, союзы и ассоциации кредитных организаций.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Под существенным влиянием здесь понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Союзами и ассоциациями являются не преследующие цели извлечения прибыли объединения кредитных организаций (некоммерческие организации), создаваемые для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Согласно ст. 2 Закона о банках указанные структуры (банковские группы, банковские холдинги, союзы и ассоциации кредитных организаций) не входят непосредственно в банковскую систему РФ, однако в литературе высказываются и другие точки зрения.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте особенности банковского права.

2. Что понимается под банковским правом?

3. Что является предметом правового регулирования банковского права?

4. Назовите основные методы правового регулирования, присущие банковскому праву.

5. Перечислите источники банковского права.

6. Перечислите основные федеральные законы, регулирующие банковские правоотношения.

7. Дайте общую характеристику Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

8. Дайте общую характеристику Федеральному закону «О банках и банковской деятельности».

9. Какие нормативно-правовые акты принимает Банк России?

10. Какова роль норм международного права в регулировании банковской деятельности в Российской Федерации?

11. Какие элементы входят в банковскую систему РФ?

12. Что понимается под банковской группой? банковским холдингом?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

34. Банковская система РФ Банки - одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - необходимое условие создания реального рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе

Из книги Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций автора Новикова Мария Владимировна

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная система Российской Федерации Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства. Существуют две формы

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

автора

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу

автора Бурханова Наталья

38. Хозяйство Российской Федерации Российская Федерация является крупнейшей суверенной республикой, обладающей огромным природным, экономическим и научным потенциалом.Россия имеет очень сложную структуру.Хозяйство страны – это совокупность материальной и

Из книги Экономическая география автора Бурханова Наталья

41. Машиностроение в Российской Федерации Машиностроение является одной из ведущих отраслей экономики России, состоящих из большого количества подотраслей и производства.В России в последние годы ситуация в машиностроительном комплексе является кризисной.В России

Из книги Экономическая география автора Бурханова Наталья

45. Недра Российской Федерации В соответствии с Законом о недрах (в ред. федеральных законов от 15.04.2006 г. № 49–ФЗ) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков,

автора

Приложение 14 СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

2. Банковская система Банковская система – совокупность банков, обслуживающих соответствующие кредитные отношения.Банковская система Российской Федерации состоит из двух уровней:1) Банк России (Центральный банк Российской Федерации – ЦБ РФ);2) коммерческие банки:а)

Из книги Политэкономия войны. Как Америка стала мировым лидером автора Галин Василий Васильевич

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

16. Государственный долг Российской Федерации Государственным долгом РФ признаются ее обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, в том числе обязательства

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

31. Бюджеты субъектов Российской Федерации В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 15 БК РФ, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных

Сущность банковской системы Российской Федерации, ее уровни

Определение 1

Банковская система РФ представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, включающую Центральный банк (Банк России) и различные финансово-кредитные организации (коммерческие банки и иные кредитно-расчетные учреждения), часто объединенные в холдинги, а также банковское законодательство и банковскую инфраструктуру.

Таким образом, в России банковская система является двухуровневой. Верхний ее уровень представлен Центральным банком РФ, нижний - различными кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями), а также представительствами зарубежных банков.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, основной целю деятельности которого является извлечение прибыли на денежном рынке и рынке капитала . Свою деятельность кредитные организации могут осуществлять на основании лицензии, выдаваемой Мегарегулятором – Банком России (Центральным банком страны) и имеют право производить банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Банк является кредитной организацией, обладающей исключительным правом осуществлять такие операции:

  • привлечение во вклады средств юридических и физических лиц
  • размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях платности, возвратности, срочности
  • открытие и ведение счетов юридических и физических лиц и т. д.

Небанковская кредитная организация (НКО) представляет собой кредитную организацию, которая имеет право осуществлять некоторые банковские операции (перечень которых утверждается Банком России). В целом же, небанковские финансово-кредитные учреждения могут осуществлять кредитные, депозитные и расчетные операции, а также производить инкассацию денежных средств, векселей, расчетных и платежных документов и др.

Банковская группа собой представляет объединение кредитных учреждений, в котором одна из кредитных организаций оказывает существенное влияние на решения, которые принимают органы управления других организаций, входящих в состав группы.

Банковский холдинг – это корпорация или банк, владеющий долей акционерного капитала одной или нескольких кредитных организаций, которая достаточна для того, чтобы осуществлять контрольные действия над ними.

Базовые элементы банковской системы РФ:

  • банковская инфраструктура
  • кредитные организации
  • нормативно-правовая база.

Банковская инфраструктура

Для эффективного выполнения банками своих экономических функций, им необходимо оказание ряда важных услуг, которые может предоставить банковская инфраструктура . Стоит отметить, что в последние годы значение банковской инфраструктуры лишь возрастает.

Определение 2

Под банковской инфраструктурой понимается совокупность институтов, создающих необходимые условия для эффективного функционирования банковской системы и осуществления банковской деятельности, а также содействующих созданию и доведению банковских услуг до конечных потребителей.

К основным институтам банковской инфраструктуры следует отнести, в первую очередь:

  • независимые платежные системы, которые содействуют эффективному осуществлению расчетов между банками и организациями (к примеру, система SWIFT) и платежных операций с пластиковыми картами (MasterCard, VISA, UnionPay и т. д.)
  • систему страхования депозитов
  • аудиторские фирмы
  • юридические и консалтинговые фирмы, помогающие банковским учреждениям в развитии их бизнеса, которые также могут представлять интересы кредитных организаций при взаимодействии с органами власти и потребителями финансовых услуг
  • организации-поставщики программного обеспечения и других технологических решений
  • образовательные организации, которые осуществляют подготовку банковских специалистов, повышение их квалификации, организуют различные курсы и семинары и т. д.

Совокупность банков, финансовых организаций, банками не являющихся - что еще включает в себя банковская система России, каковы ее функции и роль в экономике?

По мнению аналитиков, банковская система РФ состоит из следующих составных / структурных элементов:

  • Центральный банк РФ - регулятор и надзорный орган, а также финансовая организация, оказывающая услуги юридическим лицам;

  • коммерческие банки, включая дочерние организации зарубежных банков и финансовых групп, обслуживающие корпоративных и частных клиентов;

  • небанковские финансово-кредитные организации;

  • банковская инфраструктура;

  • банковское законодательство.

Российская банковская система принадлежит к банковским системам с двумя уровнями – первый уровень это Центробанк, второй – остальные финансово-кредитные организации.


Центральный банк РФ

Центральный банк (ЦБ) РФ, также часто называемый Банком России, с 2013 года является финансовым мегарегулятором, выполняющим функции надзора над финансовыми группами (в том числе не принадлежащими к банковскому сектору), а также институтом, обладающим монополией на:

эмиссию наличных денег

управление системой осуществления расчетов и платежей

обеспечение стабильности финансового рынка страны и национальной валюты и др.

Банк России, занимающий наивысший уровень финансово-кредитной системы, имеет исключительное право выдавать и отзывать лицензии на банковскую деятельность. Развитие банковской системы - это также роль регулятора. Подробный обзор Центробанка я делал .

Коммерческие банки

Коммерческими называются все без исключения организации банковской системы страны, оказывающие частным и юридическим лицам банковские услуги. К этим услугам относятся:

  • кредитование - предоставление кредитов частным клиентам (ипотечные, автокредиты, потребительские нецелевые займы) и предприятиям, относящимся к реальному сектору экономики;

  • операции с драгметаллами;

  • валютные операции;

  • расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

  • ведение банковских счетов;

  • эмиссия банковских карт - пластиковых и виртуальных;

  • инкассация;

  • привлечение вкладов и выплата процентов согласно соответствующим договорам;

  • осуществление денежных переводов;

  • реализация банковских гарантий.

Банки называются коммерческими, поскольку в отличие от регулятора призваны вести финансово-хозяйственную деятельность, направленную на извлечение прибыли. Коммерческий статус не противоречит классификации банковских организаций на частные и государственные. К последним относятся компании с долей государства не менее 50% + 1 акция.

Также для банков предусмотрены следующие формы собственности:

  • акционерная;

  • кооперативная;

  • совместная

Кроме того, в современной банковской системе банки классифицируются:

  • на крупные, средние и малые - по масштабам деятельности и объему собственного капитала;

  • на специализированные и универсальные - по характеру осуществляемых операций;

  • на международные, всероссийские, межрегиональные и региональные - по сфере обслуживания;

  • на банки с иностранным капиталом и без иностранного капитала;

  • на многофилиальные и бесфилиальные.

Банковская система России на сегодня включает одиннадцать системно значимых компаний:

  • четыре государственных - Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк;

  • четыре частных без иностранного капитала - Альфа-банк, Московский Кредитный Банк (МКБ), ФК «Банк Открытие», Промсвязьбанк;

  • три частных с иностранным капиталом - Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, Росбанк.

Количество государственных российских банков в банковской системе сравнительно небольшое - менее двадцати, но по объему активов доля государства в 2017 году выросла до 70% против 61% на начало 2015-го. Это связано с трех крупных банковских компаний - «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка - осуществляемой Фондом консолидации банковского сектора по новой процедуре, когда санируемые банки переходят в собственность государства. Обзор фонда ФБКС находится . По окончании оздоровления кредитно-финансовые организации выставляются на продажу, но если покупателей не найдется (что прогнозируют многие аналитики), они останутся в госсобственности.

Небанковские кредитные организации (НКО)

Кредитно-банковская система РФ включает также совокупность кредитно-финансовых организаций, которые не являются российскими банками, но осуществляют отдельные банковские операции. Сокращение НКО также используется для обозначения некоммерческих организаций, так что нужно быть внимательным. Суммарный объем средств в НКО составляет несколько процентов от средств в коммерческих банках.

К небанковским кредитно-финансовым организациям относится три основных направления:

РНКО

К разряду РНКО, предоставляющих юр- и физлицам расчетно-кассовые услуги либо занимающихся валютными операциями, принадлежат:

  • клиринговые компании;

  • расчетные центры, обслуживающие платежные системы;

  • расчетные палаты и дилинговые центры, работающие на валютном и фондовом рынках.

Примеры РНКО - ООО РНКО «Платежный Центр» (расчетный центр платежной системы «Золотая Корона», эмитент платежных карт «Билайн», «Кукуруза» и др.); АО «НКО «Московский клиринговый центр», осуществляющий банковские операции в системе «Элекснет»; дилинговый центр «Альпари».

ПНКО

Деятельность ПНКО сводится к отправке и выдаче денежных переводов без открытия клиентам расчетных счетов. Примеры ПНКО - (яндекс.деньги, вебмани и др.), Юнистрим, Контакт, системы платежей операторов мобильных сетей.

НДКО

Что именно относить к небанковским депозитно-кредитным организациям? Юридически это структуры, привлекающие деньги только от юридических лиц, хотя открывать и обслуживать банковские счета НДКО не могут. Зато они могут давать банковские гарантии. Примеры НДКО — московский «Депозитный Кредитный Дом» или воронежский «Межрегиональный Центр Микрокредитования».

Итого, основные различия между банками и НКО можно представить в виде таблицы:


Однако в более широком смысле в группу НДКО можно включать и организации, работающие с физическими лицами:

  • микрофинансовые компании / организации;

  • кредитные союзы, привлекающие взносы (паи) своих членов и вклады физических лиц и на эти средства кредитующие частных лиц;

  • кредитные кооперативы

Важно : небанковские организации, привлекающие вклады, не участвуют в системе страхования вкладов, так что клиенты, принявшие решение хранить сбережения именно в них, довольно сильно рискуют. Небанковские учреждения точно так же находятся под угрозой отзыва лицензии.

О микрофинансовых организациях подробно написано , о кредитных потребительских кооперативах была информация . Организуют деятельность кредитных организаций:

Лига кредитных союзов России;

Союз сельских кредитных кооперативов;

Нац. союз некоммерческих организаций;

Фонд сельской кредитной кооперации

Банковская инфраструктура

Банковская финансовая система не может функционировать без необходимой инфраструктуры, к которой относятся:

Система страхования вкладов, предотвращающая утрату российскими гражданами сбережений, хранящихся в банках. Тем самым поощряется держать деньги именно на банковских счетах. Застрахованными являются не только вклады, но и денежные средства, размещенные на счетах дебетовых банковских карт, хотя это правило распространяется не на все карточные продукты банковских учреждений России. Функции страховщика возложены на госучреждение, именуемое Агентством по страхованию вкладов (АСВ);

Независимые системы произведения расчетов между корпоративными и частными клиентами банков, а также самими банковскими организациями. Основной такой системой является SWIFT, хотя в связи с международными санкциями против России в стране уже разработана альтернативная система SPFS, на которую Москва предлагает перейти государствам Евразийского Экономического Союза;

Платежные системы осуществления операций по пластиковым и виртуальным банковским картам - MasterCard, VISA, МИР, American Express и др.;

Аудиторские организации, призванные проводить независимую проверку функционирования не только коммерческих банков, но и самого Центрального банка РФ, и не только проверку, но и подтверждение готовой финансовой отчетности;

Юридические и консультационные организации, оказывающие банкам содействие в развитии их бизнеса, представляющие их интересы при взаимодействии с органами власти, корпоративными и частными клиентами;

Поставщики технологически-информационных решений, разрабатывающие и внедряющие совместно с банками современные расчетно-процессинговые технологии, направленные на повышение уровня безопасности расчетов и других процессов;

Учебные организации, которые занимаются подготовкой и переподготовкой банковского персонала, проводящие различные семинары, тренинги, курсы повышения квалификации, также влияющие положительно на функционирование банков, поскольку их сотрудники должны овладевать новыми знаниями, навыками и умениями в условиях обновления современных технологий и внедрения новейших стандартов банковского обслуживания.

Банковское законодательство

Законодательные акты, регулирующие деятельность банковских учреждений на российской территории:

Конституция РФ;

Гражданский кодекс;

Закон о банках № 395-1 (принятый в 1990 году);

Закон о ЦБ РФ № 86-ФЗ (принятый в 2002 году)

Закон о страховании вкладов № 177-ФЗ (принятый в 2003 году)

Закон о национальной платежной системе № 161-ФЗ (принятый в 2011 году)

Закон о потребкредите № 353-ФЗ (принятый в 2013 году)

Загрузка...