Строительный сайт

Хеттское царство, великая хеттская держава. Древняя хеттская империя Империя хеттов карта

Создание обширных государств занимало в древнейшие времена достаточно долгий период. Сначала племена или жители объединялись в небольшой город, который благодаря своим военным успехам и дипломатии мог расширить территории и приобрести статус государства. Крупные образования стали именоваться империями. Их цари имели неограниченную власть и именовались деспотиями. Государственный строй держался на силе армии, объединенной из представителей разных народов и поселений, зачастую говоривших на разных языках.

Историки утверждают, что первым государством в восточных землях стала древняя цивилизация Египет периода Нового Царства. В это же время отмечается зарождение империи Хеттов.

Возникновение хеттского государства

Около II тысячелетия до н.э. на землях Малой Азии начался процесс расселения индоевропейских народов. Одна их часть отправилась в Индии, это были народы арии. А другая, которыми были хетты, отправилась осваивать территорию Малой Азии. Они отличались воинственностью и завоевали местные поселения, образовав древнюю цивилизацию – Хеттское государство. Земли Малой Азии хранят несметные залежи меди и железа. Преимущество, которое имели хетты перед другими странами, в том числе Древним Египтом – это возможность изготавливать из этих материалов военные доспехи. Хетты стали лучшими мастерами в плавлении кинжалов, мечей, щитов.

При открытии гробницы фараона Тутанхамона цивилизации Древнего Египта в 1924 году экспедиции Ховарда Картера в ней был обнаружен именной кинжал, лезвие которого было выковано из железа. Вероятно он был подарен царем Хеттского государства.


Армия империи Хеттов

Управлял древним Хеттским государством царь. Главную роль в стабильности государства играла армия. В ее составе была пехота, конные отряды и колесницы. Хетты стали одним из первых государств древнего мира, которые осуществляли военные операции на море. Они имели военный флот и строили галеры для захвата соседних территорий. Древний Египет был вынужден постоянно находится в состоянии войны с Хеттским царством, войска которого постоянно совершали набеги на северо-западные земли древней цивилизации. Несколько раз хеттские войска захватили власть в Средиземном море над Кипром.

Международные отношения империи Хеттов

Успешными хеттский народ был не только в деле ведения войны, но и переговором с другими народами. Соглашения с другими династиями закреплялись за счет браков и достижения договоренностей. Было организовано специальное ведомство для дипломатов наподобие министерства иностранных дел в современности. Конец времен древняя цивилизация встретила в XII в. до н.э. при набеге киприотов.

Политическая интеграция Восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII-XV вв. В начале II тысячелетия складывается более пестрая система номовых государств.

Через систему торговых колоний шла международная торговля.

Учащаются военные столкновения номовых государств. В первой половине XVIII в. происходит объединение большей части Восточной Малой Азии царями Куссара - Питханой и Аниттой.

Анитта стал подлинным основателем «Хеттского» царства.

Древнехеттский период (XVIII-XVI вв.) сильны традиции родового строя. Хеттские цари правили, опираясь на народное ополчение, составлявших в то же время войсковое народное собрание - панкус. Деятельностью панкуса в значительной степени руководил совет «тулия» (верхушка панкуса, нечто вроде старшей дружины). Важное место в последней занимали члены царского. Преемником царя делался сын его сестры. Панкус и тулия существенно ограничивали власть царей.

На исходе XVIII в. династия Анитты сошла на нет, уступив власть другому царскому дому. При одном из царей этой династии, Лабарне I (ок. 1675-1650 гг.) формирование государства было завершено. Лабарна раздвинул границы Хеттского царства «от моря до моря. Его племянник-преемник Хаттусили I (ок. 1650-1625 гг.) перенес столицу в Хаттусу. Новым престолонаследником был назначен его усыновленный внук Мурсили, вскоре ставший соправителем деда. Уже в единоличное правление Мурсили I (ок. 1625-1590 гг.). Этот могущественный правитель аннексировал Халпу, разгромил хурритов Верхней Месопотамии, а в 1595 г. совершил поход на отдаленный. Низвергнув династию Хаммурапи, Мурсили возвратился домой с огромной добычей.

Хеттская знать, однако, не желала подобного роста царского могущества. Мурсили был убит мужем своей сестры. В течение нескольких десятилетий не прекращались дворцовые смуты. По мере нарастания кризиса знать захватывала все больше власти. Апогеем ее успехов явился знаменитый декрет царя Телепину (правил ок. 1530-1500 гг.), предоставлявший тулии право судить и казнить царей, а заодно установивший жесткий порядок престолонаследия, лишавший царя возможности выбирать преемника по своей воле. Наконец, без согласия тулии царь не мог казнить ее членов и ни при каких обстоятельствах не имел права конфискации их имущества.

Среднехеттский период (первая половина XV в.). В это время хеттские цари без большого успеха принуждены были бороться с Митанни. Ок. 1450 г. удачливый узурпатор, приняв тронное имя Тудхалии (II), основал новую хеттскую династию. Время ее правления образует Новохеттский период (середина XV - начало XII в.).

В период Древнего царства еще значительна роль народного собрания – панкуса, в который входили воины (часть свободного населения царства Хатти) и высшие сановники. Собрание выполняли юридические и религиозные функции, но с течением времени значение его сильно снизилось и сам институт отмирает.

Новохеттское царство. Внутренняя и внешняя политика хеттских царей. Хеттские законы. Упадок государства. Царь стал абсолютным правителем и сам назначал себе преемника, так что отныне дворцовые перевороты не перерастали в смуту. Характерно, что члены нового, этнически хурритского царского дома принимали хеттские тронные имена и считали государства хурритов своими злейшими врагами, однако именно в период их правления хеттская культура все больше поглощается хурритской. В XIII в. даже государственный пантеон был почти целиком заимствован у хурритов.

Великая Новохеттская держава (XIV-XIII вв. до и. э.). Гибель Хеттского царства

В начале XIV в. в Хатти приходит к власти узурпатор Суппилулиума I (ок. 1380-1335 гг.) - блестящий политик и полководец. Он смог полностью восстановить силы Хеттского царства, покорить почти всю Малую Азию и в итоге двух больших войн победить Митанни.

Все успехи, однако, грозили хеттам роковыми последствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над которыми намного превышал естественные политические возможности Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335-1305 гг.), еще мог сохранять наследство отца в полном объеме. Разгромил Арцаву, Хеттские действия затронули и Миллаванду. Затем Мурсили довел до конца войну с Египтом, заключив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом. Успешно отбросил Ассирию, а на севере систематически громил области касков. Вторую половину XIV в. можно считать апогеем хеттского могущества.

При преемниках Сети I начал широкомасштабное контрнаступление в Сирии - Палестине, продолженное затем Рамсесом И. В целом это контрнаступление оказалось для египтян достаточно успешным, несмотря на поражение Рамсеса II в грандиозной битве при Кадеше (1286 г.). На протяжение всего XIII в. запад Малой Азии стремился отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции. В то же самое время Ассирия раз за разом вторгается в Верхнюю Месопотамию и пытается овладеть долинами Верхнего Тигра и Верхнего Евфрата. Положение спас очередной узурпатор, Хаттусили III (вторая четверть XIII в). Как царь Хаттусили проявил себя прежде всего незаурядным дипломатом. В 1270 г. он заключил мирный и союзный договор с Египтом.

При последних хеттских царях - Тудхалии IV и двух его сыновьях, Хеттское царство ведет борьбу на два «фронта» - в Верхней Месопотамии и Западной Малой Азии. Своего рода третьим «фронтом» становится раздор между великими хеттскими царями и их родичами. Тудхалия IV смог в конце концов восстановить положение на западе. С Ассирией, однако, он воевал в целом безрезультатно. Последний хеттский царь, по иронии судьбы носивший имя Суппилулиумы (И ), снова захватил Кипр. Около 1180 г. на них одновременно обрушиваются три нашествия. Народы Эгеиды («народы моря). В то же время каски, новая волна фрако-фригийцев («мушков»). Новохеттская государственность погибла навсегда. Новообразованное государство, с центрами в Каркемише и Мелиде, считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нем уже только по-лувийски. К тому же оно вскоре распалось на множество осколков. Все они в конце VIII в. до н. э. оказались захваченными Ассирией.

Социально-экономический и государственный строй хеттского общества . Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкого распространения достигло животноводство. В середине II тысячелетия развивается коневодство.

Земледелие у хеттов зависело прежде всего от обилия атмосферных осадков - искусственное орошение было возможно только в ограниченных масштабах. Большую роль играло садоводство и виноградство.

Развитие ремесла. Особую роль здесь играла металлургия.

Главное общественное богатство - земля - принадлежало государству либо общинным коллективам городов и сел. Государственные земли находились в непосредственном или общем распоряжении царя. Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лично царя и членов его рода, центральной администрации, различных государственных учреждений и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства.

Основными видами государственной эксплуатации были саххан - обязательная служба царю(а также налоги) и луцци - трудовая повинность. В общинном секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальный характер. И в частно-общинном, и в государственном секторах широко применялся также труд рабов в, наемников и др.

Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. С точки зрения хеттских законов, все население страны делилось на две группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую из этих групп - сословие «свободных» - входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Второе сословие - «несвободные» - включало всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Соответственно, они, как и все «несвободные», могли именоваться «рабами». Положение «несвободных» было весьма разнообразным: среди них находились и рабы в точном смысле слова, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные землевладельцы, которые были иногда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Независимо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли.

Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью, некоторыми чертами конфедеративности. Система вассально-союзных договоров привязывала все образования к хеттской короне. Такое положение дел привело к бурному развитию хеттской дипломатии.

Верховную власть представлял «великий царь» (табарна). Важную и самостоятельную роль играла царица. Хеттская культура

Хеттская цивилизация была плодом многовекового сосуществования и синтеза нескольких этнокультурных традиций. Ее ядром служило наследие индоевропейских «хеттов»-наситов. С другой стороны, ассимилировав в XVII-XVI вв. до н. э. абори-генов-«хатти», хетты впитали и их культуру. Сложившись в поле влияния гораздо более ранней и развитой цивилизации Месопотамии, хеттское общество усвоило многие месопотамские достижения и нормы (прежде всего клинопись). Наконец, в XV-XIII вв. до н. э. хетты подвергаются сильнейшему культурному влиянию хурритов (особенно на верхушку общества) и лувийцев (в основном на массовом уровне), при сохранении официальной неситской традиции.

Все это обусловило синкретический облик хеттской религии. Источники говорят суммарно о «тысяче богов и богинь Хатти», но практическое значение имел культ гораздо меньшего числа божеств. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции Бог Грозы, отождествлявшийся с громовниками многих традиций разом, от неситского Пирвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов и слился). Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно военным божеством. Не меньше почиталась Богиня Солнца города Аринны, по происхождению хаттская; ее считали супругой Бога Грозы. Известно и божество солнца мужского рода. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и хаттский Телепину - умирающее и воскрешающее божество, связанное со сменой времен года. К киликийским богом плодородия был Сандон, изображавшийся с огромной виноградной кистью. Исключительным влиянием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска, отождествленная с месопотамской Иштар; не исключено, что именно благодаря ее культу хетты превратились в греческих воспомина-ниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона. Существовали культы быка, льва, других священных животных и птиц. В результате постепенной систематизации культов в XIII в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов. Его представляют скальные рельефы Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах; по-видимому, они участвуют в обряде священного брака возглавляющих их бога и богини. Среди сохранившихся произведений хеттской литературы весьма интересны назидательные рассказы, а также подробные царские «анналы» и «автобиографии», составлявшиеся, вероятно, писцами, но несущие на себе явный отпечаток личности заказчика-царя. Яркие по образности, подчеркивающие наиболее драматические моменты истории, эти тексты проводят также определенную этическую концепцию, важной чертой которой было своеобразное ры-царственное великодушие: хетты любили подчеркивать, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли отказаться от мести поверженному врагу, морально превозносясь над ним. В детальной «автобиографии» Хаттусили III этот царь считает нужным специально оправдать перед аудиторией свержение племянника, ссылаясь на нестерпимые притеснения с его стороны, санкцию Сауски-Иштар, своей покровительницы, и Божий суд, выразившийся в самом успехе его узурпации. Хеттская верхушка чрезвычайно интересовалась собственным и чужим прошлым. В архиве Хаттусы сохранились тексты, повествующие о царях Аккада (воспринимавшегося, кстати, как своего рода образец великой державы). На хеттский язык были

переведены многие произведения ближневосточной литературы (в том числе «Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы и др.).

Многоязычие Анатолии, необходимость поддержания международных связей привели к бурному развитию хеттской лексикографии. Известны трехъязычные хетто-шумеро-аккадские словари. Важным памятником хеттской культуры является знаменитый трактат по коневодству, составленный главным конюшим хеттского царя хурритом Киккули по митаннийским образцам.

Как великая и по преимуществу военная держава, Хеттское царство славилось фортификацией и монументальной архитектурой и скульптурой. Хеттские города окружались двойными стенами, в Хаттусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены воздвигались из тщательно подогнанных друг к другу циклопических каменных блоков. В целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, прагматическая ориентация на главные нужды общества и его членов, для которых наибольшую важность имели военные успехи и укрепление администрации.

Хеттское государство по древности сравнимо с египетской цивилизацией. Уникальный народ пришел с Малой Азией, отличался воинственным характером и самобытной культурой.

Хетты: история происхождения

Существует предположение, что этот народ мигрировал на территорию современных Турции и Сирии ещё в глубокой древности с Балканского полуострова. Хотя не исключено, что в этой местности они проживали всегда, являясь коренными жителями региона. В своё время хеттская цивилизация соседствовала с вавилонской и египетской.

Старинные источники, такие как Библия также дают прямое указание на существование такой культуры. Есть сведения, что за тринадцать веков до Рождества Христова между хеттами и Египетским Царством был военный конфликт на Ближнем Востоке. В то время египтяне были внушающей и устрашающей силой. Но им так и не удалось одолеть этот народ. Археологические исследования доказывают культурную связь с вавилонянами и прочими народами, которые проживали в этой местности.

Территория, на которой находилось царство хеттов, была покрыта горными холмами, поэтому о масштабном земледелии речи быть не могло. Им осталось заниматься скотоводством, в чём они весьма преуспели. В распоряжении этого народа были большие запасы металла, благодаря чему у них не было недостатка в оружии. К тому же этот регион был довольно богат древесиной, что давало некоторое преимущество даже перед такими могущественными цивилизациями той эпохи как Вавилон, Египет и Ассирийское царство. Само собой противнику, посягнувшему на земли хеттов было довольно труднее вести бой в непривычных для них условиях гор. Это также давало хеттам преимущество в обороне. Многие соседние народы как раз проживали в областях равнин и речных долин, где было развито земледелие.


Фараоны, воевавшие с хеттами

В XIV–XIII веках развитие государства достигло пика своего расцвета и мощи. Но в то же время их интересы пересеклись с Египтом в ближневосточном регионе, что привело к военному конфликту. Предпосылкой этого стало сближение войск египетского фараона Сети I со стратегически важным для хеттов городом Кадеш. Однако, тогда до масштабных боевых действий не дошло. Его сын, Рамзес II стал фараоном, активно воевавшим с хеттами.

После продолжительной войны с большими потерями, египтяне всё же добились некоторых успехов, потеснив хеттов из южных районов Сирии, успешно покорив некоторые их приграничные города. Этот конфликт существенно измотал материальные и моральные силы противоборствующих сторон. В результате чего между фараоном и хеттским царём был заключён мир. Хетты потеряли часть владений на Ближнем Востоке, но получили контроль над рядом ранее захваченных египетских территорий.

Потомки хеттов

История заката империи довольно интересна. Она была грозной силой в регионе, имеющей сильную армию и флот, удобное для обороны географическое положение. Как было сказано выше, царям хеттов удалось дать отпор Египту. Однако, Хеттское царство со своей столицей пало из-за массовой колонизации своих земель захватчиками с Балканского региона. Горная местность в этом случае сыграла не положительную, а отрицательную роль.

Разные провинции страны не имели хорошего сообщения друг с другом и в итоге не могли оперативно взаимодействовать друг с другом и реагировать на опасности. Кроме того, государство уже было значительно истощено предыдущими военными кампаниями. В результате чего некогда великая держава развалилась на мелкие части, которые впоследствии также потеряли свою независимость.

Многие жители покинули свою родину и мигрировали в более безопасные и удалённые места. Со временем последние очаги хеттской цивилизации и культуры полностью перестали существовать, будучи полностью покорены мощными государствами, Вавилоном и Ассирией.

Доподлинно неизвестно куда же точно делись хетты. Об этом существует слишком мало информации. Нельзя со всей уверенностью заявлять, что она достоверна. Однако, существует несколько интересных обоснованных предположений. Само собой, этот народ начал ассимилироваться с теми, кто их захватил. Например с ассирийцами, позже арамейцами.

Есть некоторые сведения, что отпечатки хеттской культуры имели место быть в , Риме, Лидии, Фригии и других местах. Есть даже предположение, что они бежали на Кавказ. Кто-то находит их следы среди германских племён. В любом случае этот народ потеряв свою историческую родину, оплот своей культуры, цивилизации и самобытности, расселившись по окрестным территориям, потерял свою явную идентичность.

Кто-то растворился в других народах и культурах. Другие возможно и проживали небольшими общинами и группами, но проследить это не представляется возможным. Некогда одна из величайших цивилизаций и культур древности канула в небытие, просто исчезла.

1. ОТКРЫТИЕ ХЕТТОВ

Хетты были известны до середины прошлого столетия только по данным Библии. В русском переводе Библии «сынами хеттовыми», «сынами Хета», «хеттеями», «хеттеянами» названа одна из доевропейских народностей Палестины и Сирии. Именно поэтому ученые сперва считали родиной хеттов Палестину или Сирию, что не подтвердилось дальнейшими исследованиями. Что касается античных авторов, то они вообще не имели представления о хеттах.

Существование хеттов как одного из крупных народов древнего Востока подтвердилось в прошлом веке успешной дешифровкой египетской иероглифики и аккадской клинописи.

С конца прошлого столетия о хеттах стало известно также из клинописных текстов архива из Телль-Амарны в Египте, содержавшего дипломатическую переписку египетских фараонов (в частности, Аменхетепа III и Аменхетепа IV - Эхнатона) с разными царями государств Ближнего Востока (на аккадском языке). Судя по этой переписке, Хеттское царство могло рассматриваться как сильное государство, центр которого находился где-то к Малой Азии, а его политическое влияние распространялось на районы Северной Сирии, где сталкивались интересы египтян, хеттов и Митанни. Было ясно, что Хеттское царство (по-египетски, в условном чтении, Хета; по-аккадски Хатти) являлось крупнейшей державой древнего Востока, соперничавшей как с Египтом, так и с Ассирией.

Предположение о господстве хеттов в Малой Азии полностью подтвердилось только с начала нашего столетия, когда в 1906-1912 гг. под руководством немецкого востоковеда Г. Винклера производились первые археологические раскопки в турецком селении Богазкёй (в 150 км к востоку от Анкары). Археологи открыли здесь тысячи клинописных табличек, часть которых была составлена на аккадском языке, а подавляющее большинство написано хорошо знакомой аккадской клинописью, но на каком-то неизвестном тогда древнем языке, дешифровкой которого сразу занялись ученые. Уже в 1915 г. чешскому исследователю Б. Грозному удалось определить характер этого языка и заключить, что он принадлежал к индоевропейской языковой семье. Ученые назвали его «хеттским клинописным» (в отличие от «хеттского иероглифического» - вернее, лувийского,- образцы которого также были обнаружены в Северной Сирии и Малой Азии еще до начала прошлого века). Само древнее население Малой Азии называло «хеттский клинописный» язык «неситским» (по имени г. Неса). В том же архиве были найдены тексты и на других древних языках Малой Азии.

Дешифровка найденных в Богазкёе табличек показала, что обнаружен клинописный архив, содержащий тексты разного характера. На месте Богазкёя была расположена столица хеттов - Хаттуса, или Хаттуша. Свою страну (и царство в целом) хетты обозначали термином «Хатти». Основная территория распространения собственно хеттов (неситов) включала в себя не Палестину и Сирию, как предполагалось раньше, а центральную часть Малой Азии. Большая часть Анатолии и районы Северной Сирии (а порой и Северной Месопотамии) лишь подчинялись хеттам.

Расшифровка хеттских клинописных текстов из Богазкёя положила начало новой науке - хеттологии, изучающей историю, языки и культуру населения Малой Азии (с древнейших времен до середины I тысячелетия до н. э.). Археологические раскопки, ведущиеся и поныне в разных местах Малой Азии, выявили не только новые клинописные тексты, но и ценнейшие памятники материальной культуры, свидетельствующие о том, что корни исторического развития Малой Азии уходят от II тысячелетия до н. э. далеко в глубь веков.

Азиатская часть современной Турции - п-ов Анатолия,- издревле называемая и Малой Азией,- один из древнейших очагов цивилизации. Недавно в Чатал-хююке, в центральной части Малой Азии, археологи обнаружили неолитическое поселение городского типа с росписями в святилищах и с мелкой культовой скульптурой, которое датируется VII-V тысячелетиями до н. э. Оно имело оживленные связи с отдаленными районами.

Раннеисторическое развитие Малой Азии продолжалось и в последующие эпохи, когда окончательно образовались отдельные культурно-экономические районы в западной и восточной, в северной и южной, а также в центральной области Анатолии. В периоды энеолита и ранней бронзы значительных успехов в экономическом и культурном развитии добились центральная и восточная части Малой Азии, на что указывают датируемые IV- III тысячелетиями до н. э. археологические материалы, добытые на городищах Аладжа-хююк, Алищар-хююк, Хороз-тепе. Именно в Центральной Анатолии позднее было создано Хеттское царство, просуществовавшее на протяжении почти всего II тысячелетия до н. э.

Малая Азия была связующим звеном, своеобразным мостом, соединяющим Ближний Восток с эгейским миром и Балканским полуостровом. Особо важную роль в этих связах играл город Троя, стоявший на азиатском берегу у Геллеспонта, или Дарданелльского пролива, который ведет из Эгейского моря (части Средиземного) в Черное море. Здесь ясно ощущалось взаимовлияние племен Балканского и Малоазийского полуостровов. Однако не только благоприятным географическим расположением отличалась Малая Азия в древности. Решающую роль в экономическом и культурном развитии Анатолии сыграли ее природные богатства, в особенности металлы (медь, серебро, свинец, золото), которые давно привлекали внимание и соседних с Малой Азией стран древнего Ближнего Востока.

Уже к III тысячелетию до н. э. укрепленные пункты, расположенные на холмах восточной части п-ва Малая Азия, являлись центрами экономической, политической и культурной жизни малоазийских племен. Однако древнейшие эти племена не были хеттами-неситами (индоевропейцами), которые появились в Малой Азии, согласно письменным источникам, лишь позднее, вероятно с конца III тысячелетия до н. э. Ученые называют древнейшие коренные племена «протохеттами» (т. е. жившими в указанных частях Анатолии до образования Хеттского государства) или хаттами, поскольку язык их назван в хеттских клинописных текстах, составленных во второй половине II тысячелетия до н. э., хаттским. Этот термин происходит от названия центральной части страны хаттов - Хатти (это название лишь позднее заимствовали хетты-неситы для обозначения своей страны). Центром их политической и культурно-экономической жизни был город Хаттуса.

Природные богатства приводили в Анатолию купцов разных стран древнего Ближнего Востока. Согласно одной поздней хеттской легенде, например, аккадские купцы появились в Малой Азии якобы еще в XXIV в. до н.э., т.е. в период правления Саргона Древнего, царя Аккада.

К началу II тысячелетия до н. э. в Малой Азии среди местного населения проживали торговцы из разных стран - в основном из Ашшура и Северной Сирии. Это мы узнаем из так называемых каппадокийских (по более позднему названию восточной части Малой Азии) клинописных табличек, обнаруженных на городище Кюль-тепе (близ современного Кайсери), на месте которого в древности был расположен г. Каниш (он же Неса), в Богазкёе (Хаттусе) и Алишар-хююке (возможно, древнем городе Амкува).

Согласно данным «каппадокийских» табличек, иностранными купцами с целью лучшей организации торговли в Малой Азии были созданы торговые поселения двух типов - карум (букв. «гавань» - колония иноземных торговцев, имевшая при местном городе-государстве права автономного самоуправления) и вабартум - торговый стан. Организованный центр всех иноземных торговых общин располагался в каруме Каниша.

Среди купцов торговых колоний при городах Малой Азии были местные уроженцы, но особенно много было граждан г. Ашшура; они же занесли в Малую Азию первую письменность и письменный язык - староассирийский диалект аккадского. Через них Ашшур оказывал большое влияние на деятельность торговых общин. Но карум Каниша мог самостоятельно заключать договоры с местными правителями. Задачей торговых колоний была организация торговли серебро-свинцовыми рудами и шерстью.

По-видимому, руда очищалась в Ашшуре, где постепенно скопилось много свинца, который даже стал мерилом цен. Велась оживленная торговля медью и бронзой, преимущественно внутри самой Малой Азии. В ней было известно и железо (по-видимому, не только метеоритное), но места его добычи сохранялись местными жителями в величайшей тайне, и вывоз его из Малой Азии до конца II тысячелетия до н. э. был категорически запрещен, хотя иноземные купцы пытались заниматься контрабандой.

Для изготовления полноценной бронзы нужно было много олова, но для Малой Азии происхождение его до сих пор спорно.

Перевозка товаров происходила с помощью караванов ослов. Путь шел через множество мелких городов-государств, и от каждого царька приходилось откупаться пошлиной в виде доли товара. Тем не менее по прибытии на место купцы получали громадные барыши, потому что в производстве бронзы были жизненно заинтересованы все народы. Технологические свойства бронзы гораздо выше, чем меди или тем более камня, и уступают только стали. Простое железо имело впоследствии перед бронзой только преимущество дешевизны и обилия его месторождений.

Ввиду слабой развитости в то время товарного хозяйства и опасности перевозки драгоценных металлов промежуточные расчеты осуществлялись купеческими обществами (или большими семьями) в основном в кредит. Векселя выписывались клинописью на глиняных табличках.

В торговые операции быстро втянулись и местные жители. Накопление средств они использовали для кредитования местного свободного крестьянства на кабальных условиях, когда неурожай или другие природные и социальные обстоятельства ставили земледельца в трудное положение и он не мог справиться от урожая до урожая.

В «каппадокийских» табличках сохранилось немало собственных имен и отдельных слов индоевропейского происхождения, но появление в Малой Азии индоевропейских племен следует отнести к более раннему периоду. Пока еще не решен вопрос о точном времени и пути продвижения индоевропейских племен в Малую Азию. Существуют гипотезы об их переселении в Анатолию в древнейшую эпоху через Балканы, через Кавказ, через восточные районы, но ни одна из них еще не подтверждена окончательно. Есть даже предположение, что индоевропейские племена могли изначально жить в самой Малой Азии. Бесспорным в настоящее время является то, что к началу II тысячелетия до н. э. индоевропейские племена уже были расчленены на неситов, занявших территорию, видимо, к югу или юго-востоку от Центральной Малой Азии, откуда они постепенно распространялись на север, где обитали хатты («протохетты»), на палайцев, живших в стране Пала на севере Малой Азии, где они также находились в контакте с хаттами, и, наконец, на лувийцев, страна которых - Лувия - простиралась на юго и юго-западе Малой Азии. Лувийцы распространились и на юго-восток Анатолии, где почти одновременно появился и хурритский этнический элемент.

Значительные сдвиги, имевшие место в хозяйстве и технике восточной части Малой Азии с начала II тысячелетия до н. э. (в частности, в XIX-XVIII вв. до н. э.), вызвали соответствующие изменения в сфере общественных отношений. Процесс социальной и имущественной дифференциации далеко зашел среди местного населения. На территории восточной части Малой Азии было, видимо, еще в III тысячелетии до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств, во главе которых стояли рубау (цари) или рубатум (царицы). При царском дворе имелось множество «великих», занимавших разные государственные должности («начальника лестницы» , «начальника кузнецов», «главного виночерпия», «главного над садовниками» и многих других). Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию; на первых порах верх взяла Пурусханда, правитель которой считался «великим царем» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссары, расположенного где-то на юге или юго-востоке Центральной Анатолии.

Из первых правителей Куссары нам известны Питхана и его сын Анитта (около 1790-1750 гг. до н. э.). Еще когда Анитта был «начальником лестницы», начинается расширение владений Куссары. Из текста, составленного Аниттой и дошедшего до нас на хеттском (неситском) языке лишь в поздней редакции, мы узнаем, что «царь Куссары (т. е. отец Анитты) с целым множеством (войск) из города вниз спустился и город Несу ночью приступом взял. Царя Несы он схватил, а (из) сыновей (т. е. граждан) Несы зла никому не причинил. И он сделал их себе матерями и отцами». Завоевательную политику отца продолжил Анитта, покоривший ряд близлежащих районов Центральной Малой Азии. Он два раза победил Пиусти, царя страны Хатти, а Хаттусу сровнял с землей. Анитта пошел в поход против Пурусханды, царь который без боя покорился, передав ему знаки царской власти (железный трон и скипетр). Анитта сделал своей царской резиденцией г. Несу, где построил крепости и храмы, и уже величал себя «великим царем». В его городе почитались божества индоевропейского и исконного хаттского происхождения.

Созданное при Анитте Куссарское царство было самым мощным политическим объединением, существовавшим в Центральной Малой Азии до образования Хеттского государства. С завоеваниями Анитты, по-видимому, исчезли иноземные торговые колонии (фактории) по всей Анатолии.

Предполагается также, что во время правления Анитты происходило постепенное распространение индоевропейских неситских племен во всей центральной части Анатолии, где до сих пор проживали хатты. В период этого хеттско-хаттского соприкосновения, длившегося несколько столетий, в течение которых пришлые индоевропейцы сливались с коренным населением, хаттский язык был поглощен хеттским-неситским, который одновременно и сам претерпел определенные изменения (в фонетике, лексике, морфологии). В результате слияния индоевропейцев с аборигенными хаттскими племенами в Центральной Малой Азии образовался хеттский этнос, создавший приблизительно к середине XVIII в. до н. э. могущественное Хеттское государство, целиком воспринявшее богатые культурные традиции хаттов. Историю этого государства ученые условно делят на три главных периода: Древнее, Среднее и Новое царства.

3. ДРЕВНЕХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО (ОКОЛО 1650-1500 ГГ. ДО Н. Э.)

Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссарой, которая была столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли какие-то общественные и культурные изменения, которые выразились, между прочим, в том, что хетты сменили официальные староассирийский аккадский диалект и письменность на родной язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов. Основателем собственно Хеттского государства его историческая традиция считала не первых известных нам правителей Куссары, т. е. Питхану или Анитту, а Лабарну, тоже царя Куссары, но более позднего времени. В начале царствования, когда «страна была мала», Лабарна силой оружия покорил соседние области. Он перенес борьбу и в области, расположенные на юге и севере Малой Азии, распространив владения хеттов «от моря до моря» (т. е. от Средиземного до Черного моря).

В Куссаре воцарился и следующий правитель хеттов - Хаттусили I (он же Лабарна II); Хаттусили («хаттусским») он назван был потому, что из стратегических соображений перенес центр своего царства из Куссары на север, в Хаттусу. С этого времени Хаттуса, которая, видимо, после покорения ее Аниттой подчинялась Куссаре, становится столицей хеттов и остается ею вплоть до падения Хеттского государства. Название страны «Хатти» стало употребляться для обозначения Хеттского государства в целом.

После завоевания ряда областей, расположенных в Малой Азии, Хаттусили отправился в поход в Северную Сирию. Подчинив Алалах (современное городище Телль-Атчана), одно из сильных хуррито-семитских государств Северной Сирии, Хаттусили победил два крупных города этой же области - Уршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) - и начал длительную борьбу против третьего - Халеба, однако из-за болезни не смог довести дело до конца; это выпало на долю его преемника Мурсили I.

Покорив Халеб, Мурсили отправился в далекий Вавилон, которым правил Самсудитана из династии Хаммурапи, захватил город и в 1595 г. до н. э. разрушил его, взяв большую добычу. Во время походов в Халеб и Вавилон Мурсили победил также хурритов, живших по левому берегу Евфрата и Северной Месопотамии; их обширная страна называлась тогда Хурри.

Военные операции Хаттусили I и Мурсили I в Северной Сирии и Месопотамии имели известное влияние на ход событий на всем Ближнем Востоке. Победы хеттов над Алалахом, Халебом и т. д. заложили основы хеттского господства в Северной Сирии. С этих пор вопрос о Сирии всегда стоял как один из главнейших во внешней политике Хатти. Победой же над Вавилоном был положен конец царству I вавилонской династии. Эти крупные победы были полны огромного значения для хеттов: с этого времени их государство стало в ряд великих держав Ближнего Востока, превратилось в могущественную в военном отношении державу, с которой не могли справиться ни «великое царство» Халеб, ни Вавилон.

В период правления Хаттусили I и Мурсили I начались военные столкновения между хеттами и хурритами. Хурриты с Армянского нагорья и из Северной Сирии начали набеги на Хатти, опустошая восточные провинции хеттов. В самом начале царствования Хаттусили I хурриты из Ханигальбата (Северная Месопотамия) вторглись в страну хеттов, в результате чего временно отложились многие подвластные хеттам восточные области. Лишь город Хаттуса остался невредимым. Порой хурриты атаковали владения хеттов и со стороны Северной Сирии, как это случилось, например, во время правления следующего царя хеттов - Хантили, когда хурриты, разорив хеттские территории, взяли в плен царицу, а затем казнили ее вместе с сыновьями. Хантили отразил нашествие хурритов, но борьба с ними продолжалась и в последующие времена.

К концу Древнего царства хетты добились успехов в Киццуватне - важной стратегической области, расположенной у северо-восточного угла Средиземного моря. С царем Киццуватны заключил дружеский договор последний правитель Древнехеттскохо царства - Телепину. Отныне Киццуватна взяла политическую ориентацию на Хатти, постепенно освобождаясь от влияния Халеба и Хурри.

На всем протяжении Древнехеттского царства происходила ожесточенная борьба за усиление царской власти, которую сильно ограничивало народное собрание - панку . Вначале оно объединяло всех мужчин, способных носить оружие, позднее же круг лиц, входивших в панку, значительно сократился, ограничившись представителями высших слоев знати. Собрание имело право определения наследника престола, ведения судебных дел и т. д. Царь, носивший высокий титул хаттского происхождения - табарна , мог лишь выдвигать кандидатуру будущего повелителя страны, которого панку утверждало или отклоняло. Круг кандидатов на царский престол был довольно широк, так как царем мог стать не только царевич, но при его отсутствии и внук правителя Хатти, сын или муж сестры царя и т. д. Начиная с Хантили, часты были случаи узурпации трона претендентами.

Вопрос о наследовании царской власти был окончательно решен Телепину, издавшим «законодательство о престолонаследии», согласно которому право вступления на престол отныне получали только сыновья царя по старшинству. В случае отсутствия таковых взойти на престол мог лишь муж дочери царя. Все остальные были исключены из числа возможных претендентов на престол, и панку должно было следить за соблюдением закона. Этот порядок наследования, сильно укрепивший царскую власть, действовал на всем протяжение существования Хеттского государства.

Однако царь не стал единоличным абсолютным монархом страны и во времена Телепину, при котором, по-видимому, впервые были отредактированы также другие хеттские законы. Царская власть все же была ограничена собранием, хотя теперь оно стояло выше царя только в том случае, если тот самовольно нарушал закон о престолонаследии или произвольно казнил царских родичей. В другие государственные дела панку не вмешивалось. В период Новохеттского царства собрание вообще перестало функционировать.

4. НОВОХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО (ОКОЛО 1400-1200 ГГ. ДО Н. Э.)

Ввиду недостаточной изученности истории Среднехеттского государства, охватывавшего приблизительно 1500-1400 гг. до н. э. , мы далее коснемся главных моментов истории хеттов периода Нового царства, когда Хатти рассматривалось как равная с Египтом, Вавилонией и Ассирией держава.

Завоевательная политика была начата Тутхалией III в конце XV в. до н. э. и успешно продолжалась до середины XIII в. до н. э. Почти на всем протяжении Нового царства хетты предпринимали походы в юго-западные районы Малой Азии, где располагались страны, объединявшиеся под общим названием Арцава, а также на юг. Вся южная территория была населена близкородственными хеттам лувийцами и называлась в целом Лувией. В состав стран Арцавы входила и Вилуса (многие ученые полагают, что так называлась область г. Трои, или Илиона). В более раннюю эпоху Арцава поддерживала связь с далеким Египтом, что хорошо видно из одного письма фараона Аменхетепа III, составленного на хеттско-неситском языке и адресованного царю Арцавы (фараон обращается к царю с просьбой прислать в его гарем дочь).

После военных операций сына Тутхалии, Суппилулиумы I, и сына последнего, Мурсили II, страны Арцавы были завоеваны и почти с каждой были заключены мирные договоры. Правители арцавских стран обязались регулярно отправлять в Хатти военные вспомогательные отряды вместе с боевыми колесницами, систематически посылать дань хеттскому правителю, своевременно выдавать беглецов из Хатти и т. д. Хетты же обещали помогать Арцаве в случае появления врага. Мирные договоры скреплялись клятвой верности, однако она была непрочной, ибо правители стран Арцавы, улучив момент, сразу же отлагались от хеттов.

Хеттские исторические документы периода Нового царства полны описаниями борьбы хеттов с племенами касков, обитавшими на севере и северо-востоке от Хатти, в горах вдоль южного побережья Черного моря. Особенно многочисленны сведения о касках в «Анналах Суппилулиумы I» и «Анналах Мурсили II». Хеттские тексты сообщают нам, что в стране касков «правление одного (человека) не было принято», т. е. у них не было царя, и они все еще находились на первобытнообщинной ступени общественного развития. Однако со времени царствования Мурсили II некоторые правители каскской страны (например, Пиххуния из каскской области Типия) начинают править страной «не по-каскски», а «по-царски».

Борьба с касками носила систематический характер еще со времени царствования Тутхалии III, что было вызвано как частыми набегами касков на территорию хеттов, так и захватническими стремлениями хеттских правителей. Каски разоряли не только пограничные с Хатти области, но иногда вторгались и в глубь страны, угрожая самой столице хеттов. Каскский вопрос не смог окончательно урегулировать никто из хеттских правителей, хотя иногда они и заключали с касками мирные договоры. Военные походы хеттов против касков лишь временно приостанавливали их разорительные набеги.

На восточной периферии Малой Азии хетты подчинили Ацци-Хайасу, с народом и с правителем которой Хукканой Суппилулиума заключил мирный договор, по которому Хуккана получал в жены хеттскую царевну, но запрещавший ему, между прочим, претендовать на других женщин хеттского царского дома, что показывает наличие в Хайасе пережитков весьма древних брачных отношений (право на сожительство с сестрами и кузинами жены).

Крупных результатов добились хетты в это время в борьбе за Северную Сирию. Воспользовавшись временным ослаблением Хатти после падения Древнего царства, а также г. Ашшура, господствовавшего до тех пор в Северной Месопотамии, митаннийцы добились крупных успехов к западу от Евфрата, в особенности в Северной Сирии: Халеб, Алалах, Каркемиш и другие царства находились под их политической гегемонией. При митаннийском царе Сауссадаттаре митаннийцы победили и разрушили г. Ашшур и овладели землями к востоку от Тигра. Правители Митанни (Шуттарна II и Душратта) поддерживали с фараонами Аменхетепом III и Аменхетепом IV (Эхнатоном) дружеские отношения, которые закреплялись браками египетских царей с дочерьми митаннийских правителей . Митанни, как и Хеттское царство, состояло из целой системы полусамостоятельных царств и городов-государств, обязанных данью и военной помощью верховному царю всего Митаннийского объединения.

Суппилулиума I положил конец могуществу Митанни. Переправившись через верхний Евфрат, хеттские войска вторглись в мелкие хурритские царства в долине реки и вышли с севера к Вашшуканни - столице Митании. Хетты разгромили столицу, но претендент на трон Митанни отступил, не приняв боя. На престол Митанни Суппилулиума посадил своего сторонника Шаттиваззу, выдав за него замуж дочь. После успешных походов Суппилулиумы в Северную Сирию царство Митанни потеряло все свои владения к западу от Евфрата. Затем Митанни не смогло отразить удары ассирийцев и к концу XIII в. до н. э. превратилось в составную часть Ассирийской державы. Суппилулиума I не только разгромил Митанни, но и сумел свергнуть почти всех правителей зависевших от него сирийских княжеств, простиравшихся до Ливанских гор. С этого периода начинается длительное господство хеттов в Северной Сирии. После завоевания Халеба, а также Каркемиша, важного города у переправы через Евфрат, Суппилулиума посадил на трон этих городов своих сыновей - Пияссили и Телепину, заложив этим основу хеттских династий в Каркемише и Халебе, просуществовавших очень долго. Суппилулиума завоевал и Алалах, которым тоже владели хурриты. И здесь хетты удержали господство до конца существования их царства. В период Новохеттского государства под сильным влиянием хеттов находились и другие княжества Сирии. Господство грозного северного соседа укреплялось в Сирии периодическим появлением здесь хеттского войска.

При Суппилулиуме между Хатти и Египтом не существовала напряженных отношений. Доказательство этому поздравительное письмо Суппилулиумы фараону Эхнатону в связи с его вступлением на трон. Но проводившаяся в Сирии политика хеттов привела их к столкновению с Египтом.

Со времени XIX династии перед Египтом встала задача восстановления былого влияние в Палестине, Финикии и Сирии, утерянного в первой половине XIV в. до н. э. Главным соперником Египта в Азии стало теперь Хатти, против которого и начал борьбу фараон Рамсес II. На пятом году своего царствования (около 1312 г. до н. э. ) Рамсес II собрал двадцатитысячное войско и отправился в Сирию, где к встрече с ним готовился царь хеттов Муваталли со своим войском, состоявшим из 30 тыс. воинов. У г. Кадеша (Кинзы) отряды хеттского войска, включавшего ополченцев из разных подчиненных стран, в том числе дарданян, т. е. троянцев, устроили фараону засаду, внезапно напали на него и разгромили находившиеся с ним египетские отряды. Хотя Рамсесу удалось вырваться из окружения и отразить противника, он так и не сумел победить хеттов и овладеть Кадешем. Однако и хетты не сумели продвинуться к югу; борьба против египтян продолжалась.

После длительной борьбы, на 21-м году царствования Рамсеса II, т. е. предположительно в 1296 г. до н. э. , когда царем хеттов был уже Хаттусили III, между Египтом и Хатти был заключен мирный договор, предусматривавший обеспечение взаимной неприкосновенности, оказание помощи друг другу в случае появления общего врага, взаимную выдачу беглецов и т. д. Договор был закреплен браком Рамсеса II с дочерью Хаттусили III, после чего египтяне и хетты никогда не воевали друг с другом.

Хеттские клинописные тексты периода Нового царства содержат немало сведений о контактах хеттов с государством Аххиява (видимо, то же, что «Акайваша» египетских иероглифов). Аххиява упоминается в связи с районами, расположенными на западе и юго-западе Малой Азии. Само название некоторыми учеными отождествляется с термином «ахейцы», обозначавшим у Гомера союз древнегреческих племен, хотя другие ученые по лингвистическим основаниям решительно отвергают это отождествление. Аххиява все еще не локализована окончательно; исследователи допускали возможность искать ее на Родосе или Кипре, на Крите или где-то в Анатолии (на юго-западе, западе или северо-западе). В последнее время все больше сторонников приобретает первоначальное предположение об отождествлении Аххиявы с Микенской Грецией.

Между Аххиявой и Хатти существовали дружественные отношения со времен царствования Суппилулиумы I. Однако впоследствии эти отношения ухудшились, так как Аххиява стремилась укрепиться на юге и юго-западе Малой Азии, в особенности в г. Милаваиде (возможно, позднейший Милет), а также в Аласии (о-в Кипр), где сталкивались интересы обеих держав. Ко второй половине XIII в. до н. э. «человек (из) Аххия(вы)», т. е. правитель этой страны, все чаще опустошал территории стран, зависевших от хеттов и расположенных на далеком западе Анатолии.

С этого времени и начинается постепенный упадок могущества Хеттской державы. Каскские племена по-прежнему атаковали северные пограничные районы ослабевшего соседа, как полагают некоторые ученые - под давлением начавших передвижение от Кавказа на юго-запад абхазских и грузинских племен; на востоке же Малой Азии активизировались различные политические объединения долины верхнего Евфрата (Паххува, Цухма и др.). Неблагоприятное положение создалось для хеттов и в странах Арцавы, стремившихся получить политическую независимость, чему способствовало усиление в самом Хатти культурно-религиозного влияния лувийского мира.

К концу XIII в. до н. э. Хеттское царство переживало внутригосударственный кризис. Непрерывные военные походы сильно ослабили экономику страны, разорив различные отрасли хозяйства. Из одного письма, адресованного хеттским царем правителю Угарита, выясняется, что в это время Хатти испытывало большую нехватку продовольствия. Ко всему прибавилось вторжение в Малую Азию племен эгейского мира, названных в египетских источниках «народами моря» . «Ни одна страна, начиная от Хатти, не устояла перед их войсками»,- отмечается в одной из египетских надписей. В самих дошедших до нас хеттских источниках не сохранилось сведений об этой катастрофе, разразившейся, видимо, при последнем царе хеттов - Суппилулиуме II.

Приблизительно к 1200 г. до н. э. или несколько позже некогда грозное царство Хатти навсегда пало вместе со своей столицей Хаттусой . Восточная Малая Азия запустела на триста-четыреста лет. В те же годы в войне с ахейцами погибла и знаменитая Троя, связывавшая цивилизации Малой Азии и Балканского полуострова. Легенды о падении Трои дали впоследствии материал для великих греческих эпических поэм, которые приписывались легендарному поэту Гомеру,- «Илиады» и «Одиссеи».

5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ХАТТИ

Основным занятием населения хеттского общества были земледелие и скотоводство, отраженные во многих параграфах хеттских законов. Хетты занимались разведением овец, коз, свиней и крупного рогатого скота. Во II тысячелетии до н. э. в Малой Азии распространяется коневодство. Впоследствии хетты учились наиболее совершенным методам выучки боевых коней по хурритским пособиям, переведенным на хеттский язык из учебника хурритского коневода Киккули. Хеттские законы сохранили нам цены на различный скот: лошадь или мул стоили от 15 до 40 сиклей серебра (сикль = 8,4 г), бык - 4-12 сиклей, овца - 1 сикль и т. д. У хеттов были развиты птицеводство, пчеловодство и другие отрасли хозяйства.

В хозяйственной деятельности хеттов большое место занимало земледелие. Земельные участки непосредственных производителей обычно состояли из пахотной земли или садов-виноградников. По сравнению со скотом участок земли стоил дешево: 1 ику (0,35 га) необработанной земли стоило 1 сикль серебра, обработанной - 2-3 сикля . Дороже ценились сады-виноградники: 1 ику виноградника стоило 40 сиклей серебра.

Наряду со скотоводством и земледелием в хеттском обществе было высоко развито ремесло: металлургия бронзы, изготовление орудий из нее, а также гончарное дело. Прекрасные образцы сельскохозяйственных и ремесленных орудий, оружия, высокохудожественной посуды благодаря археологическим раскопкам дошли до наших дней. Значительный уровень сельского хозяйства и ремесла обусловил развитие у хеттов торговли.

Формы землевладения и землепользования были разными. В хеттском государстве существовали царские (дворцовые), храмовые и частные (общинные) земли. Царские и храмовые земли находились в непосредственном распоряжении верховной государственной власти, ибо царь уже считался не только верховным правителем страны, но и верховным жрецом, следовательно, главным собственником дворцовых и храмовых земель. Однако он не был собственником всех земель страны. Определенная часть земли находилась вне государственного хозяйства (сектора). Такие земли свободно отчуждались (куплей-продажей, дарением и т. д.).

Государственные земли могли быть переданы - обычно в виде целых поселений - разным царским (дворцовым) и храмовым хозяйствам. Царское хозяйство охватывало разные «дома»-хозяйства: «дом царя» (иногда называвшийся «домом Солнца»), «дом царицы», «дом дворца» и т. д., в которых трудились различные категории непосредственных производителей. Определенная часть их была прикреплена к «дому». В числе храмовых хозяйств были «дома бога» (т. е. храмы), так называемые каменные дома, костяные дома, дома печати, дома таблички и т. д. Они имели собственные контингенты непосредственных производителей, часто также прикрепленных к землям этих храмовых (а также вообще культовых, например заупокойных) хозяйств. «Дома» передавались в эксплуатацию и различным царским или храмовым служащим, как правило, вместе с рабочим персоналом, прикрепленным к земле того или иного поселения. Выдавались участки и без персонала.

Крупные «дома» государственного сектора распадались в конечном счете на мелкие хозяйства - индивидуальные «дома», которые и служили основными производственными ячейками в хеттском обществе. Владение и пользование государственной землей были связаны с выполнением государственных повинностей двух типов - саххана и луцци . Саххан - это натуральная повинность, она обязывала отдельных непосредственных производителей или крупные хозяйства поставлять в готовом виде всякого вида производственную продукцию (молочные или другие продукты питания, шерсть и т. д.), а также скот в пользу царя и крупных государственных служащих («господина страны», начальника округа, градоначальника и т. д.). Луцци - трудовая повинность, она состояла в выполнении работ на полях или виноградниках, вспашке земли, ремонте крепостей, строительных или других государственных и общественных работах в пользу правителя страны (дворца) или государственных сановников. Эти повинности включали и обязанности царского служащего или крупного государственного хозяйства поставлять государству вспомогательные отряды, из которых формировалось хеттское войско .

От выполнения саххана и луцци освобождались только по специальному указу царя. Обычно от государственных повинностей освобождались храмы и разные культовые учреждения, непосредственные производители которых трудились только в пользу «бога». Однако бывали случаи и двойной эксплуатации, когда непосредственного производителя заставляли работать как на царя или его сановников, так и на храм.

В процессе сельскохозяйственного производства в государственном секторе складывались и развивались экономические отношения двух типов: собственно рабовладельческого характера и крепостнического типа (подразумевавшего отработочную повинность). Способы эксплуатации были в основном рабовладельческими, с которыми сочетались формы эксплуатации крепостнического типа. Поэтому непосредственных производителей государственного сектора можно назвать «зависимыми людьми рабско-крепостнического типа» . При этом следует учитывать, что хеттские «крепостные» не составляли класса, обособленного от рабов, и сами хетты, хотя и отличали их от частных рабов обычного типа, все же обозначали и крепостных как «головы рабов и рабынь». Поэтому сейчас их часто рассматривают как подразделение одного и того же класса несвободных .

Хеттские законы делят хеттское общество на свободных людей и на противопоставленных им несвободных («рабов»). С самого начала «свободными» назывались лица, освобожденные царем (дворцом) от государственных повинностей саххан и луцци не только в пользу царя (дворца) или крупных государственных служащих, но и в пользу храма, а также других культовых учреждений. Свободные от всех повинностей люди постепенно становились «знатными, почетными, благородными», т. е. социально-свободными. Из них образовался верхний, господствующий слой общества (царские служащие, военачальники, разные представители администрации, храмовые служащие и др., владевшие крупяными земельными участками), для которых трудовая деятельность становилась уже позорным занятием или одной из форм наказания.

«Несвободными» были лица, не освобожденные от трудовой деятельности - от выполнения хотя бы одной из государственных повинностей - и вследствие этого рассматривавшиеся как социально несвободные. Если такого человека освобождали от обязанностей, например в пользу царя и крупных государственных служащих, то он должен был трудиться в пользу храма, т. е. оставался все же несвободным, зависимым. «Несвободные» охватывали широкие круги непосредственных производителей (пахарей, пастухов, ремесленников, садовников и многих других), составлявших низший социальный слой Хатти. Они включали в себя собственно рабов, крепостных , наемников и др., т. е. людей, находившихся в разных формах зависимости.

Война обеспечивала хеттское общество подсобной рабочей силой и материальными благами. В походах хетты захватывали много пленных. Только Мурсили II привел из арцавских стран 66 тыс. пленных, названных в «Анналах Мурсили II» шумерским термином нам-ра (по-хеттски читался как арнувала ), т. е. «депортированные» (уведенное в плен население покоренной территории). Часть из этих депортированных обращали в рабов различных категорий, других поселяли на землю в качестве обязанных повинностью подданных хеттского царя (иногда их зачисляли и в войско). По истечении определенного времени они оказывались приравненными к трудовому населению страны Хатти.

Существовали различные категории непосредственных производителей материальных благ. Одни из них целиком были лишены прав владения или собственности на средства производства и принуждались к труду на хозяина прямым насилием. Это были рабы, обычно выступавшие лишь как объекты права. Они использовались в качестве прислуги, для обработки земли «дома» или ухода за скотом и т. д. Другие располагали средствами производства, однако только с условным правом владения, но не собственности. Экономически (но, видимо, не сословно) от них отличались те, которые, обычно выступая как субъекты права, имели свои «дома» (хозяйства), включавшие в себя семью, земельный участок (как правило, только на правах владения), определенное количество собственного скота и рабочий персонал - своих рабов. При всем этом создавалась экономическая возможность для известной материальной заинтересованности и хозяйственной инициативы мелких производителей материальных благ. С правовой точки зрения все категории непосредственных производителей составляли единый эксплуатируемый класс-сословие «зависимых, несвободных, подневольных людей» хеттского общества.

Государство у хеттов имело рыхлую структуру. В этом отношении оно не отличалось от Митании и других сравнительно недолговременных государственных объединений Малой Азии, Сирии и Северной Месопотамии. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (xaccy ), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна , и царица, которая могла носить титул тавананна , если она была матерью наследника престола или самого царя. Царь имел важные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и экономические функции. Царица-тавананна наряду с царем занимала высокое положение в хеттской социальной организации: она была верховной жрицей с широким кругом культовых и политических прав и обязанностей, получала самостоятельные доходы.

При царском дворе находилось множество должностных лиц и служителей: «сыновья дворца», «оруженосцы золотого копья», «люди жезла», «надсмотрщики над тысячей», «виночерпии», «стольники», «повара», «чашники», «брадобреи», «хлебопеки», «доильщики» и др. Царя обслуживали «кожевники», «сапожники», «изготовители царских боевых колесниц» и т. д. Они назывались «рабами (слугами) царя», хотя не были рабами в прямом смысле слова. Все они получали за службу участок земли на прокорм.

Храмы представляли собой крупные хозяйства, аналогичные по структуре царскому хозяйству. В храме работали различные категории людей. Это были служители культа («великие жрецы», «малые жрецы», «помазанники», «музыканты», «певчие»), служители «кухни» («кравчие», «стольники», «повара», «хлебопеки», «виноделы»), непосредственные производители (пахари, пастухи, овцеводы, садовники). Все они обозначены как «божьи рабы и рабыни». В действительности же и они не были собственно рабами.

6. ПРАВО И ЗАКОН

Законам у хеттов приписывалось божественное происхождение, хотя в их тексте это и не отражено. Дошедший до нас сборник законов состоит из двух основных таблиц, первая из которых была составлена еще в начале древнехеттского периода (существует и позднейший вариант законов, датируемый XIII в. до н. э.). Хеттские законы, имея классовый характер, уделяли большое внимание защите собственности, в особенности права собственности «свободного» человека. Они устанавливали твердый тариф цен - доказательство известного развития товарно-денежной системы (приводятся и цены на рабов-ремесленников: гончаров, кузнецов, плотников, кожевников, портных, ткачей, птицеловов - от 10 до 20 сиклей серебра) . Целый ряд параграфов посвящен семейному праву, а также праву, наследования. Семья у хеттов носила патриархальный характер: во главе ее стоял отец. Его власть распространялась не только на семейную собственность, но и на жену и детей, хотя права главы семьи по отношению к ее членам не были безграничны. Существовали различные формы брака: брак, подразумевавший уплату определенной суммы со стороны семьи жениха; брак эрребу , при котором зять входил в семью невесты, уплатившую выкуп; брак-похищение. Разрешались браки между различными представителями свободных и несвободных.

7. ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА

Если в результате слияния и скрещения хаттских и индоевропейских племен образовался хеттский этнос, то в процессе слияния культурных достижений этих двух этнических групп была создана хеттская культура, которая с самого начала характеризовалась обилием местных, хаттских традиций. В образовании хеттской культуры значительную роль сыграли хурритский и лувийский культурные элементы. На нее оказали влияние также северосирийский и шумеро-аккадский культурные миры.

Богазкейский архив сохранил нам богатую хеттскую литературу, содержащую тексты официального характера (указы царей, анналы), а также мифы, легенды. Благодаря этому архиву мы познакомились с одной из ранних автобиографий в мировой литературе - «Автобиографией Хаттусили III». В новохеттский период было переведено на хеттский язык значительное число произведений литературы народов Ближнего Востока («Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы). Наибольшее значение имеют хурритское эпическое повествование о царстве на небесах, в котором рассказывается о переходе власти от одной династии богов к другой, и хурритская эпическая поэма о боге Кумарби - «Песнь об Улликумми». Эти произведения служат звеном, связывающим древние литературы Ближнего Востока с древнегреческой мифологической и поэтической традицией, в частности с «Теогонией» Гесиода. Сюжет поэмы о смене четырех поколений богов на небесах аналогичен рассказу Гесиода о переходе власти от Урана к Кроносу и от Кроноса к Зевсу. Сюжет «Песни об Улликумми» очень похож на гесиодовский миф о Тифоне.

Довольно богата хеттская мифологическая литература, включившая в себя и мифы хаттского происхождения. Один из них - мифологический рассказ протохеттского новогоднего ритуала - «Миф об Иллуянке». Ритуал передавал битву между божественным героем и его противником - драконом Иллуянкой, происходившую в связи с приближением Нового года. Эту схватку сравнивают с ритуальными сражениями, которые устраивались во время позднейших новогодних праздников разных стран мира. К хаттской традиции восходит миф о временно исчезающем и вновь воскресающем божестве - «Миф о Телепину». Одним из атрибутов культа этого божества было вечнозеленое дерево.

Памятники хеттского искусства обращают на себя внимание многообразием и оригинальностью форм и типов (серебряные и бронзовые фигурки животных, чаши и кувшины из золота, золотые орнаменты, так называемые штандарты, иногда с изображением оленя). Уникальны каменные идолы из Кюль-тепе, образцы керамики (посуда, ритоны, вазы). С периода Новохеттского царства в Центральной Малой Азии появляется монументальный стиль в разных областях искусства (рельефы на камне, изображения животных - сфинксы, львы), а также в архитектуре. Высокого уровня достигла в Хатти обработка камня, прекрасным примером которой является высеченная в скале скульптурная галерея в Язылыкая. Сохранились оригинальные образцы хеттской глиптики: на царских печатях помещены надписи, выполненные «хеттской» (на самом деле лувийской) иероглификой и хеттской клинописью.

Хеттская религия играла колоссальную роль в идеологической и хозяйственной жизни общества. Как считали сами хетты, существовала «тысяча богов Хатти», включавших божества хеттского, индоевропейского (неситского, лувийского, палайского), хурритского, ассиро-вавилонского, арийского и другого происхождения. Главным божеством был бог грозы, именуемый «царем неба, господином страны Хатти», супругой которого считалась богиня Солнца из г. Аринны - «госпожа страны Хатти, неба и земли, госпожа царей и цариц Хатти».

Традиции хеттской культуры не исчезли и после падения Хеттской державы.

Хеттское царство - так принято называть крупное древнее малоазийское государство, которое существовало во втором тысячелетии до н.э. Хеттская цивилизация начала свое зарождение в третьем тысячелетии до н.э., в это время здесь начался распад родоплеменного строя. К тому же, в Малой Азии появились торговые колонии ассирийцев и аморейцев, которые только ускоряли этот процесс. Вполне вероятно, что на их территории было множество городов-государств, таких как Амкува, Пурусханда, Куссар и прочие. Властвовать в них могли как цари, так и царицы.

До того, как началось образование хеттского царства, люди Малой Азии уже использовали письменность, которую они переняли от послов Ассирии. Как следовало ожидать, здесь также началась жесткая борьба между городами-государствами. Достаточно быстро доминирование в регионе было достигнуто городом Пурусханд, его правитель уже считался «Великим царем» всей Малой Азии. Однако позже власть взял в руки город Куссар. Образование хеттского царства началось, когда правитель Куссара Аниттас создал крупное и могущественное государство, которое и получило название Хеттское царство.

  • Столица хеттского царства Хеттское искусство

История этого государственного образования достаточно богата и насыщена. Период, в который во всем Ближнем Востоке одной из доминирующих сил было Хеттское царство, кратко разделяется на несколько основных периодов. Самый ранний из них называется Древнехеттское царство, этот период был начат в 1680 году до н.э. и закончился 1500 году до н.э. (даты примерны).

В этот период хеттская цивилизация своим центром мнила город Куссар. После царствования Аниттаса в политической жизни государства произошли существенные преобразования. Неизвестно, оказали ли на это влияние предки династии Лапарнаса, впоследствии добившейся власти над Центральной Антолией. Правитель по имени Лапарнас пришел к власти после ухода династии Аниттаса, при этом он не являлся кровным родственником ушедшим царям. Новая династия несла в себе иные традиции, поэтому многие ученые считают, что хеттское царство, кратко говоря, попало под власть иноземца. И хотя это выразилось в смене старроассирийского языка на родной язык, хетты стали использовать иной вид клинописи, который они позаимствовали у хурритов, проживавших на севере Сирии. Династия Лапарнаса восстановила значение Куссара, который был забыт ее предшественниками, и расширила его власть практически над всей Центральной Малой Азией.

Хеттское государство имело очень нестабильную структуру. Многие города и регионы напрямую подчинялись правителю (правительнице), однако царевичи и высшие сановники достаточно быстро получили значительные земельные наделы, децентрализуя, таким образом, власть. И хотя в этот период хеттская держава совершила успешный поход на Вавилон, к началу 15 века до н.э. страна пришла к упадку из-за междоусобной борьбы.
После этого начался период Среднехеттского царства, который продлился примерно до 1380 г. до н.э. Это один из самых неизученных периодов, четкой последовательности правления среди местных царей не просматривается. Истории известны многие имена, по всей видимости, все это были правители отдельных образований государственного типа, на которые распалось Хеттское государство. Однако именно в это время зародилась новохеттская династия, с усилением власти которой в начале 14 века до н.э. наступил период Новохеттского царства, продлившийся до конца 13 века до н.э.

В это время Хеттская империя достигла своего наибольшего расцвета. Хетты снова стали совершать походы на Сирию. Царь Суппилулиум I (1380-1335 годы до н.э.) сумел одолеть в борьбе Митанни и Египет, захватив восточное побережье Средиземного моря. Даже Ассирия не могла противостоять им. В конце 14 века до н.э. был заключен мир с Египтом, и можно со всем основанием сказать, что в этот период Хеттская империя достигла наибольшего могущества. Однако в 13 веке до н.э. снова вспыхнула война, между хеттским царем Хаттусилисом III и фараоном Рамсесом II. Масштабная битва при Кадеше привела к тому, что значительная часть Сирии и Финикии попала под власть Египта, после чего в 1280 г. до н.э. снова был заключен мир. Параллельно с этим прекратилась вражда с Ахейской Грецией. Упадок империи хеттов был связан с так называемым бронзовым коллапсом, который привел к кризису на всем Ближнем востоке.

Последний период, через который прошла Хеттская держава, продлился с 1190 до 700 гг. до н.э, историки выделяют его как «Позднехеттские царства». Когда Новохеттское царство пало, княжества, пребывавшие в вассальной зависимости от него стали жить самостоятельно. Все их правители были убеждены, что только они имеют право наследовать всю власть державы Хеттов, однако никому из них не удалось преуспеть. Не оказывая особенного влияния на происходящее в регионе, эти государства один за другим были захвачены Ассирией и Вавилоном.

Загрузка...