Строительный сайт

Первый рок н ролл. Энциклопедия танца: Рок-н-ролл. Интерес к духовному наследию


Недавно в наш город с акустическим концертом посетила рок-группа «LaScala». В разговорах о творчестве и вечном, речь зашла и о том, что же кроется под понятием рок-н-ролл, таком популярном за рубежом во второй половине двадцатого века, а потом широко распространившегося и в нашей стране, и каким должен быть настоящий рок-н-рольщик.

Такой вопрос музыкантам мы задаем уже не первый раз, но никто пока что не называл десяти правил , хотя, группа «LaScala» почти приблизилась к этой отметке и назвала семь .
Первой на вопрос о том, что такое рок-н-ролл , и может ли он существовать в современной музыкальной индустрии, ответила вокалистка группы Аня Грин : «Это образ жизни, далеко не только музыка» .
Лера Скрипник, ударные: «Согласна с Аней, это состояние души».
Макс Гальстян, гитарист: «Ненавижу рок-н-ролл (при этих словах все смеются)! Всю жизнь мне поломал».

Затем, в ходе беседы музыканты назвали то, каким должен быть настоящий рок-н-рольщик .

1. Лера Скрипник: «Первое правило настоящего рок-н-ролльщика – это никаких правил» .

2. Аня Грин: «Жить ради музыки, адекватно подходить к своему творчеству, чувствовать, что тебе действительно есть, что сказать людям» .

3. Макс Гальстян: «Люби, что делаешь, делай, что любишь» .

Макс Гальстян: «На самом деле тема спорная, потому что я специфически отношусь к тому, что у нас в стране понимают под этим понятием».

Аня Грин: «Да, рок-н-ролл в нашей стране – это немножечко, мягко скажем, не рок-н-ролл».

]]> ]]> ]]> ]]>

4. Макс Гальстян: «Он (рок-н-ролл) и за рубежом умер, теперь это шоу-бизнес, игра, отсюда следующее правило: Играй и получай удовольствие» .

5. Аня Грин: «Да, по крайней мере, это прозвучало честно. Есть определенные правила, подходящие для всех музыкальных направлений. Например, я считаю, что сегодня музыкантам на сцене не хватает адекватности к своему творчеству.
Многие молодые люди объединяются в группы и играют, не все, правда, абсолютно неинтересную, некачественную музыку. Это неправильно, когда люди встают с утра, одевают галстук, берут портфель и идут в офис, а вечером, перевоплатившись, позиционируют себя, как рок-н-рольщики, отсюда правило:
Нет честности – нет рок-н-ролла ».

6. Макс Гальстян: «У нас эту культуру почему-то «косят» и путают понятие рок-н-ролл и качественная музыка. На самом деле это разные вещи. Рок-н-ролл – это самопожертвование ».

7. Макс Гальстян: «Профессионал может играть и в любом кабаке. Рок-н-ролльщик может не знать и «двух аккордов», но это будет рок-н-ролл. Кобейн разве был выдающимся гитаристом? Сид Вишез, хоть и был отчасти проект, но он был настоящий. И его подавали именно таким, каким он был. Но он уж всерьез все это воспринял, видимо, и рано умер. Не значит, чтобы быть рок-н-ролльщиком нужно умереть в 27 или не дожить до 40. Надо просто искать новые формы, оставаясь настоящим ».

Рок-н-ролл танцуют президенты и дворники, молодые и не очень, владельцы особняков и те, кто без гроша в кармане. Это танец для всех, кто любит жизнь.

История возникновения танца

Днем рождения этого сверхпопулярного танца принято считать 12 апреля 1954 года. Именно в этот день на экраны кинотеатров США вышел фильм, в котором танцевальная пара - «крутилась и вертелась» под мелодию песенки «Рок вокруг часов». Танец настолько понравился публике, что распространился по американским штатам с быстротой эпидемии. Затем рок-н-ролл «захватил» и Европу.

Разумеется, танец рок-н-ролл и музыкальное направление под этим же названием - неразрывно связаны. Сначала появилось новая, слегка шокирующая музыка. А потом под динамичные мелодии рок-н-ролла был «сконструирован» танец. Конструктором рок-н-ролла выступил певец Билл Хейли. Он взял да и перемешал два музыкальных стиля - кантри и ритм-энд-блюз и слегка ускорил темп. После «родитель» еще долго колдовал над смесью, и наконец нашел недостающий ингредиент - свинг.

Пропагандировать же новое направление было поручено тогда еще совершенно никому неизвестному водителю грузовика - Элвису Пресли. Что он и сделал, причем - с ошеломляющим успехом.

Что такое рок-н-ролл?

Собственно, танцевальный рок-н-ролл - это одна из форм джайва, адаптированная для широких масс любителей танцев. Сложные акробатические элементы упрощены, и все эти динамичные шевеления, кручения и верчения при переходах партнеров и поворотах можно исполнять на небольшом «пятачке» или же вовсе сходя с места. Рок-н-ролл можно танцевать парами и группами. Но классический вариант, конечно, парный танец - партнер и партнерша.

Рок-н-ролл имеет три составляющих: основной ход, закручивание и раскручивание. Основной ход очень похож на джайв и для разучивания прост, остальные же два элемента красиво исполнить способны лишь опытные танцоры.

Виды танца

Рок-н-ролл может быть представлен в двух видах. Первый - дискотечный вариант - доступен каждому, исполняется на танцевальных вечерах и не требует специальной подготовки. Более же сложным для исполнения видом является акробатический рок-н-ролл.

Акробатический рок-н-ролл

Рок-н-ролл в его классическом варианте, так называемый чистый рок-н-ролл, после своего появления очень быстро стал чрезвычайно популярен. Для любителей этого зажигательного танца, начиная с 60-х годов, один за другим организовывались и проводились конкурсы и соревнования. Стремясь к победе, участники старались включить в свое выступление все больше сложных трюков, тем самым постепенно усложняя танец.

В начале 70-х годов швейцарский хореограф Рене Сагарра, будучи под впечатлением от конкурсных баталий, создал новый танец - спортивный рок-н-ролл. Он сохранил суть танца - веселую бесшабашность и лихость, но подчинил танцевальные па строгому плану. Педагоги-хореографы нашли новый вариант танца очень органичным, и с тех пор рок-н-ролл стал официально спортивным танцем.

С 1977 года рок-н-ролл выступает как самостоятельный вид спорта. Танцевальные элементы настолько плотно сплетены с акробатическими трюками, всевозможными сальто, перелетами и сложными поддержками, что вопрос - спорт это или искусство? - так и остается без ответа.

  • Категория «А» - наиболее сложная программа, которая содержат очень сложные акробатические элементы, поддержки и трюки
  • Категория «В» - средняя по сложности программа
  • Категория «С» - программа, не включающая никаких головокружительных трюков, но представленная грациозными и простыми пируэтами и поддержками.

По акробатическому рок-н-роллу регулярно проводятся Чемпионаты мира и Европы, правда, только по категориям «А» и «В». А Всемирная федерация акробатического рок-н-ролла включает в себя 40 национальных федераций.

Особенности рок-н-ролла

Музыкальный размер 4/4

Быстрый или очень быстрый темп

Словарь музыкальных терминов

Рок-н-ролл

(англ. rock"n"roll, rock and roll - качайся и крутись) - на­правление джазовой музыки, возникшее в США в начале 1950-х гг. Произошел от слияния двух стилей: негритянского - «ритм энд блюз» и сельского американского фольклора - «хилл-билли». Рок-н-ролл стал одной из основ т. н. поп-музыки (см.), получил развитие в раз­личных жанрах - вплоть до опер в стиле «рок» - «Волосы» (кол­лективное произведение). «Иисус Христос - суперзвезда» (муз. Л. Уэббера).

Лексикон джаза

Рок-н-ролл

Rock"n"roll

(произв. от rock and roll раскачиваться и вращаться) - Модный американский танец 50-х гг. Коммерциализированная модификация негритянского ритм-энд-блюза. Название появилось впервые в 1934 г. на пластинке негритянской певицы Басуэл с записью блюзов, выдержанных в танцевальных ритмах. В дальнейшем (с 1951 г.) его использовал в музыкальных радиопрограммах американский диск-жокей Алан Фрид, популяризатор рок-н-ролла, которому часто ошибочно приписывают изобретение этого термина. На основе рок-н-ролла возник целый ряд новых танцевальных жанров (твист, хали-галли, мэдисон и др.), кроме того, он является одним из основных истоков современной рок-музыки.

Энциклопедический словарь

Рок-Н-Ролл

(англ. rock"n"roll, rock and roll, букв. - качайся и крутись), модный американский танец 1950-х гг. Коммерциализированная модификация негритянского ритм-энд-блюза. На основе рок-н-ролла возник целый ряд новых танцевальных жанров, кроме того, он является одним из основных истоков современной рок-музыки. Музыкальный размер 4/4.

Рок-н-ролл - стиль популярной музыки, зародившийся в 1950-х годах в Америке и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применялся при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, рокабилли и т.п. Для рок-н-ролла характерен быстрый темп, большое использование сленга (в основном негритянского) и свобода музыкального исполнения. Основными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Рок-н-ролл явился результатом смеси различных стилей музыки распространенных в то время в Америке. Практически одновременно и независимо друг от друга, неизвестные в то время никому чернокожие музыканты Юга США стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неслышанного до этого звучания. Билл Хэйли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих песнях, основанных на стилях кантри с примесью джаза и буги-вуги.

Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в популяризации рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным баловством, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко определить время начала данного стиля, знатоки часто отдают первенство рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его сегодняшнем понимании был введён в массы Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для распространения нового стиля, которая в то время встречала достаточно большое отрицание со стороны консервативного общества Америки.

Рок-н-ролл явился первым стилем в современной поп музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и черными исполнителями, что немного снизило расовую накалённости тех лет при том, что этот жанр был абсолютно вне политики. Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма много исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни — придавая им при этом рок-н-ролльное звучания.

Классическое звучание рок-н-ролла сложилось в начале 50х.(1954—55 гг.), когда Билл Хэйли , Элвис Пресли , Чак Бэрри , Литтл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов вносил нечто особенное в эту музыку: Элвис Пресли экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Фэтс Домино наконец-то доказал, что его Новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и сумашедшие вопли пианиста Литтл Ричарда стали частью бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Бэрри стали примером для бессчисленных подражаний.

Воплощением рок-н-ролла до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное на молодое поколение не только Америки, но всего мира, и стиль рок н ролла

После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл естественно сразу стал объектом интереса киностудий, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий.

В 1956—57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звездными исполнителями — Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис , Бадди Холли , Эдди Кокран — внесшими новые приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов.

Особое место в истории рок-н-ролла занял Линк Рэя , чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Взлет рок-н-ролла был стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани падения:Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха;

Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят кинокарьерой;

Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.;

Чак Берри был приговорён к тюремному заключению.

Другие певцы стали осваивать другие стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). При этом существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно шлифующих рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался в тупике придя опять на начальный этап, и от конечного исчезновения его не удерживали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на большое желание последних обновить стиль.

Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» The Beatles середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. особенно Чака Берри и Литла Ричарда были заново перепеты британскими группами,в то же время начинает использоваться общий термин — «рок ».

Стиль рок-н-ролл зародился в США в конце 40-х — начале 50-х годов XX-го века из смеси музыки афроамериканских жанров — джаз , блюз , джамп блюз, ритм, евангельская музыки госпел, буги-вуги — и кантри музыки с ее поджанрами вестерн свинг и блуграсс. Некоторые элементы стиля рок-н-ролл прослеживались и раньше в блюзе и кантри, но именно в 1950-е годы ему выделили свое название.

История рок-н-ролла

История рок-н-ролла началась в южных штатах. Во время второй мировой войны четверть населения Соединенных Штатов меняла место жительства — люди переселялись из деревни в город и наоборот, и эта тенденция послужила толчком к столкновению и взаимопроникновению деревенских и городских, религиозных и секулярных течений в музыке. После окончания войны начался период восстановления, люди снова могли преследовать личные цели. Появились новые свободы и идеи. Вместе с тем, снова обострилось расовое разделение. Все эти события, происходившие в обществе, не могли не отразиться на музыке, которую писали в то время.

Первым употреблять название «рок-н-ролл» начал Алан Фрид, диск-жокей из Огайо. Так он называл ту амальгаму ритма, кантри и блюза, которую играл на своем радио шоу. Слова «рок-н-ролл» и до этого встречались в названиях и текстах нескольких композиций афроамериканской «расовой» музыки, с которыми Фрид был несомненно знаком. Спонсор Фрида, который также являлся владельцем магазина грамзаписей, всячески поощрял его использовать именно это название, так как надеялся популяризировать новое звучание и продать расовую музыку белому потребителю. Поскольку и белое, и черное население прониклось новым стилем, музыка рок-н-ролл несколько снизила расовую напряженность того периода. Белые исполнители играли для черной публики, чернокожие музыканты находили отклик у белой аудитории. Особенно популярным новый стиль стал среди тинейджеров, давая им ощущение сопричастности. Стиль рок-н-ролл сформировал молодежную субкультуру, находящую выход не только в музыке, льющейся из радиоприемников, но и в стиле одежды, прическе, определенном сленге. Консервативное общество было очень недовольно подобными тенденциями и много раз пыталось запретить трансляцию рок-н-ролла на радио, обвиняя тексты песен в пропаганде секса и правонарушений.

Существует несколько вариантов трактования слов, составляющих название «рок-н-ролл». Фраза изначально описывала движение корабля по волнам. Позже слово «rock» в значении «трястись» употреблялось для обозначения религиозного трепета чернокожих христиан и в более сленговом смысле было в ходу среди чернокожей молодежи как синоним для танцев или полового акта. Слово «roll» в значении «кататься, вертеться» также использовалось в английском языке для обозначения полового акта со времен средневековья. Таким образом название стиля всегда несло в себе некий подтекст. В российских источниках «рок-н-ролл» часто переводят как «качайся и кружись».

Расцвет рок-н-ролла в США

В 1950-е жанр рок-н-ролл описывали как комбинацию блюза, джаза и кантри, при активном задействовании гитары, басов и ударных.

Музыка рок-н-ролл характеризуется размером 4/4, интенсивным ритмом, подвижным пульсирующим темпом, простыми мелодиями и использованием сленговых слов в текстах.

Первой записанной песней, которую относят к подлинному рок-н-роллу, стала представленная пианистом Айком Тернером и певицей Джеки Бренстон в 1951 «Rocket "88». Многие связывают появление рок-н-ролла с Элвисом Пресли, хотя он записал свой первый сингл только в 1953-м. Массовая популярность жанра началась с песни «Rock Around the Clock», которую Билл Хейли записал в 1954 году. Наступила эпоха рок-н-ролла. Огромный вклад в развитие жанра внесли такие легенды рок-н-ролла, как Фэтс Домино, Бо Дидли, Джин Винсент, Литл Ричард.

Близким к рок-н-роллу направлением стал стиль рокабилли , который также являлся смешением ритма, блюза и кантри, но в отличие от рок-н-ролла очень сильно тяготел именно к кантри и исполнялся преимущественно белыми музыкантами. Термин образовался от соединения слов «рок» из «рок-н-ролл» и «хиллбилли», раннего обозначения музыки кантри. Знаменитыми представителями рокабилли были Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Джонни Кэш. Значительное влияние рокабилли чувствуется в раннем британском рок-н-ролле, особенно в творчестве The Beatles.

Отечественные представители рок-н-ролла

Западные исполнители рок-н-ролла вдохновили музыкантов Советского Союза, в середине 1950-х начали появляться группы, игравшие записанную с радиотрансляций музыку на любительских концертах. Одним из первых этим занялся Анатолий Васильев со своим коллективом. Официально советский рок-н-ролл появился только в 80-х. Среди групп, исполнявших его, важно отметить «Браво», «Рок-отель», «Секрет», «Архив». Через несколько лет сформировались рокабилли коллективы, выступавшие в клубах — «Мистер Твистер», «The Swindlers», «Тихий час».

Звучание советского рок-н-ролла было минималистским из-за недоступности дорогого электронного оборудования, основной акцент делался на тексты, выражавшие социальный протест.

Британский рок-н-ролл

К началу 1960-х популярность рок-н-ролла в США пошла на спад. Так сложилось, что многие известные музыканты покинули сцену по различным причинам. Однако эпоха рок-н-ролла на этом не закончилась.

Еще с 1950-х американская культура начала просачиваться в британское общество. Появлялись новые субкультуры, в творчестве музыкантов прослеживалось влияние американских стилей буги-вуги и блюза. Британцы познакомились с рок-н-ролл музыкой, звучавшей в саундтреках популярных фильмов. Начали появляться любительские рок-н-ролл группы, перепевавшие знаменитые американские хиты. В 1960 песня Джонни Кида «Shakin" All Over» задала стандарт британского рок-н-ролла. Новая волна мирового интереса к рок-н-роллу была вызвана появлением британцев The Beatles в 1963—1964 годах. За ними последовали

Загрузка...