Строительный сайт

Петр Андреевич Клейнмихель - Отец и сын: Николай I - Александр II. Петр Андреевич Клейнмихель - Отец и сын: Николай I - Александр II Петр андреевич клейнмихель железная дорога

Источник - Википедия

Клейнмихель, Пётр Андреевич

Граф (с 1839) Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793 - 3 февраля 1869) - русский государственный деятель из рода Клейнмихелей, протеже Аракчеева и беспрекословный исполнитель воли Николая I . В 1842-1855 годах -главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий . Курировал строительство Николаевской железной дороги .

Воспитывался во 2-м Петербургском кадетском корпусе, директором которого был его отец А. А. Клейнмихель (1757-1815); мать Анна Францевна Ришар (1769-1833).
Выдвинулся главным образом благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. При нём возникла практика выплаты жалованья служащим неофициальным («серым») порядком. Например, архитектору в военных поселениях могли предложить получать «2000 рублей ассиг. явно, а 1000 инкогнито» при общем заработке 3000 руб. ассигнациями в год. В 1826 году назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы.
Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 году ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой, за что был возведён в графское достоинство (1839) и получил шуточное прозвище «Клейнмихель-Дворецкий». Тогда же была выбита в честь Клейнмихеля золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».

16 апреля 1841 года произведён в генералы от инфантерии. В начале 1842 года Клейнмихель исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву, сооружён Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве, выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и прочее. В целом казённые постройки во времена Клейнмихеля возводились быстрее, чем ранее, однако возведение храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора затянулось на долгие годы.
Сразу же по восшествии на престол Александра II Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом Государственного совета, в делах которого почти не принимал участия. Скончался от отека легких в феврале 1869 года, похоронен под Петербургом в Сергиевой пустыни рядом со второй женой.

У Клейнмихеля была устойчивая репутация казнокрада и льстеца. Он стремился предоставить исключительное право постройки в России железных дорог министерству путей сообщения, не допуская к этому частных компаний. По словам недоброжелателей, делалось это с целью создания дополнительных препятствий для постройки железных дорог в России вообще. Клейнмихель постоянно доказывал императору, что России железные дороги были вовсе не нужны.
В общем и целом, те постройки, которые курировались Клейнмихелем, возводились относительно быстро, но обходились казне крайне дорого - подряды давались родственникам либо заинтересованным лицам на выгодных Клейнмихелю, но не выгодных правительству условиях. Например, подряд на поддержание в порядке тракта Москва-Петербург был отдан родственнику Клейнмихеля, при этом современники отмечали, что слишком уж нередки случаи, когда из-за неухоженных дорог и огромных ям опрокидываются дилижансы.
Постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть. Нередки были бунты рабочих во время постройки железной дороги Петербург-Москва. Граф был «ославлен» поэтом Николаем Некрасовым в стихотворении «Железная дорога», где отмечается, что Николаевскую железную дорогу построил не «граф Пётр Андреич Клейнмихель», а русский народ.

Семья
Первая жена (с 1816 года) - Варвара Александровна Кокошкина (ум. 1842) , внучка горнозаводчика А. Ф. Турчанинова и сестра петербургского обер-полицмейстера С. А. Кокошкина. По словам К. И. Фишера, брак её с Клейнмихелем был заключен против воли её родителей. Он же (по причине своего физического недостатка) не только не исполнял своего супружеского долга, но и требовал от неё благосклонного приема волокитства Аракчеева. Начались домашние распри, в которых утешал её двоюродный брат Н. М. Булдаков. Из-за жалоб обманутого мужа Булдакову было высочайше запрещено проживать в одном городе с госпожой Клейнмихель; но она сама стала ездить туда, где жил Булдаков. Наконец Клейнмихель, не имевший больше никакого интереса удерживать непокорную супругу, заключил с ней сделку. Она уступила ему свое приданое, а он обязался быть виновником в нарушении брачной верности, и они развелись. Варвара Александровна вышла замуж за Булдакова, впоследствии симбирского губернатора, с которым была очень несчастна.
Вторая жена (с 1832 года) - Клеопатра Петровна Ильинская (17.10.1811 - 17.01.1865), вдова штабс-ротмистра В. О. Хорвата; дочь Петра Ильича Ильинского и Елизаветы Николаевны Переверзевой; родственница фаворитки Николая I фрейлины В. А. Нелидовой. Была богатой, милой женщиной, а вдовье её положение облегчало Клейнмихелю способы исполнения супружеских обязанностей. В этом браке граф совершенно изменил свой характер семьянина, он сдерживал все свои пары, чтобы не ссориться с женой и её влиятельной родней. Считался «добрым мужем, нежным отцом и был очень кроток с личной прислугой».
За заслуги мужа 6 апреля 1835 графиня Клейнмихель получила ордена св. Екатерины (малого креста), а в августе 1851 года была пожалована в статс-дамы. Состояла председательницей Патриотического общества. В одной из исторических миниатюр Валентин Пикуль утверждал, что, будучи адъютантом Аракчеева, ненавидевшего взяточников, Клейнмихель не брал взяток, однако «они поступали в кубышку через его жену - Клеопатру Петровну, даму чрезвычайно строгую». Скончалась от туберкулеза в Париже, похоронена в Санкт-Петербурге. Была известна в высшем свете как усыновительница незаконнорождённых детей фавориток Николая I. Именно это обстоятельство, если верить злоязычным сплетням, служило причиной карьерного взлёта П. А. Клейнмихеля. Всего в семье Клейнмихеля было восемь детей:

Елизавета (1833-1896), замужем за бароном Н. Г. Пилар фон Пильхау (1831-1886), генерал-лейтенантом; похоронена в родовом имении Клейнмихелей «Ивня-Троицкое».
Александра (1835-1912), фрейлина, замужем за полковником Ф. Ф. Козеном (ум. 1906).
Николай (1836-1878), генерал-майор; женат на графине Марии Эдуардовне Келлер (1846-1931), женщине «весьма предприимчивой и склонной вращаться в свете».
Александр (1837-1856).
Владимир (1839-1882), генерал-майор.
Константин (1840-1912), егермейстер, промышленник, почётный гражданин города Курска.
Ольга (1845-1920), с 1866 года жена шталмейстера князя П. Д. Волконского (1845-1919).
Михаил (1848-1872), умер в Париже.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Петр Андреевич Клейнмихель

Одной из наиболее одиозных фигур царствования Николая был Петр Андреевич Клейнмихель (1793–1869). Начав военную карьеру в 1812 году адъютантом Аракчеева, он через 7 лет стал начальником штаба военных поселений, а в 1826 году – генерал-адъютантом в свите Николая. Дальнейшую карьеру он сделал благодаря родству с фавориткой Николая фрейлиной Варварой Аркадьевной Нелидовой. Еще более возвысился Клейнмихель, взяв на себя более чем деликатную миссию воспитания внебрачных детей Николая.

Это случилось после того, как П. А. Клейнмихель женился во второй раз на молодой, богатой и бездетной вдове Клеопатре Петровне Хорват, урожденной Ильинской. Ее родная сестра Елизавета Петровна Ильинская была замужем за Аркадием Аркадьевичем Нелидовым – братом смольнянки Варвары Аркадьевны. Выпущенная из Смольного института В. А. Нелидова стала жить в служебной квартире Клейнмихелей, размещавшейся в Главном штабе на площади против Зимнего дворца. На красавицу Варвару Нелидову и обратил внимание Николай. У П. А. Клейнмихеля от второго брака было 5 сыновей и 3 дочери, хотя было известно, что первая жена разошлась с ним из-за того, что Петр Андреевич оказался бесплодным. Это подтверждает в своих мемуарах и военный инженер барон А. И. Дельвиг (двоюродный брат поэта А. А. Дельвига), служивший под началом Клейнмихеля. Рассказывали, что когда очередная любовница императора оказывалась в положении, то графиня Клеопатра Петровна Клейнмихель имитировала беременность, увеличивая объем талии подкладными подушечками и поясами и наращивая живот до тех пор, пока не происходили роды у пассии Николая Павловича. Тогда и Клеопатра Петровна оповещала о том, что родила, и предъявляла обществу очередных сына или дочь, давая им фамилию мужа, хотя своих детей у нее не было.

Генерал от инфантерии, генерал-адъютант, а с 1839 г. и граф, Клейнмихель был и главнокомандующим путями сообщения. Среди эпохальных свершений, к коим был причастным П. А. Клейнмихель, значится и Царскосельская железная дорога – первая в России одноколейная пассажирская линия протяженностью 25 верст, связывавшая Петербург с Павловском. Эту, как ее называли в России, «железку», или «чугунку» (рельсы первых дорог делались из чугуна), по которой стал бегать, по российскому выражению, «сухопутный пароход», «пароходный дилижанец» и, наконец, «паровая телега», построили по проекту и под наблюдением профессора Венского политехнического института Франца-Антона фон Герстнора в 1836–1838 годах, но лавры пожал, конечно же, Клейнмихель.

Первая очередь дороги была проложена между Петербургом и Царским Селом, поэтому вся она стала называться «Царскосельской». Ее открытие произошло 30 октября 1837 года. Николай был одним из пассажиров первого поезда, состоявшего из 8 вагонов. Расстояние в 21 версту поезд пробежал за 33 минуты. Среди наград, полученных Клейнмихелем от царя в связи с открытием движения по Царскосельской дороге, была и трость с бриллиантами в рукояти. Придворные поздравляли Клейнмихеля с новой царской милостью, и только злоязыкий князь А. С. Меншиков сказал главному путейцу России: «На месте государя я не пожалел бы для вас и ста палок».

Однако строительство Царскосельской дороги оказалось лишь прелюдией к созданию уже не одноколейной, а двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой – сооружению не в пример более сложному, нежели предыдущее. П. А. Клейнмихелю в этом деле выпала та же роль – главного руководителя и администратора... К моменту окончания строительства в 1851 году дорога была крупнейшей в мире: кроме пути длиной более чем в 600 верст, было сооружено около 300 различных зданий и 184 моста. Но какой ценой это делалось! Недаром Н. А. Некрасов в знаменитом хрестоматийном стихотворении «Железная дорога» воскликнул: «А по бокам-то все косточки русские!» Это были тысячи безвестных русских мучеников, на костях которых и стояла дорога, которая к тому же оказалась и необычайно дорого2й. На ее строительство было израсходовано 64 млн рублей – в 3 раза больше, чем на Западе. А разница уплыла в карманы чиновников и самого графа. Когда один из послов как-то спросил Николая, сколько же стоит Николаевская железная дорога, царь ответил ему так: «Об этом знают только двое: Бог да Клейнмихель».

В 1843–1850 годах Клейнмихель руководил и строительством первого постоянного моста через Большую Неву – Благовещенского. С 1856 года мост назывался «Николаевским», с 1918 года – «Лейтенанта Шмидта». Первый в истории Санкт-Петербурга огромный (треть версты) каменный мост в 7 пролетов, один из которых разводился, справедливо вызывал восхищение современников. Проект его разработал военный инженер Станислав Валерианович Кербедз, создатель множества выдающихся сооружений в Санкт-Петербурге и других городах России. Строительство моста началось с того, что в дно Невы стали вбивать тысячи свай. Работы велись по старинке, почти вручную, и Кербедз, чтобы облегчить, ускорить и удешевить работы, решил придумать машину для вбивания свай. Пока он производил расчеты и рисовал чертежи, дело, хотя и медленно, все же шло вперед. Перед тем, как сделать заказ на изготовление машины, Кербедз показал свои чертежи Клейнмихелю, прося у него помощи в изготовлении опытного образца.

Кербедз недолго ждал ответа. Граф объявил ему письменно строгий выговор за то, что тот не изобрел такую машину раньше, чем и ввел казну в огромные и напрасные расходы. Таким был уровень научно-техниче-ской мысли главного управляющего путями сообщения и публичными зданиями, к тому времени уже и члена Государственного совета графа и генерал-адъютанта П. А. Клейнмихеля.

Услуги, оказываемые четой Клейнмихель царю, а также постоянная близость ко двору из-за интенсивного строительства множества дворцовых и общественных зданий, ни одно из которых не строилось без утверждения императора, делали П. А. Клейнмихеля столь же безнаказанным человеком, как А. X. Бенкендорф, В. Ф. Адлерберг или А. Ф. Орлов. Как-то на почтовой станции не оказалось свободных лошадей, и взбешенный задержкой Клейнмихель насмерть забил станционного смотрителя. Об этом доложили Николаю, но тот ограничился тем, что приказал Клейнмихелю позаботиться о судьбе вдовы и сирот убитого им кормильца.

И еще раз Николай выказал неудовольствие своим другом: однажды курьер из ведомства путей сообщения вез чемодан с 300 000 рублей и каким-то образом потерял его, не доезжая Луги. Начался розыск, но деньги не находились, и тогда Клейнмихель, скрепя сердце, доложил о случившемся Николаю. Прошло время, и к Клейнмихелю явился крестьянин с чемоданом денег, объяснив, что чемодан он нашел уже давно, но не хотел сдавать его в полицию, чтобы не лишиться вознаграждения за находку. Он сам начал разыскивать хозяина денег, потому-то и потерял столько времени, так как поиск оказался нелегким. Клейнмихель дал честному крестьянину 10 рублей, а когда тот стал робко просить прибавки, сказал, что прибавит ему розг за то, что не сразу заявил о находке. С тем мужик и ушел.

Об этом Клейнмихель тоже доложил Николаю. Тот был поражен скряжничеством Петра Алексеевича и велел Клейнмихелю выдать мужику 3000 рублей, но не из доставленных им казенных денег, а из собственных денег графа. Клейнмихель тотчас исполнил приказ Николая и дал честному мужику 3000 рублей, но тому деньги впрок не пошли: он не знал, как ими распорядиться, и вскоре спился.

Вместе с тем Клейнмихелю нельзя отказать в расторопности, необычайном напоре и бесстрашии браться за любое новое дело – будь то строительство первой в России железной дороги или первого каменного моста через Большую Неву, возведение дворца или строительство телеграфной линии Петербург – Варшава. Однако все это сопровождалось самым разнузданным деспотизмом и ни с чем не сравнимым казнокрадством.


| |

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Генерал-адъютант, член Государственного Совета, род. 30 ноября 1793 г., ум. 3 февраля 1869 г. Отец его, Андрей Иванович, был директором 2-го кадетского корпуса и генерал-лейтенантом. П. А. Клейнмихель числился в Дворянском полку, но воспитывался дома; 7 февраля 1808 г. он вступил на действительную службу подпоручиком в лейб-гренадерский полк и сначала состоял при отце; 23 марта 1812 г. переведен в Преображенский полк и зачислен адъютантом к гр. Аракчееву. С этого времени началось его чрезвычайно быстрое движение по службе: 16 мая 1814 г. он был назначен флигель-адъютантом Его Величества, 30 августа того же года с.-петербургским плац-майором, 1 января 1816 г., т. е. всего 23-х лет от роду, произведен в полковники и 24 марта 1819 г. сделан начальником штаба управления военными поселениями; 8 июня 1820 г. произведен в генерал-майоры. Исполняя эту должность Клейнмихель непрерывно пользовался расположением сначала гр. Аракчеева и Императора Александра I, а затем и Императора Николая I; он очень много раз получал выражение Высочайшей благодарности за действия свои по управлению военными поселенцами; особенно милостиво относился к нему Император Николай Павлович. 22 Августа 1826 г. Клейнмихель назначен был генерал-адъютантом. 1 Мая 1832 г. назначен дежурным генералом главного штаба Его Величества; 19 июня 1835 г. с переформированием управления военными поселениями в департамент назначен директором этого департамента; в то же время заведовал инспекторским департаментом военного министерства; 16 апреля 1841 г. произведен в генералы от инфантерии. Он принимал участие в работах многих комиссий, назначенных Императором Николаем Павловичем для изучения или для реформирования разных частей армии и флота, затем в 1830 г. на него возложено было составление исторического описания одежды и вооружения российских войск; в 1837 г. по его представлению учрежден для этого особый комитет, председателем которого Клейнмихель и состоял до 21 октября 1855 г.; описание это составлено главным образом трудами А. В. Висковатова и вышло в 1841-1862 гг. под названием "Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древних времен" (30 выпусков). Кроме того, Клейнмихель принимал деятельное участие, постоянно доставлявшее ему все более и более заметное благоволение Императора Николая, в комиссиях по сооружению разных построек в Петербурге: так в 1828-1829 гг. он заведовал постройками дома трудолюбия и дома Патриотического института, в 1835 г. постройкою зданий Чесменской богадельни; особенное благоволение он заслужил своим участием в комиссии по возобновлению сгоревшего в 1837 г. Зимнего Дворца, - по окончании работ 26 марта 1839 г., при особо милостивом рескрипте П. А. Клейнмихель получил графское достоинство; после этого он заведовал еще постройкою зданий военного госпиталя, каменного моста через Неву - открыт 21 ноября 1850 г. и назывался сначала Благовещенским, ныне Николаевский; тогда же назначен в комиссию по сооружению новых зданий Эрмитажа. 4 марта 1834 г. назначен был председателем комитета, учрежденного для устройства телеграфного сообщения между С.-Петербургом и Варшавою; 1 февраля 1842 г. назначен членом комитета и строительной комиссии, учрежденной для устройства С.-Петербурго-Московской железной дороги, 10 февраля ему поручено главное заведование канцеляриею комитета; со 2 апреля до 11 августа того же года управлял в отсутствие военного министра военным министерством, и 11 августа 1842 г. назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. Главным делом Клейнмихеля за это время является сооружение Николаевской железной дороги. Паровозное движение началось в 1846 г. сначала на участке от Петербург до Колпина, к этому же времени был устроен и Александровский завод; затем в 1849 г. открыто было движение между Петербургом и Чудовым и между Тверью и Вышним-Волочком; вся линия открыта была 1 ноября 1851 г., как раз в срок еще при начале работ назначенный Императором. Государь живо интересовался ходом постройки и деятельностью Клейнмихеля был очень доволен; но нельзя не признать, что она, при своей аккуратности и быстроте, обходилась чрезвычайно дорого и государству и народу; постройка Николаевской дороги обошлась в 64000000 с лишком, по 107000 pуб. на версту дороги. Кроме этого главного своего дела Клейнмихель устроил и несколько новых шоссе. 15 октября 1855 г. по прошению он был уволен от должности министра путей сообщения с оставлением в звании члена Государственного Совета. - Супруга гр. П. A. Клейнмихеля, вдова штаб-ротмистра Хорват, урожденная Ильинская, графиня Клеопатра Петровна , род. 17 октября 1811 г., ум. 17 января 1865 г.; была статс-дамою, кавалерственною дамою ордена св. Екатерины и председательницею патриотического общества.

"Подробный формуляр службы Генерал-Адъютанта гр. П. А. Клейнмихеля" (печатный); "Русский Инвалид", 1869 № 19.

{Половцов}

Клейнмихель, граф Петр Андреевич

Русский государственный деятель (1793-1869); воспитывался во 2-м спб. кадетском корпусе. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. В 1826 г. назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы. Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 г. ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была выбита в честь К. золотая медаль с надписью: "Усердие все превозмогает". В начале 1842 г. К. исправлял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 г. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и проч. Казенные постройки во времена К. возводились быстро, но стоили казне массы денег, а народу - человеческих жертв. По восшествии на престол Александра II, К. был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.

{Брокгауз}

Клейнмихель, граф Петр Андреевич

Генерал-адъютант, член Гос. Сов., сын Андрея Андреевича Клейнмихеля, род. 30 ноября 1793 г., числился в Дворян. п., которым командовал в то время его отец, но воспитывался дома. В 1808 г. К. вступил на службу подпор. в Л.-Грен. п., в конце 1808 г. был переведен в лейб-гвардии Конный п., где оставался до мрт. 1812 г., когда был переведен в Преображенский полк и назначен адъютантом к гр. Аракчееву. Во время Отеч. войны К. состоял при командире V корпуса г.-л. Лаврове, а также участвовал в камп. 1813-1814 гг. В мае 1814 г. К. был назначен флиг.-ад-том к Его Императорскому Величеству, а по возвращении в Россию, 30 авг., СПб. плац-майором. 1 янв. 1816 г., т. е. всего 23 л. от роду, К. был произведен в полк. и в мрт. 1819 г. сделан начальником штаба управления воен. поселениями. К. непрерывно пользовался расположением гр. Аракчеева и Имп. Александра I, а затем и Имп. Николая I. В 1820 г. К. был произведен в генерал-майоры. Особенно милостиво относился к нему Имп. Николай I, который в день своей коронации, 22 авг. 1826 г., назначил К. генерал-адъютантом. Произведенный в 1829 г. в г.-л., К. во время польск. восстания 1831 г. исправлял долж-сть деж. генерала рез. армии в с.-зап. крае, а в 1832 г. был назначен деж. генералом гл. штаба Его Вел. В 1835 г., с переформ-нием управления воен. поселениями в деп-т, К. был назначен дир-ром этого деп-та и в то же время заведовал инспект. деп-том воен. мин-ства; в 1841 г. был произведен в генералы от инфантерии. К. принимал участие в работах мног. комиссий по реформнию армии и флота, а также в занятиях комитета для составления "воинского пех. службы устава"; затем в 1830 г. на него возложено было составление истор. описания одежды и вооружения рос. войск, для чего, по его представлению, был учрежден комитет, председ-лем которого К. и состоял до 1855 г. Описание это составлено, гл. обр., трудами А. В. Висковатова и вышло в 1841-1862 гг. под назв. "Историч. описание одежды и вооружения рос. войск с древних времен" (30 выпусков). Кроме того, К. принимал деят. участие в комиссиях по сооружению разн. построек в СПб.: так, в 1828-1829 гг. он заведовал постройками дома трудолюбия и дома Патриотического инст-та, в 1835 г. - зданий Чесмен. богадельни, но особенное благоволение Имп-ра он заслужил участием в особ. комиссии по возобновлению сгоревшего в 1837 г. Зимн. дворца; за быстрое окончание работ 25 мрт. 1839 г. при особо милост. рескрипте К. получил граф. достоинство, причем в честь его была выбита зол. медаль с надп. "Усердие все превозмогает", и этот девиз был включен в его герб. После этого К. заведовал постройкой зданий воен. госпиталя, первого пост. камен. моста через Неву (открыт 21 ноябр. 1850 г., ныне Николаевский), а также входил в состав комиссии по сооружению нов. зданий Эрмитажа. В 1834 г. К. был назначен председ-лем комитета, учрежденного для устр-ва телегр. сообщения между СПб. и Варшавой, а в 1842 г. - членом комитета и строит. комиссии по постройке СПб.-Моск. ж. д., причем ему было поручено завед-ние канцелярией комитета. Со 2 апр. по 11 авг. 1842 г., за отсутствием воен. министpa, К. управлял воен. мин-ством, а после кончины гр. Толя (в авг. 1842 г.) был назначен главноуправляющим путями сообщения и публич. зданиями. Глав. делом К. за это время является сооружение Николаевской ж. д. Как и все постройки времени К., сооружение Николаевской ж. д. обошлось чрезвычайно дорого и государству и народу и стоило 64 млн. руб. с лишком. Суров, характеристику К. дает М. И. Семевский: "К. - это Аракчеев в более позднем и неск. исправленном издании". По восшествии на престол Имп. Александра II К. одним из первых сошел с арены высш. госуд. деятельности: 5 окт. 1855 г. по прошению он был уволен от долж-сти с оставлением в звании чл. Гос. Сов., в делах которого почти не принимал участия. Умер 3 фвр. 1869 г. (Подроб. формуляр службы К-, "Рус. Инв.", 1869, № 18; М . И . Семевский . Дворян. п. в трудах, научн., историч. и литературных, его бывш. воспитанников. СПб., 1877, отдел. оттиск из "Рус. Стар.").

{Воен. энц.}

Клейнмихель, граф Петр Андреевич

(супруг К. П. Клейнмихель, см.), главноуправлявший пут. сообщ. и публ. здан. (до 1856 г.); род. 1793 г., † 3 февраля 1869 г. на 76 году жизни.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Клейнмихель, граф Петр Андреевич" в других словарях:

    Граф Пётр Андреевич Клейнмихель … Википедия

    - (1793 1869), граф (1839), российский государственный деятель, генерал от инфантерии (1841). В 1842 55 главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил постройкой железной дороги Санкт Петербург Москва. Уволен за… … Энциклопедический словарь

    Крюгер, Франц. Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля. Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851 Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793(17931130) 3 февраля 1869) русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской… … Википедия

    Крюгер, Франц. Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля. Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851 Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793(17931130) 3 февраля 1869) русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской… … Википедия

    Крюгер, Франц. Портрет Петра Андреевича Клейнмихеля. Холст, масло. 137х104 см. Германия. 1851 Пётр Андреевич Клейнмихель (11 декабря (30 ноября) 1793(17931130) 3 февраля 1869) русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской… … Википедия

    Клейнмихель (Петр Андреевич, граф) русский государственный деятель (1793 1896); воспитывался во 2 м санкт петербургском кадетском корпусе. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником… … Биографический словарь

Загрузка...