Строительный сайт

Кто кого: Китай прекратил закупку нефти из США. Про нефтедобычу в китае Нефть и газ китая

Активная деятельность по всему миру китайских нефтяных компаний уже давно вызывает опаску у западного мира. В России к этой экспансии также относятся неоднозначно - на почве старинного страха перед «желтой угрозой» Китай подозревают чуть ли не в желании достичь мирового господства. Между тем, такая энергичность китайцев имеет совершенно простое объяснение. Дело в том, что у них почти нет своей собственной нефти.

Следующая остановка - Россия

В настоящее время Китай потребляет 12,4 млн. баррелей нефти в день в то время как еще в 2009 году эта цифра была на уровне 8 млн. барр./день. По прогнозам спрос на нефть будет расти еще довольно долго (хотя, может быть, и не так бурно). Этому будут способствовать продолжение экономического роста, расширение среднего класса и увеличение количества автомобилей в Китае.

В тоже время Китай не может обеспечить себя собственной нефтью - сейчас там добывается всего 3,8 млн. баррелей в день, да и то этот показатель в последнее время падает. В 2016 году из-за истощения основных месторождений производство нефти упало на 7%, в 2017 году ожидается примерно такое же падение. При этом запасы нефти в Китае относительно небольшие - около 25 млрд. баррелей, что покрывает примерно 5–6 лет потребления.

Таким образом, в настоящее время Китай вынужден импортировать 8–9 млн. баррелей в день - около 70% всей потребляемой в стране нефти. Импорт растет каждый год из-за постоянно растущего спроса и падающей собственной добычи, и китайцам приходится без отдыха постоянно разыскивать новые источники нефти.

Китай стремится не просто закупать нефть, но по возможности входить в долгосрочные отношения с нефтедобывающими странами. В идеале китайцы предпочли бы добывать нефть непосредственно - покупая лицензии, получая концессии или входя в доли проектов - но не везде получается этого добиться, так как к ним во многих местах относятся с опаской и до месторождений стараются не допускать.

Старый добрый Ближний Восток

До недавнего времени Китай импортировал нефть в основном из Ближнего Востока - на этот регион приходилось более 50% внешних поставок. Сейчас, с появлением других источников, доля ближневосточных стран в общем импорте Китая сократилась, но абсолютные объемы продолжают расти.

Китай в настоящее время закупает примерно 1 миллион баррелей в день у Саудовской Аравии, 700–800 тыс. у Омана, 700–800 тыс. баррелей в Ираке (импорт из этой страны растет особенно сильно) и 600–700 тыс. в Иране.

Китайцы также сами добывают нефть в этом регионе, но не так активно, как им бы хотелось. Самые прочные позиции они заняли в Ираке, воспользовавшись тем, что этот регион только недавно открылся для иностранных компаний, и конкуренция с международными нефтяными компаниями была не очень сильна из-за разного рода вооруженных столкновений и терактов.

Китайская CNPC на долевой основе добывает нефть на месторождении Румайла, а также выступает в качестве оператора на некоторых других месторождениях. Другая китайская государственная компания, CNOOC, работает в качестве оператора в районе Майсан. Sinopec добывает нефть в Курдистане, а PetroChina (подразделение CNPC) вошла в проект Западная Курна-1, выкупив долю в 25% у ExxonMobil (кстати, от покупки этой доли отказался Лукойл по соображениям безопасности).

В соседнем Иране Китай разрабатывает два относительно небольших месторождения - Ядарван и Северный Азадеган, которые сейчас совместно производят, по некоторым оценкам, около 150–200 тыс. баррелей в день.

В феврале 2017 года китайцы приобрели 12% в Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC) - крупнейшей концессии эмирата, заплатив за это 2,7 млрд долларов. Китайская доля будет соответствовать добыче примерно 200 тыс. баррелей в день.

Китайцы не участвуют в добыче нефти в Саудовской Аравии, но у них есть большая заинтересованность в том, чтобы там закрепиться. Как известно, саудовцы планируют продать 5% своей национальной компании Aramco иностранным инвесторам. Когда размещение акций через биржи забуксовало - инвесторы посчитали, что оценка компании в 2,6 триллиона долларов, на которой настаивают саудовцы, является завышенной - появились упорные слухи о том, что этот пакет акций предложил выкупить Китай.

Кроме того, Китай уже давно тесно сотрудничает с Саудовской Аравией в «даунстриме» - страны совместно владеют несколькими НПЗ, расположенными как на территории Саудовской Аравии, так и в Китае.

Африка

Одним из крупнейших поставщиков нефти Китая является Ангола, поставляющая в среднем 0,9–1 млн. барр./день.

В собственную добычу в Анголе Китайская государственная компания Sinopec инвестировала около 10 млрд. долларов, однако здесь их постигла неудача - планировалось добывать около 1 млн. баррелей в день, но реальная добыча не превысила 150–200 тыс. Оценка резервов месторождений оказалась завышенной, проекты убыточными, и в 2015 году президента Sinopec посадили в тюрьму за коррупцию.

В Судане Китай обосновался после ухода оттуда западных компаний из-за американских санкций. Китайские компании приобрели там мажоритарный пакет в ряде месторождений и занимаются непосредственно добычей. Однако уровень производства нефти в Судане скромный - в среднем поставки в Китай составляют 100–200 тыс. барр./день.

Китайцы вложились в добычу и в Южном Судане (после его отделения от общего Судана), но из-за непрекращающихся вооруженных столкновений и нападений на нефтяников производство нефти там практически сошло на нет.

В Нигерии в настоящее время китайцы закупают не так много нефти, но на эту нефтедобывающую страну у них очень большие планы. В 2016 между странами был подписан меморандум о понимании, согласно которому китайские компании согласились вложить 80 млрд. долларов в разные проекты по добыче, переработке и развитию инфраструктуры.

Кроме того, Китай еще ранее приобрел долю в нескольких проектах по добыче нефти в Нигерии. Дело осложняют повстанцы, орудующие в районе дельты реки Нигер, которые то и дело разрушают инфраструктуру иностранных компаний и убивают их персонал.

Новые поставщики

Как нетрудно догадаться, нефть из упомянутых источников поставляется в Китай морем при помощи танкеров. Китайцы видят в этом определенный риск. В случае гипотетического конфликта с США все нефтяные грузы из Ближнего Востока и Африки могут быть легко перехвачены американским военно-морским флотом - например, в районе Молуккского пролива. Для снижения этого риска китайцы принимают сейчас определенные меры.

Во-первых, Китай развивает мощный порт Гвадар на берегу Аравийского моря в исторически дружественном Пакистане. Нефть и другие грузы будут туда выгружаться с морского транспорта, а потом направляться безопасным сухопутным путем в Китай через пакистано-китайскую границу.

Во-вторых, китайцы приняли решение увеличить закупки нефти у своих непосредственных соседей.

Китай энергично действует в Казахстане, вложившись в капитал крупнейших местных нефтяных компаний и приобретя в 2013 году долю в 8,33% в гигантском нефтяном месторождении Кашаган. Был построен нефтепровод из Казахстана в Китай. Однако в силу ряда причин импорт нефти из этой страны остается до сих пор на относительно низком уровне и составляет сейчас около 0,2 млн. баррелей в день.

Прорыв произошел в другом месте - за последние несколько лет в ряд основных поставщиков Китая выбилась Россия. Катализатором этого процесса послужило охлаждение отношений РФ с Западом, в результате чего русские начали лихорадочно изыскивать дополнительные источники валюты. Важным вкладом в повышение энергобезопасности Китая стало строительство нефтепровода Ангарск-Дацинь пропускной способностью 15 млн. тонн в год (примерно 0,3 млн. баррелей в день). В ближайшее время будет завершено строительство новой нитки нефтепровода с такой же пропускной способностью.

Таким образом, крупнейшие поставщики нефти Китая в настоящее время таковы:

Китай является в настоящее время самым главным игроком на мировом рынке нефти. Хотя Соединенные штаты пока еще остаются крупнейшим потребителем в мире, наличие собственных солидных природных запасов делает их относительно независимыми от мировой торговли. У китайцев такого преимущества нет, и они вынуждены скупать нефть и доли в добыче по всему миру, не гнушаясь никакими, в том числе самыми рискованными проектами.

Закабаление предоплатой

Сильно зависящий от импорта нефти Китай стремится выстраивать долгосрочные отношения с производителями нефти для обеспечения собственной энергетической безопасности. Китайцы более всего предпочитают вкладываться непосредственно в добычу, но нефтедобывающие страны не часто предоставляют им такую возможность, относясь к ним с некоторой опаской.

Однако у Китая есть и другие средства для того, что бы крепко привязать к себе поставщиков. Излюбленным методом для обеспечения долгосрочных поставок нефти стали сделки типа «займы за нефть».

Схема довольно проста. Китайский Банк Развития предоставляет нефтедобывающим государствам (или их государственным компаниям) крупные суммы в долг в долларах США. Долг, на который начисляются проценты, должен погашаться поставками нефти на протяжении ряда лет. Цена, по которой поставляемая нефть учитывается для погашения долга, рассчитывается по формуле, в большинстве случаев привязанной к рыночной цене нефти - часто с дисконтом. ­­­­

Хотя такие сделки китайцы заключали давно, масштаб их особенно возрос после кризиса 2009 года, когда в результате мирового финансового кризиса многие поставщики энергоресурсов испытывали нужду в деньгах. Это позволило Китаю обеспечить долгосрочные поставки нефти из стран Латинской Америки и России, и в настоящее время поставки в погашение этих долгов занимают солидную часть общего импорта нефти в Китай.

Обычно такие сделки заключались во время каких-то кризисных ситуаций в нефтедобывающих странах, когда они сильно нуждались в деньгах, которые не могли привлечь каким-то другим образом. Дисциплинированные арабы, не говоря уже о «западниках», такие соглашения с китайцами не заключали.

Однако резкое падение цен на нефть в 2014 году продемонстрировало фундаментальный риск таких соглашений.

В то время, когда поставщики нефти получали такие займы, они им казались почти что «бесплатными деньгами». Однако когда цены на нефть упали, и поставщики стали испытывать большие финансовые трудности, график поставок нефти часто нарушался.

Во многих случаях поставщики были вынуждены резко увеличивать отгрузки нефти, направляемой на погашение долгов китайцам - в ущерб другим поставкам. В результате этого они не только теряли доходы в рещультате падения цен на нефть, но и были вынуждены снижать объем продаж нефти на рынке за «живые деньги» - сильно теряя в выручке. Последующее отсутствие денег на капвложения, бурение и оплату поставщикам становилось причиной падения добычи нефти и дальнейшего снижения выручки. Как результат - поставщики уже не могли выбраться из этого штопора.

В некоторых случаях это было на руку китайцам, которые, выдавая новые займы для погашения старых долгов и контрактуя все большие объемы нефти, увеличивали себе гарантированные источники поставок - при этом практически закабаляя своих должников.

Венесуэла в 2007–2010 годах получила от Китая по такой схеме нескольким траншами $28,6 млрд., которые были использованы правительством для разных инфраструктурных и социальных проектов. По условиям соглашения китайцы должны были получать примерно 0,5 млн. баррелей в день в оплату долга.

Однако когда в 2014 году цены на нефть упали, и в Венесуэле наступил экономический кризис, сроки поставок стали срываться. Для того чтобы помочь государственной компании PDVSA справиться с поставками, Китай выдал Венесуэле еще 5 млрд. долларов в 2015 году. Однако это не помогло переломить ход событий, и дальше речь уже пошла о реструктуризации задолженности.

В настоящее время Венесуэла вынуждена отправлять Китаю бесплатно в счет погашения долга в среднем около четверти всей добываемой в день нефти.

Китайцы выдавали и другие кредиты Венесуэле, и общая задолженность страны перед ними оценивается сейчас примерно в 50 млрд. долларов.

Интересно, что китайцы, опасаясь за сохранность своих капиталов после возможной смены власти в Венесуэле, ведут переговоры также и с оппозиционными силами в стране - для того, чтобы избежать признания этих долгов недействительными в случае их прихода к власти. Это еще раз доказывает, что Китай ведет свою деятельность на сугубо деловой основе, с единственной целью обеспечить себя источниками нефти, избегая разговоров о «дружбе», «осях» и прочем.

Кстати, после того, как китайцы решили воздержаться от нового кредитования Венесуэлы, за дело взялись русские. Роснефть перечислила венесуэльцам 6 млрд. долларов, которые аналогичным образом должны погашаться поставками нефти.

Бразилия получила от Китая первый «заем за нефть» в 10 млрд. долларов в 2009 году сроком на 10 лет. За это бразильцы должны были поставлять китайцам около 200 тыс. баррелей в день. В 2016 году, когда Бразилия начала испытывать серьезные финансовые проблемы, китайцы поддержали их, предложив новый заем на 16 млрд. долларов.

Обретя значительное влияние на бразильцев, китайцы смогли войти в несколько проектов по добыче нефти на территории Бразилии - частично напрямую, частично путем выкупа у других международных компаний.

Китай выдал 1 млрд. долларов Эквадору в 2010 году. Когда страна стала испытывать экономические трудности Китай выделил им еще 2 млрд. и забрал себе доли в некоторых нефтяных проектах.

Анголе Китай перечислил по схеме «заем за нефть» 1 млрд. долларов в 2004 году и 2 млрд. в 2007. В 2014 году было предоставлено еще 2 млрд. долларов государственной нефтяной компании Sonangol.

Ангола очень сильно пострадала от падения цен на нефть и запросила реструктуризацию долга. По некоторым данным, Китай выделил стране еще 7 млрд. долларов в 2015-2016 году на поддержку нефтяной индустрии. Точная информация обо всех кредитах Китая Анголе остается тайной, но, по некоторым оценкам, сейчас страна должна китайцам 25 млрд. долларов.

Возврат ангольских долгов Китаю будет проблематичен. Но зато Китай хорошо укрепился в этой стране. Ангола практически превратилась в бензоколонку Китая - из 1,6 млн. баррелей нефти в день, добываемых там, 1,1 млн. направляются прямо в Китай, причем значительная часть этих поставок не оплачивается, а идет в зачет старых долгов и процентов по ним.

Казахстан получил от Китая в 2009 заем в размере 10 млрд. долларов. Условия возврата займа неизвестны, в том числе непонятно, будет ли он погашаться именно поставками нефти.

Наиболее успешным для китайцев сотрудничество по этой схеме получилось с Россией . Первая сделка такого рода была совершена с Роснефтью в 2005 году: Китай выделил российской компании заем в 6 миллиардов долларов, который надо было погашать в течение 6 лет поставками нефти в размере 0,18 млн. барр./день. Цена, по которой поступающая нефть зачитывалась к погашению долга, была привязана к нефти сорта Брент минус дисконт в 3 доллара за баррель.

Сделка была заключена из-за того, что Роснефть срочно нуждалась в деньгах для выкупа акций компании Юганскнефтегаз - бывшей «дочки» Юкоса.

В 2009 году Роснефть получила от Китая еще один заем в 25 миллиардов долларов, который бы погашался поставками еще 0,3 млн. баррелей нефти в день. Сделка для китайцев была очень выгодной - они не только получали гарантированные поставки нефти, но и инфраструктуру для доставки нефти из России. Деньги россияне потратили на китайцев же - на них был построен трубопровод Тайшет-Сковородино, по котороому нефть доставлялась в Китай. Нужно снять шляпу перед талантом китайских переговорщиков.

В 2013 году Россия получил новый заем от Китая, больше предыдущих, в размере 35 миллиарда долларов. Деньги были потрачены на разные мероприятия - рефинансирование части банковских кредитов, полученных на приобретение ТНК-ВР, приобретение разных компаний (российских и иностранных), наконец, на предоставление займов венесуэльской PDVSA на сумму 6 млрд. долларов - по той же самой схеме «займы на нефть», по которой китайцы финансировали саму Роснефть.

На конец 2-го квартала у Роснефти еще оставалось около 12 млрд. долларов от этих китайских денег. Как стало известно, недавно Роснефть вместе с международной трейдинговой компанией Trafigura приобрела миноритарный пакет в индийской нефтеперерабатывающей компании ESSAR за 12,9 млрд. долларов. Условия оплаты за приобретение этой доли неизвестны, но несомненно, что и на эту сделку пойдет часть денег от займа.

Полностью условия этих китайских займов не раскрываются, неизвестно так же, какие именно поставки идут в зачет долга и по какой цене. За первые полгода 2017 года, согласно отчетности Роснефти, зачет предоплаты составил 3,81 млрд. долларов. Если предположить, что поставки учитывались по цене примерно в 50 долларов за баррель, то в среднем в Китай на погашение задолженности поставлялось 400-420 тыс. баррелей в день.

Кроме того, Китаю открывается доступ и к месторождениям России - шаг, на который в других странах идут неохотно. Китайцам уже предлагали несколько проектов, но они не торопились заключать соглашения и долго торговались с целью снизить цену. В конце концов, Роснефть продала им 20% в добывающей компании «Верхнечонскнефтегаз». Судя по всему, это только начало экспансии китайцев в российском «апстриме».

Экспансия Китая во всем мире будет только продолжаться. Надо понимать, что китайцы не гангстеры и не революционеры, а расчетливые коммерсанты. Если иметь голову на плечах, то сотрудничество ними может стать в высшей степени выгодным, как это показывает пример стран Ближнего Востока. Но если загонять себя в долги, разбазаривать полученные займы, плохо управлять своей нефтяной индустрией - в общем, вести себя недисциплинированно, то может настать момент, когда китайцы все приберут в свои руки - как это показывает пример Анголы и некоторых других неудачливых стран.

Руслан Халиуллин

Перестанет ли Китай добывать нефть через пять лет, а Россия через девятнадцать, как в своем интервью агентству Bloomberg 5 октября наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Дауд?

Это, по меньшей мере, очень спорный прогноз. Китай, вопреки этому прогнозу, имеет реальную возможность резко увеличить добычу и существенно сократить импорт нефти, а положение России на рынке будет зависеть от того, насколько деятельно индустрия страны сможет перестроиться в условиях новой конъюнктуры.

Китайский рынок чрезвычайно важен для нефтеэкспортёров. Сокращение импорта нефти Китаем за счёт роста собственной добычи окажет огромное давление на индустрию.

В отличие от России Китай нефть не экспортирует. Добывая свои 3,5 млн баррелей нефти в день, он импортирует около 9 млн баррелей . Разрыв этот увеличивается. Месторождения-супергиганты Дацинг и Шенгли, некогда обеспечивающие львиную долю добычи страны, истощены. Освоение громадных ресурсов нефти бассейнов Джунгар и Тарим требует инновационных технологий добычи высоковязких и тяжёлых нефтей и природных битумов, которыми Китай пока не обладает. То же касается ресурсов сланцевых нефти и газа, крупнейших в мире запасов бурых и битуминозных углей. Технологии эти, однако, уже существуют и могут быть применены на месторождениях Китая уже сегодня.

Для стран - экспортёров нефти, в числе которых крупнейшими являются Россия и Саудовская Аравия, важны рынки потребления. Европа импортирует порядка 19 млн баррелей в сутки. США, несмотря на растущую рекордными темпами добычу сланцевой нефти, все ещё импортирует порядка 10 млн баррелей. Индия, Турция и целый ряд других экономик с растущим потреблением нефти и газа не разрабатывают собственные ресурсы углеводородов, а импортируют их извне. В целом по миру потребление углеводородов превышает 100 млн баррелей. При этом существенная доля этого потребления может быть покрыта странами-импортёрами за счёт производства собственных ресурсов нефти и газа, что возможно при наличии соответствующих технологий.

В ряде стран усиливается тенденция замещения углеводородов, как источников энергии, на возобновляемые ресурсы. Однако, как справедливо отметил принц Мухаммед ибн Салман в своем интервью, темпы этого замещения пока незначительны и не покрывают растущих потребностей в углеводородах. В то же время рост рынка продуктов нефтехимии способен существенно увеличить потребности производства нефти. То есть потребности мира в углеводородах в перспективе не уменьшатся, однако не стоит опасаться дефицита нефти, заверяет кронпринц. Saudi Aramco надёжно обеспечит мир поставками нефти несмотря на (МБС) снижение добычи рядом стран. Важное заверение в предверии планируемого IPO Saudi Aramco.

В этой связи стратегическим решением последнего года, призванным защитить национальные и корпоративные интересы, явилось соглашение Saudi Aramco с TOTAL о строительстве гигантского петрохимического комплекса на Аравийском полуострове.

В Казахстане эта стратегия все ещё находится в стадии обсуждения. Казалось бы, проблема ресурсной базы для будущего НПЗ нашла свое разрешение и технические препятствия для реализации этой стратегии сняты, но решения пока нет. Казахстан не вправе допустить того, чтобы оказаться мухой меж двух верблюдов, то есть попасть в зависимость от конкуренции главных игроков на уплотняющемся рынке нефтеэкспорта. Да и создание 5-8 тыс. новых рабочих мест в социально напряжённом Мангистауском регионе - мера совсем не лишняя.

В логике кронпринца отсутствует очень важный аргумент, а именно: технологии высокоэффективной добычи трудноизвлекаемых углеводородов, в том числе остаточных запасов нефти истощённых месторождений, залежей высоковязких нефтей и природных битумов, месторождений с дефицитом природной энергии и др., уже начали свое вхождение в индустрию и в течение относительно короткого времени станут превалирующим фактором воздействия на рынок нефтедобычи . Это плохая новость для Его Высочества, и не только для него, поскольку импорт нефти будет прогрессивно снижаться, а конкуренция за потребителя нефти среди экспортёров резко обострится, соответственно, цена упадет. Кто не выдержит этой конкуренции, тот и выпадет из перечня нефтепроизводителей. Кто сумеет вовремя отреагировать на разворот индустрии нефтедобычи в сторону высокоэффективных и экономичных технологий нефтедобычи, те смогут приспособиться к новым реалиям нефтяного рынка. Ключевым словом в процессе станет конкурентоспособность .

О том, что Китай уже включился в эту гонку, говорит тот факт, что PetroChina (CNPC) анонсировала выделение $22 млрд на развитие технологий нефтедобычи в бассейнах Джунгар и Тарим. SINOPEC находится в активном поиске прорывных технологий, CNOOC и другие наверняка не отстанут. Так что Китай скорее всего своё присутствие в перечне нефтепроизводителей сохранит и даже потеснит экспортёров. Что касается России, Саудовской Аравии - посмотрим.

Ближайшие несколько лет покажут, кто устоит, а кто нет. Время пошло.

Экспорт американской нефти в Китай полностью остановлен. Об этом сообщил глава логистической компании China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чуньлинь.

«Мы один из перевозчиков нефти из США в Китай. До торгового конфликта это был хороший бизнес, но теперь он полностью остановлен», — цитирует Чуньлиня агентство Reuters.

В Поднебесную американские производители «черного золота» продавали порядка 20% всего объема экспорта, таковы данные Управления энергетической информации США. В прошлом году поставки Штатов в Китай превысили объем экспорта в Великобританию и Нидерланды. При этом для Пекина Вашингтон не является основным привозчиком: в энергобалансе Поднебесной на долю американской нефти приходится только 3%.

Как уход американского сырья с китайского рынка повлияет на стоимость «черного золота»?

Отвечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский:

«В ближайшее время цены на нефть могут снизиться, но вскоре опять пойдут вверх. Подобные громкие события всегда ударяют по рынку, но нефть — особый случай: спрос на нее стабильно растет, будут найдены другие каналы поставок и новые источники роста. Кроме того, в этом году Китай активно наращивал стратегические запасы нефти, чтобы избежать возможного дефицита. Это тоже играет свою роль.

Скорее всего, в данной ситуации в проигрыше будут США. Дело в том, что Китай занимает второе место после Канады в числе импортеров американской нефти. Китай может достаточно легко перейти на другого поставщика, тем более что американская нефть занимает всего лишь несколько процентов от общего объема импорта, а вот Штаты теряют растущий китайский рынок и крупнейшего импортера. Подсчитать ущерб в целом достаточно сложно, поскольку торговая война наносит удары и по КНР, и по США, снижает их ВВП. Нужно понимать, что Китай тоже не будет молчать в ответ на подобные действия. Он не только найдет других поставщиков, но и может совершить асимметричный ответ, например, избавиться от госдолга США на крупную сумму.

Китай может обратиться к нескольким поставщикам: Западной Африке, а также Ирану, России и другим членам ОПЕК. Кроме того, недавно было обнаружено гигантское месторождение на территории Китая, что может заметно снизить в ближайшем будущем его зависимость от импортной нефти, поскольку Китай стремится наращивать собственную добычу для укрепления энергетической безопасности страны».

В чем суть торгового конфликта между США и Китаем?

Обострение китайско-американских отношений произошло после того, как в июле Вашингтон ввел пошлины на китайский импорт. Китай в долгу не остался и ввел ответные пошлины на американские товары.

Американские ввозные пошлины (10%) вступили в силу в конце сентября, распространяются они на китайскую продукцию, оборот которой оценивается в 200 миллиардов долларов в год. Ответные меры Поднебесной распространяются на 5200 единиц товаров из Штатов объемом 60 миллиардов долларов.

«Таможенная комиссия Госсовета КНР приняла решение о введении повышенных пошлин размером 10% и 5% на импорт 5207 наименований американских товаров объемом около 60 млрд долларов», — говорится в заявлении Министерства финансов Китая.

Кроме того, по данным Минфина США, китайские власти сократили объем вложений в американский госдолг на 7,7 миллиарда долларов. В июне вложения Поднебесной в государственные облигации Штатов составляли 1,178 триллиона долларов, а в июле — уже 1,171 триллиона долларов. Но Китай по-прежнему остается крупнейшим держателем американских долговых обязательств.

Кстати, президент США Дональд Трамп пообещал, что введет дополнительные пошлины на товары из Китая на сумму в 267 миллиардов долларов, если Пекин ответит на действия Вашингтона.

Многие знают, что Китай – это страна, явившая миру порох, фаянс, компас, шелк и бумагу. Сейчас эти сведения стали чем-то обыденным и не вызывающим удивления. Но ведь эти изобретения – еще далеко не все. Если говорить о нефтегазовой отрасли, то и здесь Китай обладал передовыми технологиями.

Как это делали в Китае

В глубокой древности, еще до нашей эры, в Китае уже освоили добычу нефти и газа с помощью бурения скважин. Изобретение ударно-канатного способа бурения принадлежит китайскому строителю Ли Бину, который возводил дамбу на реке Миньцзянь в 250 г. до н.э. Изначально так получали соляной раствор, а позже стали использовать для извлечения из недр нефти и газа.

Для получения нефти сначала выкапывался колодец. В него вставляли трубу из дерева, сверху накрытую камнями – одним или нескольким, но так, чтобы оставалось небольшое отверстие. Далее в трубу опускали металлический груз весом около двухсот килограмм (так называемая «баба»). Груз крепился на канате из тростника и служил сверлом. Силой людей или животных его поднимали и вновь роняли в колодец, разрушая силой удара горную породу. Время от времени «бабу» вытаскивали, содержимое колодца вычерпывали, а скопления воды выкачивали своеобразным насосом из бамбуковой трубы с клапаном. Таким методом китайцы бурили скважину примерно по 60 см в день. Глубокие скважины разрабатывались не один год.

Что касается природного газа, то китайская нация считается первой, кто открыл миру широкие возможности его применения. Уже во II веке до н.э. добыча газа бурением велась систематично. Китайцы изобрели первый в мире трубопровод из бамбука для транспортировки газа из месторождений. И, что поражает еще больше, научились контролировать его горение. Для этого была придумана сложная конструкция из деревянных камер конусообразной формы. Самую большую из них вкапывали в землю на глубину трех метров – в нее из скважины подавали газ. От большой камеры шли трубы к нескольким камерам меньшего размера, установленным над землей. В маленьких камерах были сделаны отверстия для подачи воздуха и смешивания его с газом. Таким образом, рабочие могли постоянно регулировать состав смеси газа с воздухом и избежать взрывов. Избыток газа направляли в трубы, «смотрящие» вверх.

Известно, что в древности добыча газа велась в провинциях Сычуань, Шэньси и Юньнань. Надо ли говорить, что китайский народ прикладывал много усилий для охраны своих технологий. Ведь во всех других частях света нефть все еще добывали примитивными способами – собиранием, копанием вручную колодцев и ям. А природный газ считался чем-то потусторонним или божественным и был, в основном, для людей предметом поклонения и трепета.

Сферы применения

В эпоху правления династии Сун (с 960 по 1270 гг. н.э.) известно об использовании нефти в переносных бамбуковых трубах, которые в ночное время использовались как факелы. Хотя нефть и применяли для освещения жилищ в Китае, но широкого распространения она не получила, может быть, из-за ее неприятного запаха. Тем не менее, у китайцев были в обиходе глиняные горшки с фитилями из тростника, пропитанные нефтью.

Великий китайский ученый Шэнь Ко назвал нефть «каменным маслом» и отметил, что запасы ее в стране огромны и это может оказать влияние на весь мир. Предсказание получилось как нельзя точным. В 1080 –1081 гг. Шэнь Ко применил сажу, образованную при сжигании нефти, в изготовлении туши для живописи и каллиграфии. Его способ стал заменой производству туши от сжигания сосновой смолы.

Китайцы использовали нефть в качестве смазочного материала, в кожевенном деле и медицине для лечения кожных заболеваний.

В 347 году н.э. китайский географ Чжан Цюй в своих записках упоминал, что в месте слияния рек Хуоцзинь и Бупу есть «огненный колодец». Так он назвал место выхода природного газа на поверхность. По его словам, жители этого района приносят сюда головешки из домашних очагов и получают огонь, поднеся их к колодцу. Для поддержания света люди пользуются трубами из бамбука, с их помощью газ можно перенести из одного места в другое на довольно большое расстояние – день пути от колодца.

Газ использовался и для подогрева котлов, в которых выпаривалась добытая из скважин соль.

В справочнике эпохи династии Цин (1644-1912) говорится, что для получения света и тепла, необходимо сделать отверстие в кожаной емкости, наполненной газом, и поджечь.

Война и «китайский греческий огонь»

Нефть, благодаря своим горючим свойствам, использовалась многими народами не только в мирных целях. Так, «греческий огонь», по мнению многих ученых, включал в свой состав нефть, серу, битум и другие горючие вещества. Греки и византийцы с успехом применяли его в сражениях и побеждали, даже если противник имел численное превосходство. В Византии состав «греческого огня» составлял государственную тайну, и продолжал использоваться даже тогда, когда на смену зажигательным смесям пришел порох.

Китайцы познакомились с «греческим огнем» относительно поздно — около 300 года до н.э., но смогли успешно применить его в военном деле. Горючий состав на основе нефти они соединили с другим своим изобретением – «огненной трубой», которая могла извергать непрерывную струю огня. Это древнее устройство имело два впускных клапана – воздух всасывался с одной стороны трубы и выталкивался другой. Рецепт держался в строгом секрете, известно только, что в списке ингредиентов, помимо прочих, были нефть и сера.

В X веке в Китае были изобретены «огненные копья» — трубы из бамбука (или железа), которые наполнялись горючей смесью и привязывались к копьям. Такое копье могло гореть 5 минут и считалось очень грозным оружием. В XIV веке применялись уже передвижные огнеметные батареи на колесах, и, по словам одного из китайских авторов военного руководства, одна такая батарея стоила десятка храбрых солдат. В то время в Китае порох стал постепенно вытеснять нефть в военном деле, а огнеметные батареи позже сменились пушками.

Остается только догадываться, как могла бы развиваться нефтегазовая отрасль в Китае, если бы не маньчжурское завоевание, начавшееся в 1644 году. Многие отрасли в стране, раздираемой войной, деградировали, а технологии забылись. Китай оказался изолирован от внешнего мира, а феодальные отношения укоренились в нем почти на три столетия. Только к середине XIX века здесь снова стали появляться зачатки капитализма.

«Мир вздрогнет, когда Китай проснется»
Наполеон Бонапарт

Основные нефтегазовые провинции Китая
Политика правительства Китая направлена на экономическое развитие регионов в рамках программы «Стабилизация Востока - развитие Запада». Западные и северные районы Китая менее развиты, чем восточные и юго-восточные приморские провинции.
В настоящее время почти 3/4 сырой нефти в Китае добывается на трех месторождениях северо-восточного побережья, запасы которых значительно сократились (Дацин, Даган, Цзидун, Цзилин, Шэнли и Ляохэ).

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ояохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн. т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются. Падание добычи составляет в среднем 12% в год, если в начале 1980-х гг. добыча составляла 55-56 млн т в год, то в середине – уже 50 млн т в год.
К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млнт т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин, Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае, которое в конце 1980-х-начале 1990-х гг. давало 3-3,5 млн т нефти в год.
В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу Гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу. В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинжун, где в 1990 году добыча нефти составляла 5 млн т.
Добыча на восточных месторождениях Китая неуклонно снижается, если в 1990-х гг. объем добычи составлял более 105 млн. т в год, то в 2004 г. - 75 млн.т в год, что на 1,6 % меньше, чем в 2003г. Естественно, в условиях неизбежного снижения добычи нефти на большинстве истощенных восточных нефтепромыслах возлагаются большие надежды на северо-западные районы, обладающими крупными запасами нефти и газа.
В связи с этим китайское руководство объявило ориентацию на развитие нефтедобычи в западных районах страны основным направлением государственной нефтяной политики.
Северо-западный регион Китая в основном охватывает две провинции - Цинхай и Ганьсу и два автономных района - Синьцзян и Тибет. Территория этого региона составляет 40% всей суши Китая, но там проживает всего лишь 4 % населения. Доля региона составляет в добычи нефти страны -13,9%, потреблении нефти- 5,8%, а мощность НПЗ - 10,0%. Более 90% площади региона занимают горы, высокие плато, безлюдная пустыня Гоби и другие пустынные территории. Территория сравнительно богата полезными ископаемыми, однако из-за удаленности, суровых климатических условий и плохой инфраструктуры регион является одним из слабо-развитых в Китае.
В Северо-западном регионе находятся шесть нефтегазовых провинций, где сосредоточено 30% от общих запасов по стране.
Добыча в Синьцзяне и Цинхае увеличивается более высокими темпами, чем в среднем по стране. В пяти из этих нефтяных зон на северо-западе, за исключением Юймыня, старейшего нефтепромысла Китая, прогнозируется увеличение добычи в ближайшие 10-20 лет. Объем добычи нефти в 2004 г. на западных месторождениях составил более 30 млн. т в год, что на 6,0% больше, чем в 2003 г.
В поисках новых месторождений Китай большое внимание уделяет проведению геологоразведочных работ в районах самых крупных нефтяных бассейнов - Таримского, Джунгарского и Цайдамского.
Бассейны Тарим, Джунгар и Турпан-Хами находятся в Синьцзяне. Добыча нефти по этим трем бассейнам в 1998 году составляла около 15,5 млн.т/г, достигла более 20 млн. т/г в 2000-2005 г. и возможно 29,6 млн.т/г к 2015 г.
Таримский бассейн является крупнейшим малоисследованным нефтяным месторождением в мире площадью 560 тыс. км2. За восемь лет его освоения было обнаружено 27 крупных нефтеносных пластов, открыто 10 нефтегазовых полей мощностью 600 млн. т, на пяти из которых уже ведется промышленная добыча сырья. По некоторым оценкам, потенциальные запасы нефти в Таримском бассейне достигают 20 млрд. т и 9,8 трлн. м3 натурального газа, что превышает совокупные уже разведанные запасы Китая более чем в шесть раз.
В северной части Таримской впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-й, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Кыргызстаном (Карато, Башэтопу). Добыча нефти растет небольшими темпами: в 1996 г. - 3,5 млн. т, в 1999 г. - 4,7 млн т, в 2000 г. – 5 млн т, а к 2010 ожидается рост до 14 млн. т в год.
Разработка в Таримском бассейне обещает быть наиболее масштабной и капиталоемкой в истории развития нефтяной отрасли Китая. Потребности в капиталовложениях для данного месторождения оцениваются в несколько миллиардов долларов. Другая проблема состоит в том, что у Китая в настоящее время отсутствуют технические возможности для проведения разведки и разработки столь сложного бассейна. Скважины здесь - самые глубокие в мире (5000 м и более). Геологические образования также отличаются высокой сложностью (имеются многочисленные разрывы), что существенно усложняет поиски залежей нефти. Эти факторы делают бурение в Таримском бассейне очень дорогостоящим (по оценкам CERA, 2-3 тыс. долларов за метр). Значительные трудности с материально-техническим обеспечением, а также недостаток производственных и транспортных мощностей, в свою очередь, способствуют повышению стоимости геологоразведочных работ.
С 1993 года Китай провел 3 раунда по лицензированию добычи нефти в Таримском бассейне, так как район нуждался в сейсмической разведке или разведочном бурении. Однако впоследствии иностранные компании не были допущены к развитию месторождения. Развитие бассейна Тарим замедлено в силу отдаленности и суровыми условиями в регионе.
Следует отметить, что высокие издержки железнодорожного транспорта серьезно подрывают стоимость франко-скважины таримской нефти и таким образом, не способствуют интенсивному ведению разведки и разработки месторождения Тарим.
Кроме того, чтобы доставить нефть к основным промышленным центрам, которые расположены на побережье, необходимо построить нефтепровод протяженностью около 3 000 км. Его потенциальная стоимость оценивается в 10 млрд. долларов. Это связано с тем, что он должен пересечь Таримский бассейн в районе, который является одним из самых высокогорных в мире. Но если все вышеперечисленные трудности удастся преодолеть, то Таримский бассейн станет самым крупным источником сырой нефти в Китае.
По оценкам Международного Энергетического Агентства (IEA) полное развитие бассейна Тарим и строительства нефтепровода произойдет только, если размер подтвержденных резервов будет достаточен для поддержания добычи на уровне, по крайней мере от 25 до 50 млн. т в год, тем самым обеспечив соответствующий прирост добычи, достаточный для строительства трубопровода.
На территории Джунгарского бассейна, расположенного на севере СУАР, находится одно из крупнейших китайских месторождений Карамай, разведанного еще 1987 году. Запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай - Урумчи и Карамай - Шаншань. В 2004 г. объем добычи на этом месторождении составил более 11 млн. в год. Кроме того, важное значение придается месторождениям Кайман и Шиси.
Разведочное бурение в Цзидамском бассейне, северо-западнее провинции Цинхай, началось в середине 50-х годов. Но до начала 80-х годов, когда работы по разведочному бурению и освоению были расширены, регион обладал довольно ограниченными возможностями нефтедобычи.
По данным Министерства нефтяной промышленности КНР, за последнее время китайские геологи обнаружили 72 новых нефтеносных пласта на севере Цайдамского бассейна. По мнению китайских экспертов, район Наньбасянь станет еще одним перспективным источником углеводородного сырья в Китае. Площадь бассейна составляет 240 тыс. км2. Ежедневно в нем добывается 4 300 т нефти и газового конденсата (в эквиваленте 1000 м3 газа на одну тонну нефти). Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.
В 1998 г. в этом бассейне добывали более 1,7 млн.т нефти, но в последнее годы там были обнаружены новые запасы нефти и газа. В 2000 г. отбор с месторождений возрос до 2 млн.т в год, а к 2015 возрастет до 5 млн.т в год.
Чанцинское нефтяное месторождение расположено в бассейне Шэнь-Ган-Нин, простирающемся на территории провинции Ганьсу Нинся-Хуэйского автономного района и провинции Шэньси. Несмотря на то, что к разведочному бурению в этом бассейне приступили в 50-х годах, промышленное освоение месторождения до 70-х так и не начиналось. Недавнее открытие и освоение крупного газового месторождения, запасы которого оцениваются более чем в 20 трлн.куб.футов, намного повышают перспективность этого бассейна. Добыча там нефти в 2004 году составила более 8 млн. т и может возрасти к 2015 г до 11 млн.т/г.
Юймынь - старейшее и обладающее промышленными запасами месторождение Китая - называют колыбелью нефтяной промышленности страны. В конце 50-х годов добыча нефти там достигла 1,5 млн.т в год и с тех пор по мере истощения и старения промысла она снижается. В настоящее время объем нефтедобычи в Юймыне составляет около 0,5 млн. т в год и будет год от года снижаться.
В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше. Однако параллельно с разработкой новых месторождений на западе Китай активизировал геологическую и геофизическую разведку на континентальном шельфе в Бохайском заливе, в южной части Желтого моря, а также в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т. В районе Южно-Китайского моря в 1990-х годах добывалось 150-200 млн т нефти в год (все страны региона), из этого объема на всем шельфе Китая - более 16 млн т.
К проведению работ на континентальном шельфе активно привлекаются крупнейшие зарубежные нефтяные компании. Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай или комплекс Бочжун. Нефтяные поля здесь разделены на блоки, и с 1997 года разрабатываются иностранными компаниями (Chevron, Agip, Samedan, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia (совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т в год.
Общие запасы на шельфе Китая оцениваются в 20-25 млрд т, из них разведано пока менее 1/10. На сегодняшний день пробурено 280 скважин и ведется разведка 42 нефтяных структур. При этом наличие нефти и газа пока показали 84 скважины.
До последнего времени объемы добычи нефти на континентальном шельфе росли наиболее высокими темпами (в 1996 г. они увеличились сразу с 9 до 15 млн т и составили 10% от общего производства в стране). Однако в последующем (примерно до 2010 г.) достигнутый уровень добычи нефти предполагается стабилизировать. По оценкам зарубежных специалистов, получение нового столь же существенного прироста производства нефти связано со значительными финансовыми расходами и может быть достигнуто только в течение довольно продолжительного отрезка времени.

Нефтеперерабатывающие мощности Китая
Суммарная мощность нефтеперерабатывающий заводов в настоящее время составляет порядка 315 млн т в год и занимает по большому счету второе месторождение в Азии после Японии.
Значительная часть мощностей по переработке нефти размещена на северо-западе и севере страны, где находятся крупнейшие нефтепромыслы страны. Бурный рост экономики и возросшая необходимость в импорте нефти дали импульс для строительства новых НПЗ и расширения существующих мощностей в юго-восточных прибрежных регионах, а также в дельте реки Янцзы. В начале 1990-х гг. коэффициент использования производственных мощностей на большинстве китайских НПЗ не достигал и 70% от проектной и повысился лишь в результате политики запрета импорта на бензин и газойля в конце 1990-х гг.
По мнению экспертов, национальные компании КННК и СИНОПЕК столкнулись с необходимость проведения технической модернизации действующих НПЗ и повышение их производительности. В основном, расширение производственных мощностей, как полагают, произойдет в юго-восточных приморских регионах, хотя в юго-западном регионе, где нет крупных центров переработки нефти, планируется строительство новых НПЗ. Например, в Даньяжоу провинции Хайнань недавно был сооружен самый крупный и современный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого составляет около 2,2 млрд. долларов. Рост общих производственных мощностей НПЗ страны прогнозируется довести к 2010 г. до 360 млн.т в год и 400 млн т в год к 2015 г. (См. таблицу 1).
Таблица 1

Прогнозируемый рост мощностей нефтепереработки в Китае, млн. т/г

Район 2000 2005 2010 2015
Северо-восточный 80 73 84 88
Северо-западный 25 25 34 39
Северный и Центральный 60 69 80 88
Восточный 69 83,5 99 105
Южный 35 44 53 65
Юго-западный 1 1,5 10 15
Всего 270 296 360 400

В северо-западном регионе имеется пять нефтеперерабатывающих заводов, а также два нефтехимических завода в Ланьчжоу и Урумчи мощностью до 1 млн т в год. НПЗ в Ланьчжоу, Душаньцзы и Юймыне располагают довольно прогрессивными установками вторичной переработки нефти и способны удовлетворять спрос на разные нефтепродукты на внутреннем рынке. Другие НПЗ относительно просты и в своих схемах установок для сложных технологических процессов не имеют (См. таблицу 2).

Таблица 2
Мощности нефтепереработки на северо-западе Китая, млн. т в год

НПЗ Мощность
Душаньцзы 6,0
Карамай 3,6
Урумчи 2,7
Ланьчжоу 5,7
Юймынь 4,0
Голмуд 1,0
Всего 23

Транспортная инфраструктура
Китай располагает вполне достаточной сетью нефтепроводов для транспорта нефти, добываемой в настоящее время. Эта система протяженностью 11 тыс. км позволяет транспортировать более 90% сырой нефти, добываемой на нефтепромыслах. Однако, несмотря на то, что объемы добычи нефти не увеличиваются, охват нефтепроводной сетью на некоторых территориях оказывается недостаточным.
Большинство существующих нефтепроводов уложены на северо-востоке и севере страны для доставки нефти на расположенные в этом же регионе НПЗ. Большинство НПЗ, расположенных на юге и в бассейне реки Янцзы, получают нефть морским путем, и лишь незначительное число заводов в центральной части Китая все еще ориентированы на доставку сырья железнодорожным транспортом.
В стране отсутствует трубопроводная инфраструктура для транспорта нефтепродуктов, за исключением линии малого диаметра, соединяющий Голмуд в провинции Цинхай с Лхасой в Тибете. Все требуемые объемы нефтепродуктов поставляют потребителям железнодорожным, водным или автомобильным транспортом.
Транспортная инфраструктура на западе и северо-западе неразвита по сравнению с другими районами страны, и общая протяженность системы во всем регионе составляет около 5 000 км. (См. таблицу 3).

Таблица 3
Нефтепроводный транспорт на западе и северо-западе Китая

Наименование Протяженность, км Пропускная способность, млн т/г
Карамай-Урумчи 370 4
Кармай-Душаньцзы 322 4
Ланьчжоу-Голмуд 438 3
Голмуд-Лхаса/нефтепродукты/2 лупинга 1 143 1
Ланьчжоу-Юймынь 628 3
Мэйлинь-Чжоннинь 315 6
Тачжон-Луннань 330 6
Луннань-Корла 103 10
Корла-Шаньшан 475 10

Урумчи с центральным Китаем соединяет только одна крупная железная дорога и несколько железнодорожных линий имеются в Синьцзяне, Цинхае и Ганьсу.
Наряду с освоением ресурсов в северо-западном регионе построено несколько местных трубопроводов для транспортирования сырой нефти на НПЗ и к центрам потребления. Основные нефтепроводы соединяют Карамай с НПЗ в Урумчи и Душаньцзы в провинции Синьцзян, а с месторождения Ленху проложены нефтепроводы до НПЗ в Голмуде (провинция Цинхай) и в Юймыне (провинция Ганьсу). Нефть с промысла Чэнцин по трубопроводу поступает до Чжонниня в Нинся-Хуэйском автономном округе и затем перегружается в железнодорожные цистерны для доставки в Ланьчжоу. В последние году было также построено несколько местных нефте и газопроводов в Таримском бассейне для отгрузки нефти из этого региона.
Вследствие того, что добыча нефти в Сицзяне превышает мощности НПЗ в Урумчи и Душаньцзы, избыточную нефть вывозится на юг и восток страны. В настоящее время объем синьцзянской нефти, перевозимой железно-дорожным транспортом в восточном направлении, составляет более 10 млн. т в год.
Как отмечалось выше, требуемый объем нефти из Синьцзяна должен достигнуть по меньшей мере 25 млн т в год и выше для загрузки магистрального нефтепровода внутри страны - сначала до Ланьчжоу, Центральный Китай (1 800 км) и затем далее на восточное побережье Китая в провинцию Сычуань (1 000 км).
Проект строительства магистрального нефтепровода из Синьцзяна до Ланьчжоу в КННК неоднократно лоббировался в целях более эффективного обеспечения нефтеперерабатывающих заводов на юге и востоке страны. Однако ограничения в потенциальных объемах добычи нефти в Тариме поставили экономическую состоятельность строительства нефтепровода под сомнение. Только подписав с Казахстаном в 1997 г. пакет нефтяных соглашений, в том числе о строительстве трубопровода из Западного Казахстана в Китай, Китай решил проблему реализации внутреннего трубопровода на восток своей страны.
Строительства первого этапа нефтепровода Атасу (Казахстан)- Алашанькоу (Китай) в 2005-2006 гг., а также реализация второго этапа Кенкияк-Кумколь-Атасу (Казахстан) в 2009-2010 гг. мощностью 20 млн т в год позволит обеспечить загрузку нефтепровода «Запад-Восток» в Китае.

Загрузка...