Строительный сайт

Тематическое занятие "древние люди" из цикла "моя планета". Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Первобытные люди Как жили древние люди

Лены Бережной по дню «Каменный век»

День у нас сегодня прошел очень интересно и весело! Сначала мы строили жилище древних людей из камней. Получилось что-то типа пещеры, возле входа которой можно увидеть самих первобытных людей.

А это каменная тропа первобытных людей.

Я рассказала, как первобытные люди добывали огонь. Детишки долго и упорно пытались высечь огонь из камня. Это у нас конечно не получилось, но само занятие стучать камнем о камень понравилось.

Потом мы проверяли на ловкость. Нарисовали круг и детишки без помощи рук пытались вытолкнуть друг друга из круга. От таких игр детишки всегда в восторге!

Дальше мы взяли стрелы и пошли на охоту на мамонта. Богданчик сразу вспомнил про защитную функцию амулетов, и сказал: «Мама, а давай вот эти штучки наденем, которые мы лепили!». Мы надели на шею и ручки амулетики и пошли на охоту! Я была в роли мамонта и пряталась за кустами, а детишки осторожно подкрадывались, а потом с веселыми визгами убегали от меня!
Играли в эту игру долго, пока не устали!

Играли на меткость. Я строила башню из камешков, а детишки ее камешками сбивали.

Потом мы занялись собирательством. Детишкам вручили по ведерку и отправились собирать орехи (камешки).

Пока детишки собирали пищу для первобытных людей, я спрятала в пещере орешки. После отлично выполненной работы, я предложила подкрепиться. Сказала, что первобытные люди спрятали сюрприз в пещере. Детишки с радостью пошли искать!

Мы покушали орешков, попили компатика и решили занятся наскальной живописью. Выбрали по камешку, достали краски и стали разрисовывать камни!

Вот что у нас получилось:

А это Богданчик поставил отпечаток ладошки на асфальте.

После наскальной живописи мы отправились на поиск окаменелостей, которые детки очень быстро нашли!

Вот так весело мы сегодня поиграли! Лена и Оксана, спасибо огромное вам за такие классные идеи игр!

Отчет по всему лагерю

Огромное Вам спасибо за такое огромное количество новых игр и идей, которые были на тренинге! Тренинг просто замечательный!

Во-первых, мне уже сразу понравилось, что тренинг будет проходить в виде тематического интернет-лагеря! Я сама в детстве постоянно по лагерям ездила, и мне очень там нравилось все! А тут Лена с Оксаной предложили такой лагерь для маленьких детишек организовать! Да еще и тематический!

А когда я узнала тему лагеря… История! Раньше я и представить себе не могла, как можно маленьким детишкам в игре дать тему истории! Теперь у меня идей и игр на эту тему хватит еще надолго!

Признаюсь честно, во все предложенные игры мы поиграть не успели! Просто чисто физически времени не хватило! Но мы обязательно в них поиграем! Да и как теперь не поиграть! Детишки сами каждый день теперь спрашивают: «А куда мы сегодня отправимся путешествовать на машине времени?»

Все игры, предложенные на тренинге были просто замечательные. Некоторые вроде бы и простые, но жутко интересные! А некоторые игры требовали некоторой подготовки к ним (костюмы, реквизит)!

Детишкам запомнилось много игр, в которые они теперь либо играют сами, либо просят меня с ними поиграть!

Во время тренинга фантазия начинает работать так, что различные игры придумываются просто налету из ничего! А главное, на улице и другие детишки подключаются к интересной игре! А от веселой компании детишек игра становится еще интереснее! Расшевелить фантазию помогают идеи Лены и Оксаны, отчеты остальных участниц тренинга!

Мамы на улице стали спрашивать, когда я все успеваю делать: и игры интересные придумывать, и реквизит к ним делать, и с детишками так весело играть, и многое другое! На это я посоветовала пройти Ленины и Оксанины тренинги! Главное должно быть желание! А успеть сделать можно многое!

Еще огромное спасибо за идею вести альбом игр! Вообще мне всегда трудновато заниматься оформительской деятельностью (могу не довести начатое до конца, т.к. много разных идей, которые не успеваю записывать). Здесь все совсем по другому получилось!

Воспитатель: Комарова А.А.

Программное содержание:

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека;

Расширить словарный запас введением новых слов: вождь, племя, шкура, мамонт и др.;

Способствовать развитию пантомимических и мимических способностей у детей, развитию мелкой моторики;

Развивать воображение, фантазию, логическое мышление.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме; макет пещеры, макет костра; шкуры-одежды; палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки; сангина.

Ход занятия

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения, и я поведаю вам интересную историю.

Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли он от обезьяны, прилетел ли из космоса, мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации). Скажите, во что он был одет? (Ответы детей). Да, в те времена не было одежды, так как не было фабрик и заводов. Человеку приходилось все делать своими руками. Как вы думаете, зачем ему шкура? А вам для чего одежда? Хотите примерить одежду пещерного человека? (Дети одевают шкуры-одежды). Вот мы и превратились в пещерных людей.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Как вы думаете, где жили древние люди? (Ответы детей). Они жили в пещерах. А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее. (Ответы детей). Да, хорошо было бы развести костер, вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей). Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек»). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

(Звучат голоса леса). Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей). Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов: из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья). У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

(Показ иллюстраций).


На какого зверя похож мамонт? Чем он отличается от слона? А еще тогда водились саблезубые тигры, с большими и острыми, как сабли клыками, огромные пещерные медведи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку»). Какой большой улов! Как же нам ее приготовить? Я знаю, что древние люди очень любили вяленую рыбу, так как это был самый простой способ ее приготовления, ведь у людей не было посуды. Давайте разложим ее на солнышке.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды»).

Ну вот, возле пещеры горит огонь, вялится рыба на солнышке, оружие охраняет нас от непрошеных гостей. Чем же теперь заняться? Когда древние люди были сыты и в безопасности, они любили … рисовать. Да, да, рисовать. Но не на бумаге, а на камнях и стенах пещеры. И карандашом им служили угольки. Конечно, рисунки их были похоже на рисунки маленьких детей, они сохранились до наших дней. (Показ иллюстраций).


Давайте и мы, как древние первобытные люди, попробуем нарисовать на стенах пещеры. (Дети рисуют).

Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Давайте снимем шкуры и снова станем мальчиками и девочками, живущими в нашем мире. Вам понравилось? Как назывались люди, в которых мы превращались? Во что они одевались? Что ели? На кого охотились? Где жили? Как добывали огонь? Я приготовила для вас в группе интересную книгу о жизни первобытных людей и предлагаю пойти и посмотреть ее. (Дети уходят в группу).

Сюжетно-ролевая игра « Стоянка первобытного человека »

Участники : дети 6-7 лет

Цель : Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям радость и удовольствие от сюжетно-ролевой игры .

Задачи :

Воспитывать интерес к истории развития человека ;

Развивать любознательность;

Расширять поисково-познавательную деятельность детей;

Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре и игре.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.

Развивать память, логическое мышление, речь, интерес к самостоятельному решению познавательных задач.

Активизация словаря : жилище, пещера, племя, священный огонь, ритуальный танец, наскальные рисунки.

Материал и оборудование : пещера, шкуры животных, «костер» , камни и палочки для «разведения» костра, «копья» , силуэты животных, листы бумаги, «река» , шпажки, мелки.

Музыкальное оформление : «Звуки Африки» , «Звуки барабанов» .

Предварительная работа :

Чтение книг и энциклопедий по теме «Древний мир» , «Путешествие в Древний мир» , просмотр видеоматериала. Изготовление атрибутов к игре

Ход игры:

Ребята, вы хотите отправиться в каменный век? Мне очень хочется посмотреть, как жили люди в Древнем мире! Кто со мной? ……ответы детей

А вдруг путешествие окажется опасным : нам может встретиться дикий зверь, враждебные племена – вы не боитесь? …… ответы детей

Тот, кто готов отправиться в путешествие по Древнему миру, подходите ближе, чтобы попасть в поле действия машины времени. Приготовились! Вставайте в круг теснее, мы будем заводить машину времени….. игра знаток

Положите руки на плечи друг друга : «Хотим в каменный век! Хотим в каменный век! Хотим в каменный век!»

В древности люди жили не в одиночку, а большими группами – племенами. Представьте, что мы с вами племя.

Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес .

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить,

Огонь они раздобыли,

На нем стали пищу варить.

А ели они руками

И пили воду с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкура на них была.

Вы попали в каменный век и перевоплотились в первобытных людей. Ребята, как вы думаете, во что одевались первобытные люди ? ( берут шкуры животных)

A где вы будете жить?

Давайте и мы построим пещеру! (из блоков и покрывала)

Мальчикам нужно договориться кто какую пещеру будет строить, а девочкам чем они станут заниматься.

Но у нас будет одно правило….

Вы знаете, первобытные люди почти не разговаривали. В основном они общались жестами. Попробуем и мы с вами с помощью жестов без слов передать друг другу какую-нибудь информацию.

Мальчики строят пещеры из блоков, веток и шкур. Скажите, какое занятие у древних людей было самым важным? (охота, рыбалка, добыча еды)

Как же мы с вами будем охотиться на животных и рыбачить? Что будет нашим оружием? Древние люди делали оружие для охоты из палок и камней, лиан. Мы тоже сделаем копья и удочки.

Готовят копья и удочки. Идут на охоту и рыбачить. Забирают добычу,находят яйца,всё несут к пещере.

Девочки: собирают фрукты, травы,

Из чего ели

делают посуду, украшают её,

Как первобытные люди добывали огонь ?

разводят очаг, берегут его, колют орехи, стирают и нянчат детей.

Подводится итог : дети называют, кого они сбили.

Славно поохотились, богатая добыча.

Что будем делать с нашей добычей, сырую съедим или на огне зажарим?

(Садимся вокруг костра и «жарим» на шпажках фигурный мармелад).

А пока наша добыча готовится мы исполним ритуальный танец, чтобы в следующий раз охота была удачной.

Вы хотите его исполнить?

Исполняется ритуальный танец под звуки барабанов.

Ребята, вам нравится наше путешествие в Древний мир? Расскажите, что вам здесь нравится? Кем вы были, чем занимались?

По-моему, еда готова. Кто хочет попробовать?

Через некоторое время гудит «машина времени» .

Ребята, слышите? По-моему, нам пора возвращаться. Или может кто-то хочет здесь еще немного побыть? Может кто-то хочет украсить стены пещер?

Марина Пурина

МКДОУ детский сад №77 г. Новосибирск

Сюжетно-ролевая игра «»

Проводилась во время тематической недели «Быт. Мебель, бытовая техника» .

Участники : дети 6-7 лет

Составила : воспитатель Пурина Марина Геннадьевна

Цель : знакомство детей с жизнью первобытного человека

Задачи :

Воспитывать интерес к истории развития человека ;

Развивать любознательность;

Расширять поисково-познавательную деятельность детей;

Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре и игре.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.

Развивать память, логическое мышление, речь, интерес к самостоятельному решению познавательных задач.

Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям радость и удовольствие от сюжетно-ролевой игры .

Активизация словаря : жилище, пещера, племя, священный огонь, ритуальный танец, наскальные рисунки.

Материал и оборудование : пещера, шкуры животных, «костер» , камни и палочки для «разведения» костра, «копья» , силуэты животных, листы бумаги, «река» , шпажки, мелки.

Музыкальное оформление : «Звуки Африки» , «Звуки барабанов» .

Предварительная работа :

Чтение книг и энциклопедий по теме «Древний мир» , «Путешествие в Древний мир» , просмотр видеоматериала. Изготовление макета «Стоянка первобытного человека »

Ход игры:

Ребята, вы хотите со мной отправиться в каменный век? Мне очень хочется посмотреть, как жили люди в Древнем мире! Кто со мной?А вдруг путешествие окажется опасным : нам может встретиться дикий зверь, враждебные племена – вы не боитесь? Тот, кто готов отправиться в путешествие по Древнему миру, подходите ближе, чтобы попасть в поле действия машины времени. Приготовились! Вставайте в круг теснее, мы будем заводить машину времени! Приготовили руки (заводим мотор) «Р-р-р-р!» ,положите руки на плечи друг друга : «Хотим в каменный век! Хотим в каменный век! Хотим в каменный век!» Руки вверх. Полетели!


Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес .

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить,

Огонь они раздобыли,

На нем стали пищу варить.

А ели они руками

И пили воду с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкура на них была.

Давайте и мы построим пещеру! (из блоков и покрывала)

Ребята, как вы думаете, во что одевались первобытные люди ? (шкуры животных)


Как первобытные люди добывали огонь ? (Добываем огонь) .


Давайте сядем вокруг костра, погреем руки!


Вы знаете, первобытные люди почти не разговаривали. В основном они общались жестами. Попробуем и мы с вами с помощью жестов без слов передать друг другу какую-нибудь информацию.

Один ребенок показывает, остальные отгадывают. Например,

Я хочу есть.

Я видел большого мамонта за горой!

Пора идти на охоту!

Я устал и хочу спать.

Да, не так-то просто было общаться нашим предкам.

В древности люди жили не в одиночку, а большими группами – племенами. Представьте, что мы с вами племя.

Скажите, какое занятие у древних людей было самым важным? (охота, добыча еды)

Как же мы с вами будем охотиться на животных? Что будет нашим оружием? Древние люди делали оружие для охоты из палок и камней. Мы тоже сделаем копья.

Что делали древние люди, чтобы охота была удачной?

(Они исполняли ритуальный танец.)

Да, наши предки верили, что охота будет удачной, если перед предстоящей охотой исполнить ритуальный танец, в котором люди показывали какие они смелые.

Вы хотите исполнить такой танец?

Исполняется ритуальный танец под звуки барабанов




Мужчины берут копья и идут на охоту и рыбалку, а женщины следят, чтобы огонь не потух и следят за малышами, собирают фрукты.

Звучит аудиозапись «Звуки животных» . Дети отправляются на охоту.

Идти надо бесшумно, чтобы не спугнуть добычу.




Подводится итог : дети называют, кого они сбили.

Славно поохотились, богатая добыча.

Что будем делать с нашей добычей, сырую съедим или на огне зажарим?

(Садимся вокруг костра и «жарим» на шпажках фигурный мармелад).



Ребята, вам нравится наше путешествие в Древний мир? Расскажите, что вам здесь нравится?

По-моему, еда готова. Кто хочет попробовать?




Чем древние люди украшали стены своей пещеры?

Наши предки на стенах пещеры запечатлевали самые важные и интересные моменты своей жизни.

У нас от костра остались угольки. Давайте с их помощью нарисуем то, что видели сегодня, что больше всего понравилось.

Дети рисуют мелками.

Через некоторое время гудит «машина времени» .

Ребята, слышите? По-моему, нам пора возвращаться. Или может кто-то хочет здесь еще немного побыть?

Дети решают, кто возвращается, а кто хочет остаться.






Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Как изменяется самостоятельная сюжетно – ролевая игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых.

Проект «По следам первобытного человека» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Автор проекта: Шумкова А. В. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Тип проекта: информационно-творческий.

Цель: становление положительного отношения к результатам труда человека.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о жизни и быте первобытных людей;

— стимулировать проявление познавательного интереса к изменению образа жизни человека;

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;

— дидактическая игра «Историческая лента» (жилища, предметы освещения).

Оборудовани е: видеописьмо, видеопроигрыватель, проектор, слайды (изображение первобытного человека, пещеры, где он жил), настольно-печатные игры «Труд древних людей», «Кому что нужно для труда?», «Дорисуй и раскрась хижины», кусочки вареной и сырой моркови (по числу детей), диктофон.

Ход НОД

Воспитатель . Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо: «Дорогие ребята! К вам за помощью обращаются ученики первого класса. Мы очень любим принимать участие в конкурсах, праздниках, выставках, которые проходят в детском Доме творчества. Скоро там будет проводиться выставка по теме “Доисторическая жизнь”. На эту выставку нужно представить рисунки, аппликации, поделки, макеты, которые рассказывают о том, как жили первобытные люди. Мы, группа учеников первого класса, решили все вместе сделать макет “Уголок древнего мира”. В общих чертах мы представляем, как он должен выглядеть: обязательно должно быть жилище. Но при обсуждении вопроса о том, какой был дом у первобытного человека, наши мнения разделились: одни ребята считают, что первым жилищем древних людей была пещера, другие думают — хижина, а один мальчик сказал, что жилищем первобытного человека была землянка. И вдруг кто-то вспомнил о том, что у вас в группе есть такой макет, и вы так много знаете о жизни первобытных людей. Поэтому мы решили обратиться именно к вам за помощью: расскажите нам, пожалуйста, о том, как жили первобытные люди». Ребята, как мы можем помочь нашим друзьям?

Дети. Мы можем рассказать им о жизни первобытных людей, можем выслать наши рисунки, аппликации, пригласить их в гости, подобрать иллюстрации.

Воспитатель . Я очень рада, что вы готовы помочь ребятам. А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о жизни первобытных людей. Ребята, а вы знаете, почему древних людей называли первобытными?

Дети . Потому что они были первыми.

Воспитатель . Да, слово «первобытный» состоит из двух частей: «первый» и «быт». Быт — то, чем пользуется человек в своей жизни (мебель, посуда, дом), чтобы питаться, не замерзнуть от холода, освещать помещение. Как вы думаете, было ли все это у первого на Земле человека? Легко ли ему жилось?

Дети отвечают.

Почему ему жилось очень трудно?

Дети . Без одежды ему было холодно, негде было укрыться от дождя, ветра, спрятаться от диких животных, он часто голодал.

Воспитатель . Ребята, а почему первобытный человек не мог построить себе жилище, ведь со всех сторон его окружали леса, горы?

Дети . Он не умел строить дом, у него не было подходящих инструментов.

Воспитатель . Да, ребята, человек тогда еще не знал, как использовать деревья, камни или глину. Трудно приходилось человеку без дома. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье себе искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

И в заботах невеселых

Человек мечтал порой,

Как с добычею тяжелой

Возвращается домой.

Как семья его встречает,

Тесно сидя у костра...

И теперь он точно знает —

Дом найти ему пора!

К. Нефедова

Воспитатель. Ребята, и где же нашел свой первый дом человек?

Дети . В пещере.

Воспитатель. Верно! Сначала люди жили в пещерах, которые они не строили сами, а находили их.

Воспитатель через медиапроектор показывает детям изображение пещеры, в которой жил первобытный человек.

Ребята, были ли в пещерах мебель, посуда?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как же люди обходились без всего этого?

Дети . Они сидели на камнях, ели руками, спали на земле, на теплых шкурах, без кроватей и подушек.

Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, чем питался первобытный человек, предлагаю поиграть еще в одну игру.

Игра-лото «Труд древних людей»

Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, коренья, грибы, яйца птиц). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. В ходе выполнения задания они рассказывают о том, что нарисовано на картинках.

Воспитатель предлагает детям попробовать по одному кусочку сначала вареной, а потом сырой моркови, спрашивает, какая из них мягче, легче жуётся, делает с детьми вывод, что это сваренная морковка.

Воспитатель. Первобытные люди сделали очень важное открытие — они научились использовать огонь, готовить на нем еду. Сначала люди очень боялись огня — они не умели его добывать и видели его, только когда молния попадала в дерево, поджигала его и начинался большой пожар. Постепенно люди стали замечать, что огонь дает тепло, отпугивает диких зверей, что коренья или мясо, которые побывали в огне, намного мягче сырых. И они решили использовать огонь — после лесного пожара они собирали еще горячие угли, приносили в свои жилища и хранили их в специальном углублении в земле — делали очаг. Почему они тщательно оберегали его от ветра и воды?

Дети. Потому что зажигать огонь сами они еще не умели.

Воспитатель . Как же человек научился самостоятельно добывать огонь?

Дети. Огонь стали получать в результате трения дерева о дерево.

Воспитатель . Верно! Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень. Как вы думаете, легче ли стала жизнь древнего человека после того, как в его пещере появился огонь?

Дети . Да.

Воспитатель . Почему?

Дети . Огонь давал тепло, отпугивал диких животных, освещал пещеру; пища, приготовленная на костре, была вкуснее, чем сырая.

Воспитатель. Продолжим наш разговор о быте древних людей. Первые предметы, которыми пользовался человек, были очень простыми, для их изготовления не требовалось сложных инструментов. Из чего они были сделаны?

Дети. Из дерева, камня, костей животных.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о том, какие важные приспособления придумывал древний человек, чтобы работа была успешной.

Игра «Кому что нужно для труда?»

Используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого нарисованы древние люди, занимающие разным трудом: охотник, рыболов, женщина, шьющая одежду, и орудия труда, приспособления, необходимые этим людям: копье с наконечником из оленьего рога, стрелы с каменными и костяными наконечниками, нож из острого камня и крупных костей рыбы, костяная игла для шитья одежды, лодка, выдолбленная и£ ствола дерева. В центре листа — вырезанный прямоугольник. Выполняя задание, дети подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Детям нужно соединить линиями людей и приспособления, орудия труда; назвать предметы, рассказать о них и сказать, для чего они нужны людям, здесь изображенным.

Воспитатель . Ребята, а кто научил древних людей делать эти предметы и приспособления?

Дети. Они их придумали сами.

Воспитатель . Да, возможности использования или изготовления предметов человек часто обнаруживал случайно: ложка появилась, когда однажды, перемешивая пищу широкой палочкой с углублением, он заметил, что в ней осталась еда; вилка — после того, как он понял, что брать горячую еду палочкой с двумя зубчиками удобнее, чем одной. Ребята, на что был направлен труд древнего человека?

Дети . На то, чтобы добыть еду, защитить себя от непогоды, от диких зверей.

Воспитатель . Верно! Труд древнего человека был направлен на то, чтобы защитить себя от стихии (ливень, град), от диких животных, чтобы сделать предметы, которыми удобно пользоваться. Ребята, наши друзья-первоклассники просили подробнее рассказать о жилищах древних людей. Как вы думаете, удобно было людям жить в пещерах?

Дети . Нет.

Воспитатель . Почему?

Дети . В них не было дверей, окон, дым от костра оставался в пещере, свет проникал через вход, поэтому там было темно.

Воспитатель . Да, ребята, пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Дверь тогда еще не придумали, поэтому вход постоянно приходилось охранять от непрошенных гостей. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно: в нее протекает вода, в ней сыро, темно и холодно. Кроме того, не в любой местности были пещеры, а жить где-то надо! Человек стал думать, не построить ли себе жилище самому? Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, какие жилища древние люди научились строить сами.

Игра «Дорисуй и раскрась хижины»

Дети делятся на три микрогруппы, каждая из которых получает незаконченное изображение жилища древних людей (хижина, лачуга, шалаш). Нужно угадать, из чего на каждой картинке человек строит дом, дорисовать и раскрасить картинки. После выполнения задания дети рассказывают о том, что нарисовано на картинках, из чего человек строит дом, почему он строил такие дома.

Воспитатель . Ребята, вот мы и вспомнили о том, как жили первобытные люди. Ваши рассказы о жизни первобытных людей я записала на диктофон. Сегодня после сна мы с вами отберем рисунки, аппликации, иллюстрации о жизни древних людей и вместе с записью ваших рассказов отправим их нашим друзьям- первоклассникам. Думаю, это поможет ребятам в изготовлении макета, и они смогут принять участие в выставке, которая будет проходить в детском Доме творчества.

Загрузка...